Итоговый доклад группы № 1.
«Необходимость, важнейшие проблемы и перспективные темы теоретических исследований. Составление программ исследований»
![]() |
1. | Теоретическое исследование – • это сущностное обобщение эмпирического материала; • это восхождение от абстрактного к
конкретному (схема 1) |
![]() |
2. | Место теоретических исследований находится в связке представлений субъектов и (или) в связке представлений и действий одного субъекта (схема 2). |
![]() |
3. | Место программы исследователя находится в слое мыследействия (мД). Место программы исследования лежит в слое мышления (М). Проблемы исследователя нужно искать в действиях субъекта. Проблемы исследования нужно искать в мышлении (схема 3). |
4. Предполагаемые пункты программы теоретического исследования: • Оформление понятия за счёт исследования эмпирических материалов или уточнение истоков происхождения определения. • Определение генетических взаимосвязей между различными конкретностями. • Описание различных проявлений понятия в конкретной действительности. • Какие изменения в будущем можно связывать с исследуемым понятием.
• …
5. Индивидуальные программы исследования
I. «Структурирование учебного материала»
Значимость исследования: • позволит учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и иметь индивидуально- образовательные программы у каждого участника учебной группы; • установит связь структурирования учебной программы и учебного процесса; • позволит создать структурирование учебной программы на основе способов действий, а в дальнейшем — на основе способов организации коллективной мыследеятельности;
• оформить понятие, охватывающее структуру учебной программы и учебного процесса.
Программа исследования: 1. Оформить понятие, схватывающее суть связи структуры учебной программы и учебного процесса; 2. Определить генетические связи между различными типами (видами) структурирования; 3. Выявить проявление понятия (сути) в конкретных действительностях; 4. Предположить, какие изменения в будущем могут проявиться в связи с исследуемым
понятием.
Предполагаемый результат: 1. Оформить понятие, позволяющее связать структуру учебной программы и характер учебного процесса. 2. Создать разные типы структурирования учебного материала, характерные для коллективных
учебных занятий.
II. «Принципы обучения»
Значимость исследования: • позволит создать инструмент перевода концептуальных представлений в действия; • позволит субъекту эффективно воздействовать на других субъектов (делать искусственные
шаги).
Программа исследования: 1. Уточнить истоки происхождения понятия принципы обучения; 2. Определить всеобщие принципы обучения; принципы обучения характерные для определенного учебного процесса; частные принципы единичных проявлений; 3. Определить, как проявляются принципы в конкретных действительностях: • значимость принципов обучения для администраторов; • значимость принципов обучения для учителей; • значимость принципов обучения для учеников;
4. Определить роль принципа в социальной действительности.
Предполагаемый результат: создание системы принципов для Коллективного способа обучения.
Участники группы:
Горленко Н.М. |
Красноярский ИПК РО, научный сотрудник лаборатории методологии и новых образовательных технологий |
Ионазенк О.Е. |
г. Красноярск, СШ № 99, завуч |
Кадрова И.В. |
г. Красноярск, СШ № 62, завуч |
Лебединцев В.Б. |
Красноярский ИПК РО, старший научный сотрудник лаборатории методологии и новых образовательных технологий |
Мезенцева Т.В. |
г. Красноярск, СШ № 144, директор |
Петрученя Ю.Г. |
г. Красноярск, СШ № 29, руководитель экспериментальной площадки |
Якимова Т.И. |
г. Зеленогорск, СШ № 169, руководитель экспериментальной площадки |