Индивидуально-ориентированная система обучения

Индивидуально-ориентированная система обучения была создана в нашем крае в 1995 году как методическая система, позволяющая учитывать и развивать способности каждого воспитанника детского дома в процессе обучения. А.А. Ярулов, автор системы (директор детского дома в то время), постарался реализовать некоторые ценностные установки, которые позволили бы его воспитанникам чувствовать себя в родной школе не только более комфортно, но и быть успешными в одном из главных дел детской жизни — в учебе.

Несмотря на то, что индивидуально-ориентированная система обучения разрабатывалась для детского дома, она хорошо адаптируется в любом образовательном учреждении. Позднее в крае еще 6 школ и педагогическое училище г. Канска начали внедрять эту систему обучения.

В 1997 году эти образовательные учреждения решили объединиться, и в Главном управлении образования Администрации Красноярского края поддержали их инициативу: На коллегии было принято решение о создании краевого инновационного комплекса по организации обучения на основе индивидуально-ориентированных учебных занятий.

Создание комплекса, по сути, явилось признанием перспективности ИОСО для решения актуальных задач образования школьников. Фактом создания комплекса ГУО брало на себя ответственность за поддержку этого направления изменений в образовании. В региональном центре развития образования была открыта лаборатория ИОСО для научного сопровождения работ по внедрению индивидуально-ориентированных учебных занятий в образовательных учреждениях края. Сейчас в комплексе ИОСО этих учреждений уже 20.

Особенностью индивидуально-ориентированных учебных занятий является то, что при их организации большой процент времени выделяется на самостоятельную работу учащихся. Продуктивность этой работы обеспечивается за счет формирования у учащихся умений планировать собственную деятельность с учетом условий, в которых она будет осуществляться, и действовать в соответствии с планом. Таким образом, при индивидуально-ориентированном обучении учитель основной акцент делает именно на формирование умений, которые обеспечивают школьнику успешное самостоятельное освоение конкретных знаний. Не случайно, наши выпускники, обучающиеся в ВУЗах, отмечают, что им легко учиться, потому что «привыкли выполнять задания даже тогда, когда знаешь, что тебя не спросят. Не выполнишь сейчас, потом вообще не поймешь, как делать следующее, а сдавать-то все равно придется». Наши ученики на своем собственном опыте успели убедиться в том, что если выполнять все, что требуется, последовательно и в срок, то удается тратить гораздо меньше времени на качественное освоение учебного материала.

При традиционных занятиях учитель, организовывая работу каждого, прежде всего озабочен тем, чтобы все учащиеся двигались в одном темпе, и всегда была возможность работать со всеми вместе, а не с каждым в отдельности. Для этого темп опережающих приходится замедлять, давая трудные задания, а отстающих — увеличивать, сознательно оставляя «пробелы» в знаниях. То есть, думать о каждом ребенке учитель вынужден, прежде всего, ради того, чтобы иметь возможность работать со всеми вместе по одной и той же теме.

Основная идея индивидуально-ориентированных учебных занятий — обеспечить каждому учащемуся возможность: • двигаться в собственном темпе; • выбирать собственный уровень глубины освоения данного предмета,  темы;

• систематично и последовательно усваивать учебный материал.

Поэтому, если ученик не освоил данную тему ни на одном из предъявленных в индивидуально-ориентированном плане уровне, он не может переходить к изучению следующей темы.

Индивидуально-ориентированный учебный план является одним из основных средств обучения. Имея уже первого сентября перечень всех заданий по всем предметам, которые необходимо выполнить (и отчитаться за их выполнение), чтобы освоить годовую программу на определенном уровне: нормативном (соответствует оценке «3»), компетентном (соответствует оценке «4»), или творческом (соответствует оценке «5»), школьник имеет возможность самостоятельно определять и корректировать свой темп изучения.

Школьники, особенно в подростковом возрасте, испытывают определенный дискомфорт при публичных выступлениях (ответах у доски) и стараются избегать их. При обучении по ИОСО школьник по каждой теме отвечает учителю лично, что обеспечивает ему «защиту» от насмешек сверстников по поводу неудачного ответа. Это обстоятельство помогает школьнику раскрепоститься и чувствовать себя более уверенно при ответе, не стесняться своего недопонимания, а выяснять непонятные места.

Кроме того, при ответе школьник должен в течение примерно 5 минут говорить самостоятельно, что вынуждает его, во-первых, готовить логичный, доказательный и связный текст, а не рассчитывать на подсказку учителя по поводу того, что говорить дальше, и, во-вторых, брать ответственность за сказанное, поскольку невозможно сослаться на то, что учитель недослушал, не понял, что ты хотел сказать, и «занизил» оценку.

Ученик имеет право на пересамоопределение, имеет право изменить уже осуществленный ранее выбор уровня освоения данного предмета, выучив, пересдать темы на более высокую оценку.

При внедрении системы основные трудности учителя связаны с тем, что ему приходится находить время, чтобы выслушать каждого по каждой теме. Выполнение этой работы связано с перегрузкой учителя. Кроме того, учителю приходится в корне перестраивать свои представления о процессе обучения, в частности, понять и принять, что: • основная деятельность учителя — это не сообщать определенную  информацию школьникам, а организовывать их самостоятельное  овладение этой информацией; • если учащийся самостоятельно без помощи учителя изучил  следующую тему, то результат изучения не обязательно хуже, чем  он мог бы быть; • ученик может не согласиться с оценкой его работы и продолжать  изучать тему сверх отведенного времени для того, чтобы улучшить  результат; • ученик может не хотеть в то время, на которое он опередил  одноклассников в освоении темы, углублять свои знания по этому же  предмету и нужно позволить ему заниматься своими делами; • ученик может категорически отказаться в данный момент времени  заниматься предметом по причине плохого самочувствия или плохого  настроения и не нужно это воспринимать как вызов, не настаивать, а  позволить ему самому определиться; • не одергивать школьника при неправильном ответе, а, выслушав весь

  текст до конца, только тогда указать на допущенные ошибки.

Однако, несмотря на эти трудности, количество учителей, работающих по нашей системе, постоянно растет. Ради тех изменений в учащихся, которые произошли за время их работы по новой системе, педагоги наших площадок готовы тратить время и силы. Их высказывания говорят красноречивее всех научных обоснований и цифр, свидетельствующих о повышении успеваемости, снижении количества пропусков учебных занятий без уважительной причины, снижении тревожности школьников и т.д.

Беляева Н.Г., учитель литературы школы №41 г. Красноярска: «ИОСО содействует развитию речи учащихся. На традиционных уроках невозможно выслушать всех, и многие неуверенные в своих силах ребята так и остаются за „кадром”. При сдаче тем они раскрываются, происходит своеобразное „открытие” учеников. Так, например, Илья В. Он не успевал вписаться в темп урока и подчас „комплексовал” из-за своего неумения быстро сформулировать мысль. При устных ответах (один на один со мной) он разговорился и уже в 11 классе на уроках стал полноправным участником обсуждения».

Хавренкова М.Л., учитель иностранных языков школы-интерната г. Канска: «Работая по технологии ИОСО, конечно, приходится соблюдать авторские требования к учителю. Так я никогда не сравниваю результаты работы учащихся с достижениями друг друга. Мои учащиеся это знают. Им нравится, что нет соревнования между ними. Они понимают, что важен личный прогресс. Вообще, работа по технологии ИОСО изменила в корне психологический климат учебных занятий».

Система обучения, о которой мы здесь рассказали, не является раз и навсегда созданной, неизменной. Она продолжает разрабатываться, совершенствоваться всеми учителями комплекса.