Итоговый доклад группы № 2.
«Необходимость, важнейшие проблемы и перспективные темы теоретических исследований. Составление программ исследований»
1. Определение центральной линии исследования «Проблема качества взаимодействий учащихся при организации коллективных учебных занятий». 2. Определение перспективных тем исследований (внутри центральной линии). 3. Выбор тем для индивидуальных и коллективных исследований, составление программ индивидуальных и коллективных исследований (декабрь). 4. Обсуждение программ эмпирических исследований посредством электронной почты (январь). 5. Обсуждение результатов исследований в сводных группах (февраль). Координация через Клепец Г.В. сотрудника КК ИПК РО. 6. Обобщение результатов исследований (круглый стол в марте). Взаимодействие через ИПК.
7. Описание выводов, публикация в журнале «Коллективный способ обучения» (апрель).
Перспективные темы исследования: 1. Исследование влияния учителя на взаимодействие в паре (Иконникова Л. А. шк № 4 п. Берёзовка, Гаранина В.В. г. Казань). 2. Исследование качества ЗУНов в парной работе. 3. Сравнение качества изучения текста при индивидуальной и парной работе (Тетерина С.А. шк № 99 г. Красноярск, Баранова О.В. шк № 9 г. Дивногорск). 4. Исследование влияния парной работы на развитие речи (Уминова Н.В. КГПУ). 5. Исследование эффективности различных методик в парной работе. 6 Исследование влияния парной работы на формирование коммуникативных умений (Яроватая М.И. р. Казахстан, Лобанова Т.А. Первоманская школа). 7. Исследование причин формального использования алгоритма методик в парной работе. 8. Исследование явления «испорченного телефона» в процессе парной работы. 9. Исследование работы в парах с целью усовершенствования дидактического материала. 10. Исследование влияния парной работы на субъект (и учитель, и ученик) (Шамова Г.П. Шалинская школа Манского района). 11. Исследование влияния сменности пар на качество обучения (Компледакова О.В. шк № 4 п. Новобирилюссы). 12. Исследование влияния сменности пар на качество коммуникации. 13. Исследование влияния сменности пар на качество социализации. 14. Исследование формирования общеучебных умений и навыков в парной работе (отв.
средняя школа № 54).
Индивидуальная программа по теме
«Исследование влияния парной работы на качество развития речи»
(ответственная Уминова Н.В.)
Этапы исследования:
1. Определение критериев развития речи.
Разделение понятий устная и письменная речь (т.е. определение критериев для развитой устной речи и развитой письменной речи).
В первоначальном варианте эти критерии выглядят следующим образом: Устная и письменная речь: • содержательность; • убедительность; • последовательность;
• логичность правильность выразительность (эмоциональность, богатство интонаций).
2. Проведение эксперимента.
Для чистоты эксперимента провожу в группах учащихся разных возрастов.
8 класс – студенты 2 курса, студенты 5 курса (попутно можно проследить развитие речи от возрастного фактора).
Допустим, даю какую-то тему — составляют рассказ (индивидуально), выслушиваю, отслеживаю критерии, оформляем пары, обсуждают тему в парах, выслушиваю ещё раз, отслеживаю изменения (или ничего не изменилось). Критерий выразительности отслеживаю следующим образом: дети читают стихотворения, я не комментирую, в парах обсуждают выразительность (верно ли выбрана интонация, расставлены логические ударения). Читают ещё раз – фиксирую, есть ли изменения.
3. Анализ, обобщение результатов.
Выявляю, по каким критериям есть изменения, где нет, а где отрицательный результат.
4 . Результат исследования. • беру (или не беру) эту форму работы в свою практику; • в марте 2003 года (19 марта) результаты исследования озвучиваю на круглом столе в КГПУ и отношу результат Клепец Г. В. методисту лаборатории методологии и новых образовательных технологий ИПК; • отдаю материал в лабораторию методологии и новых образовательных технологий КК ИПК РО для дальнейших разработок. Например, усовершенствовать различные методики с акцентом
влияния на различные критерии развития речи (правильность, выразительность).
Программа исследования по теме
«Исследование влияния парной работы на формирование коммуникативных умений»
(ответственная Яроватая М.И.)
1. Изучение теории вопроса о коммуникации (декабрь). 2. Изучение коммуникативных умений (декабрь). 3. Определение критериев оценки сформированности коммуникативных умений (январь). 4. Выдвижение гипотезы влияния парной работы на формирование коммуникативных умений (январь). 5. Описание исходных позиций парной работы на начальном этапе (сейчас). 6. Выявление способов влияния парной работы на формирование коммуникативных умений (февраль-март). 7. Выявление за счёт чего произошли изменения в коммуникативных умениях учащихся (февраль-март).
8. Описание выводов в статье (апрель).
Программа индивидуального исследования группы № 2 по теме
«Сравнение качества изучения текстов в индивидуальной и парной работе»
(составители и реализаторы: средняя школа № 99 г. Красноярск, средняя школа № 9 г. Дивногорск)
1. Выработка критериев качества изучения текстов: • теория (изучение); • типологизация (на основе изучения); • выводы. 2. Фиксация реального положения (состояния) качества изучения текстов при индивидуальной и парной работе. 3. Выработка приёмов, способов для улучшения качеств изучения текстов и применения их на практике: • работа над пониманием; • отработка понятий; • умение ставить вопросы; • восстановление текстов; 4. Сравнительный анализ: • рефлексия; • выявление лучших способов, приёмов.
5. Обобщение в сводном отряде (февраль).
Участники группы:
Баранова О.В. |
г. Дивногорск, СШ № 9, завуч |
Гаранина В.В. |
г. Казань, христианская школа, |
Гущина В.М. |
г. Красноярск, СШ № 62, директор |
Иконникова Л.А. |
п. Березовка, СШ № 4, завуч |
Клепец Г.В. |
КК ИПК РО, методист лаборатории методологии и новых образовательных технологий Красноярского ИПК РО |
Компледакова О.В. |
п. Новобирилюссы, сш № 4, учитель |
Лобанова Т.А. |
Манский район, директор Первоманской школы |
Малыгина Е.В. |
г. Красноярск, СШ№ 141, учитель |
Ростовцева М.А. |
г. Красноярск, СШ № 141, учитель |
Соколова О.А. |
г. Красноярск, СШ № 141, учитель |
Тетерина С.А. |
г. Красноярск, СШ № 99, учитель |
Толстых Н.Е. |
г. Красноярск, сш № 54, завуч |
Уминова Н.В. |
КГПУ, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы |
Шамова Е.П. |
Манский район, директор Шалинской школы |
Яроватая М.А. |
Павлодарская область, директор Ольховской школы |