Итоговый доклад группы № 1. «Необходимость, важнейшие проблемы и перспективные темы теоретических исследований. Составление программ исследований»

Итоговый доклад группы № 1.
«Необходимость, важнейшие проблемы и перспективные темы теоретических исследований. Составление программ исследований»

 

1. Теоретическое исследование – • это сущностное обобщение  эмпирического материала; • это восхождение от абстрактного к

  конкретному (схема 1)

2. Место теоретических исследований находится в связке представлений субъектов и (или) в связке представлений и действий одного субъекта (схема 2).
3. Место программы исследователя находится в слое мыследействия (мД). Место программы исследования лежит в слое мышления (М). Проблемы исследователя нужно искать в действиях субъекта. Проблемы исследования нужно искать в мышлении (схема 3).

4. Предполагаемые пункты программы теоретического исследования: • Оформление понятия за счёт исследования эмпирических материалов или уточнение истоков  происхождения определения. • Определение генетических взаимосвязей между различными конкретностями. • Описание различных проявлений понятия в конкретной действительности. • Какие изменения в будущем можно связывать с исследуемым понятием.

• …

5. Индивидуальные программы исследования
I. «Структурирование учебного материала»
Значимость исследования: • позволит учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и иметь индивидуально-  образовательные программы у каждого участника учебной группы; • установит связь структурирования учебной программы и учебного процесса; • позволит создать структурирование учебной программы на основе способов действий, а в  дальнейшем — на основе способов организации коллективной мыследеятельности;

• оформить понятие, охватывающее структуру учебной программы и учебного процесса.

Программа исследования: 1. Оформить понятие, схватывающее суть связи структуры учебной программы и учебного    процесса; 2. Определить генетические связи между различными типами (видами) структурирования; 3. Выявить проявление понятия (сути) в конкретных действительностях; 4. Предположить, какие изменения в будущем могут проявиться в связи с исследуемым

    понятием.

Предполагаемый результат: 1. Оформить понятие, позволяющее связать структуру учебной программы и характер учебного    процесса. 2. Создать разные типы структурирования учебного материала, характерные для коллективных

    учебных занятий.

II. «Принципы обучения»
Значимость исследования: • позволит создать инструмент перевода концептуальных представлений в действия; • позволит субъекту эффективно воздействовать на других субъектов (делать искусственные

  шаги).

Программа исследования: 1. Уточнить истоки происхождения понятия принципы обучения; 2. Определить всеобщие принципы обучения; принципы обучения характерные для    определенного учебного процесса; частные принципы единичных проявлений; 3. Определить, как проявляются принципы в конкретных действительностях:     • значимость принципов обучения для администраторов;     • значимость принципов обучения для учителей;     • значимость принципов обучения для учеников;

4. Определить роль принципа в социальной действительности.

Предполагаемый результат: создание системы принципов для Коллективного способа обучения.

Участники группы:

Горленко Н.М.

Красноярский ИПК РО, научный сотрудник лаборатории методологии и новых образовательных технологий

Ионазенк О.Е.

г. Красноярск, СШ № 99, завуч

Кадрова И.В.

г. Красноярск, СШ № 62, завуч

Лебединцев В.Б.

Красноярский ИПК РО, старший научный сотрудник лаборатории методологии и новых образовательных технологий

Мезенцева Т.В.

г. Красноярск, СШ № 144, директор

Петрученя Ю.Г.

г. Красноярск, СШ № 29, руководитель экспериментальной площадки

Якимова Т.И.

г. Зеленогорск, СШ № 169, руководитель экспериментальной площадки