Использование метода проектов в курсе «Введение в бизнес»
Авдеев Виталий Владимирович, учитель экономики и предпринимательства
Маломинусинской средняя школа №7
Введение преподавания экономических дисциплин в систему (полного) общего образования имеет своей целью освоение учащимися основ экономических знаний, ознакомление их со способами познавательной, коммуникативной и практической деятельности в условиях рыночной экономики, овладение ими основами экономического мышления, умения применять полученные знания на практике. Это должно способствовать расширению социального кругозора и восприятию общественно значимых качеств личности.
При изучении курса учащиеся должны приобрести следующие компетентности:
- В сфере гражданско-общественной деятельности;
- В сфере познавательной деятельности;
- В сфере трудовой деятельности;
- В сфере массовой коммуникации.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения содержания образования, состоящего из знаний, ценностных ориентиров, способов деятельности и приобретения практического опыта.
Как в практической деятельности реализовать это содержание? Ведь знания, способы деятельности и ценностные ориентиры реально сформировать в рамках классно-урочной системы обучения. Но как быть с практическим опытом? Ведь реализация этого содержания ведет к пересмотру системы работы школы, значительным затратам времени, трудовых ресурсов, а, главное, денежных средств.
Организация при сельской школе учебно-производственного комбината, малого предприятия – также трудно выполнимая задача.
Одним из путей выхода из сложившейся ситуации считаю организацию проектной деятельности учащихся, направленную на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действия. Ученик, работая над проектом, проходит стадии:
- Планирования;
- Анализа;
- Синтеза;
- Активной деятельности.
Метод проектов использовался в зарубежной и отечественной педагогике в 20 – 30х годах. В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.
Курс «Введение в бизнес» начинает изучаться в Маломинусинской школе учащимися одновременно с «Основами экономики», с 10 класса. Ранее предметы экономического характера учащимися не изучаются. В связи с этим на начальном этапе обучения моей основной задачей, является такая работа с учащимися, которая позволит им за короткий срок овладеть терминологией, знанием основных законов, а также основами экономического мышления. Однако на следующих этапах работы учащиеся уже становятся способны к серьезной самостоятельной деятельности, что и позволяет мне широко применять на уроках проектный метод. Работу учащихся по методу проектов строю как индивидуальную самостоятельную работу, так и групповую. Это позволяет учащимся приобретать коммуникативные навыки и умения. При этом учащиеся сами выбирают себе группу единомышленником, распределяют обязанности.
Учебные бизнес проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют задачи. Эти задачи подбираю таким образом, чтобы они были привлекательными и стимулировали повышение мотивации к проектной деятельности, т.е. выбор задания осуществляется непосредственно учащимися, исходя из потребностей, интересов, знаний и других факторов. Используя метод проектов, дети постигают всю технологию решения задачи – от постановки проблемы до представления результата.
Я выделяю следующие этапы, содержание и оценку проектной деятельности.
Этапы работы учащихся над проектом (для преподавателя).
- Введение в проектную деятельность.
- Определение и утверждение тематики проектов.
- Составление графика работы над проектом.
- Подбор и анализ литературных источников.
- Анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации).
- Контроль за оформлением проекта.
- Организация и проведение предзащиты проекта.
- Контроль за доработкой проекта.
- Защита проекта.
- Подведение итогов работы.
Содержание работы учащихся над проектом (для учащихся).
- Получение необходимой информации о проектной деятельности.
- Выбор темы проекта.
- Составление индивидуального графика работы.
- Обсуждение хода выполнения проекта.
- Оформление проекта.
- Предзащита в группе.
- Доработка проекта.
- Защита проекта.
Конечным результатом работы над проектом является оценивание. Я считаю, что наиболее компетентным является экспертное оценивание – имитация профессиональной экспертизы. Этот этап происходит во время защиты проекта. Учащиеся должны отстоять свою работу, убедить комиссию из преподавателей и присутствующих слушателей (учащихся из разных классов) в значимости проекта, показать свою компетентность в специализированных, экономических, социологических и других вопросах.
Таким образом, у школьников формируется целостное представление о проекте, происходит осознание значимости своей деятельности. Для большей мотивации работы устраивается конкурс проектов, выставка лучших работ.
Проекты по курсу «Введение в бизнес» – это комплексный процесс. Проекты создаются по самым разным отраслям человеческой деятельности (от создания кафе, магазина, до предприятия производственного, ремонтного профилей). Благодаря этому учащиеся знакомятся с «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с технологией, психологией, безопасностью человека и природы, экономикой. В процессе выполнения проекта школьники впервые встречают задачи, где нет единственно правильного решения. Поэтому со временем снижается боязнь ошибочных действий, которые могут снизить оценку. Появляется желание конструктивно разобраться в проблеме, чтобы избавиться от существующих недостатков и добиться желаемого результата.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявлять интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности по отношению к процессу деятельности и ее результатам. Было замечено, что практическая деятельность и опыт работы оказывают сильное влияние на индивидуальное саморазвитие учащихся. Традиционные школьные курсы перегружены учебной информацией, что приводит к заметному разрыву между теорией и практикой. По моему мнению, знания наиболее качественны, если они приобретаются в процессе решения практических задач. Это значит, что знание образов действий необходимы не до решения практических задач, а во время решения. Одновременно поиск решения практических задач актуализирует необходимость приобретения знаний, активизирует познавательную деятельность.
Широкие возможности для проектной деятельности открывают информационные технологии. Ведь благодаря компьютерной технике учащиеся способны создавать красиво и правильно оформленные проекты, выполняют презентации, создают почти профессиональную рекламу продукции…
За период с 1999 по 2002 годы были разработаны до уровня практической реализации следующие проекты:
- Загородное кафе;
- Ремонтно-строительная бригада;
- Магазин товаров для детей;
- Продовольственный магазин;
- Интернет – клуб и др.
К сожалению, недостаток практического опыта, специализированных знаний учащихся, а главное – сложная социальная ситуация и недостаток денежных средств не позволили реализовать эти, неплохо, продуманные проекты.
Анализ педагогической работы в преподавании курса «Введение в бизнес» показывает, что использование проектной деятельности полностью оправдывает себя в рамках существующей системы школьного обучения. Я считаю, что метод проектов является эффективным способом мотивации учебной и практической деятельности подростков, а опыт, приобретенный в ходе работы над проектом, в дальнейшем поможет подросткам реализовать свои возможности. О том, что предмет вызывает у учащихся интерес, говорит то, что многие выпускники выбирают экзамен по «Введению в бизнес» среди экзаменов за курс средней школы.