Лаборатория «Гражданское образование в школе» была создана на базе двух международных проектов: российско-американского «Гражданское образование в информационный век» и российско-британского «Переподготовка педагогов для реализации программ гражданского образования в школах Красноярского края».
Участниками первого проекта (сотрудниками института и гимназии, а также преподавателями и учеными Гавайского университета, США) «Гражданское образование в информационный век» был разработан новый курс для 8 — 9 классов «Введение в современные социальные проблемы». На этих уроках школьники обсуждают конкретные проблемы, с которыми они встречаются в реальной жизни: как можно остановить преступность, дезертирство в армии, конфликт поколений, межнациональные отношения, права учащихся и т.п. Ученики исследуют каждую проблему, ищут ответы на возникающие у них вопросы и предпринимают конкретные действия, направленные на решение обсуждаемой проблемы. Школьники не просто знакомятся с наиболее острыми проблемами нашего общества, но и ищут реальные пути их разрешения, возможные способы собственного участия в этих решениях. В настоящее время этот курс апробируется в ряде красноярских школ, а его авторы разрабатывают новую программу — курс «Обществознания» для старшей школы. (И.Д. Фрумин «Гражданское образование для информационного века: сотрудничество российских и американских педагогов» — pril3, Т.А. Иовщик модуль.: «Как наказывать за дезертирство?» pril5, И.Д. Фрумин, В.В. Башев, «Сравнение особенностей разработки курсов для 9-го и 10-11-го классов: критериальное сравнение»- pril4)
В ходе реализации российско-британского проекта «Переподготовка педагогов для реализации программ гражданского образования в Красноярском крае» была создана модель подготовки и переподготовки школьных команд. В основе проекта лежала идея о том, что для осуществления задач гражданского образования в школах необходимо общее изменение всего школьного пространства, а не внедрение отдельного курса или даже курсов. В решении этой задачи должны участвовать не один-два учителя истории или права, но и другие учителя, завучи по воспитательной и научно-методической работе. Соответственно, для этого необходимо создание в школах команд, состоящих из таких учителей и администраторов, прошедших специальную подготовку и составляющую активное ядро, которое втягивает в свою работу других учителей и учеников. Целью программы является подготовка таких команд для разработки и реализации различных моделей гражданского образования в школах, для разработки учебных материалов и организационных форм гражданского образования. Помимо лекционно-семинарских занятий, посвященных правовым, психологическим, методологическим и методическим аспектам гражданского образования, на семинарах проводятся тренинговые занятия, на которых педагоги получают основные навыки и техники работы в конфликтных ситуациях, критического анализа и отношения. Программа переподготовки ориентирована, прежде всего, не на информационное, а навыковое, деятельное образование педагогов. Стержнем переподготовки является курс «Проектирование», на котором осуществляется совместная работа школьных команд по созданию проектов моделей гражданского образования в конкретных школах с учетом их особенностей, проблем и условий. (программа курса переподготовки — pril1, И.Д. Фрумин, эксперт Всемирного банка реконструкции и развития «Скрытое содержание школьного образования (программа курса)» — pril6, проект школы №74 «Координационно-информационный центр в школе» — pril7)
Результаты проекта показали, что развернувшаяся в последние годы работа по демократизации школы и распространению гражданского образования в школах нуждается в поддержке не только через программы переподготовки действующих учителей, но и через подготовку будущих педагогов в системе высшего образования. Опыт использования разработанных программ и материалов при занятиях со студентами показал необходимость разработки специальных курсов и учебных материалов, отражающих специфику педагогических вузов. Таким образом появился новый проект «Разработка учебных материалов по демократизации школы и гражданскому образованию для высшего педагогического образования», разрабатываемый сотрудниками института совместно с Московским центром интерактивных методов обучения при УРАО. («Аннотации учебных курсов для студентов педагогических специальностей» — pril2)
В июне 1998 года в Красноярске прошла Международная конференция «Гражданское образование в информационный век». Участники конференции, российские и зарубежные специалисты, единодушно отметили высокий уровень деятельности красноярских педагогов. По итогам конференции был выпущен сборник материалов («Гражданское образование в информационный век», Красноярск, 1999)
В рамках работы лаборатории уже в течение нескольких лет ведется разработка и апробация курса для младших подростков «Интересы. Ценности. Нормы». Курс включает в себя три предметные области — право, психологию, этику, основной способ учительского действия на уроке — построение конфликтных ситуаций и с последующим разбором и обучением детей их разрешению. ( А.В. Дорохова, Б.И. Хасан «Что мне можно и что нельзя?» — pril9, творческая работа «Роль лидера в подростковой компании» — pril8)
С января 1998 года при поддержке всех проектов в гимназии «Универс» работает краевой методический центр по гражданскому образованию. В центре собраны материалы о развитии системы гражданского образования в России, методические и дидактические пособия, статистические и справочные данные, дискуссионные и аналитические публикации, учебные пособия и программы, изданные в России, США, Великобритании.