К анализу коллективных учебных занятий

Коллективные занятия находят все больше приверженцев. Уже разработано и апробировано немало вариантов организации коллективных занятий по различным предметам в начальном и среднем звене. Созданы первые учебные пособия. Казалось бы, созрела ситуация для массового тиражирования коллективных занятий в крае. Но по-прежнему остается важный момент, проработанный недостаточно. Он связан с выработкой норм и требований к коллективным учебным занятиям и к их результату.

Первая работа на эту тему появилась достаточно давно. В ней М.А. Мкртчяном были сформулированы технологические требования к коллективным занятиям и параметры анализа. Но все-таки, этого оказалось не достаточно, чтобы понять эффективность учебного процесса на коллективных занятиях и суметь квалифицированно его проанализировать.

Педагоги, посещающие коллективные занятия впервые, с порога сталкиваются с определенными трудностями. И первая из них: а как анализировать коллективные занятия? Ведь здесь прежде всего трудно понять деятельность учителя на уроке, увидеть единую цель, общую работу класса. Каждый занят чем-то своим, и даже учитель работает не со всеми, а с отдельными учениками. Кроме того, придя на обычный урок, заглянув в журнал, поговорив с учителем, мы довольно легко можем восстановить весь ход учебного процесса и даже судить о его общей эффективности. Здесь же непонятно, какие задачи решает учитель на уроке, как он успевает оценить и увидеть каждого ученика, за счет чего складывается общая целостность работы, насколько эффективна такая работа для каждого, какова результативность одного занятия, как строится весь учебный процесс и многое другое.

Надеюсь, что обсуждение некоторых вопросов поможет педагогам, методистам, управленцам, посещающим коллективные занятия, в анализе работы учителя и выработке собственных требований по эффективной организации учебного процесса.

1. В чем трудность анализа коллективных занятий?

Она связана с одним существенным технологическим моментом. Групповые занятия мы смотрим и анализируем, в первую очередь, через систему действий учителя (обучающих и управленческих, организующих работу учащихся). В коллективных занятиях это невозможно. Здесь нужно понять действия каждого и всей группы в целом. Это в свою очередь связано с тем, что функции учителя перераспределены между разными участниками учебного процесса. И вся группа включена в процесс управления, организации и обеспечения занятий.

2. Что влияет на результат?

На групповых занятиях качество работы класса зависит в первую очередь от мастерства и профессионального уровня учителя. Но конкретный результат каждого зависит и от собственного вклада в работу. На коллективных занятиях, в отличие от групповых, обучение учащихся происходит не только и не столько благодаря воздействию учителя на класс и на самого ребенка, и даже не столько вследствие индивидуальной работы учеников (хотя её и предостаточно), сколько вследствие специально организованной системы разнообразных взаимодействий с другими участниками учебного процесса (где совместно, благодаря друг другу, учащиеся обсуждают, открывают и изучают новое, тренируются, проверяют, обучают и т.п.). Потому качество работы каждого ученика напрямую связано с качеством работы всех остальных (и учеников, и учителя).

3. За счет чего достигается эффект от занятий?

Если на групповых занятиях максимальный эффект достигается, когда класс работает как единое целое (все сделали домашнее задание, все понимают новый материал, все выполняют требуемые виды работ на уроке), т.е. все – как один; то на коллективных занятиях наибольший эффект – когда все максимально разные, т.е. знают и умеют разное. Это одно из важнейших технологических отличий. Известно, что технология групповых занятий строится за счет объединения детей по сходным характеристикам: один возраст, одни знания (отсюда и класс), один уровень, близкие психофизические возможности. А коллективные занятия организуются благодаря различиям, т.е. объединению в группы детей разных возрастов, разных знаний, разных возможностей. Развитие детей здесь определяется взаимодействием всех со всеми. Разнообразие учебных тем и заданий, разные темпы и последовательности прохождения материала – существенные признаки коллективных занятий.

4. Содержание обучения как средство учебной работы.

На групповых занятиях знания по предмету, полученные и усвоенные ребёнком сегодня, являются залогом его завтрашнего успеха и средством учебной работы (на них базируется новый материал). На коллективных занятиях предметных знаний недостаточно – учитель на любом предмете, помимо ЗУНов, должен специально заниматься (т.е. формировать у детей) общими умениями коммуникации, нормами жизнедеятельности учебной группы, способами мышления и действий каждого ребенка, навыками коллективного труда. Конечно, и на групповых занятиях учитель в той или иной степени занимается этими вопросами. Но их решение не так существенно влияет на качество учебного процесса и на конечный результат, как на коллективных занятиях. Перечисленные 5 компонентов содержания образования за счет систематической, целенаправленной и ежедневной работы учителя становятся средством успешной работы каждого ученика и всей группы в целом. Это обязательное содержание работы учителя с классом.

5. Несколько слов о парной работе.

Очень важное место на коллективных занятиях придается работе в парах и парах сменного состава. Существуют различные методики, следуя которым, дети в парах могут обучать друг друга, изучать новый материал, тренироваться, проверять и т.д. Частично парная работа обеспечивается за счет определенного алгоритма. Он дается в первую очередь для того, чтобы правильно организовать содержательную коммуникацию в парах, обеспечить эффективное взаимообучение, проверку, обсуждение, понимание.

Но невозможно ожидать от всех детей хорошей работы сразу. Организация работы обеспечивается за счет постепенного усвоения устных норм и правил работы в парах, в сводной группе и в классе. Качество занятий мы напрямую связываем с индивидуальными способами и техниками понимания, коммуникации, мышления детей. Их не заложишь в алгоритмы. Ими учитель должен заниматься постоянно, из урока в урок, занимая позицию исследователя, методиста и методолога. Основным критерием хорошей работы учителя здесь является успешность ребёнка как в парной работе, так и в освоении учебного материала.

6. О концепции и некоторых технологических моментах.

Вряд ли человеку, посещающему коллективные занятия, нужно подробно знать теорию коллективного способа обучения, чтобы правильно оценить как качество учебного процесса, так и его результативность. Но что же необходимо представлять? К примеру, нужно ли директору, либо завучу, либо инспектору представлять, на какой фазе (уровне) учитель организует коллективные занятия? Или знать принципы и постулаты обучения?

Здесь важно иметь в виду следующее. Целостная концепция коллективных учебных занятий (КУЗ) предполагает обучение по иной, нежели классно-урочная, технологии. Без традиционного расписания, без классов и уроков, с другой системой организации работы учащихся и учителей, другим содержанием образования и т.п. И именно полная реализация концепции КУЗ обеспечивает максимальный результат учебных занятий. Когда же концепция реализуется частично, необходимо ясно представлять, как она должна и может быть усечена с целью максимально достижимого для каждого конкретного случая результата, т.е. ответить на вопрос: какие могут быть эффективные варианты её применения?

7. Что нужно знать о фазах коллективных занятий?

Мы уже говорили о том, что есть разные уровни приближения к концепции и её реализации — фазы коллективных занятий. Когда учитель объясняет новый материал классу, а затем дети в парах, парах сменного состава и малых группах тренируются, отрабатывают новый материал — это первая фаза коллективных занятий. Такая работа обеспечивает более высокую активность детей на уроке и включенность в учебный процесс, способствует более качественному усвоению материала. Это разные варианты применения интерактивных методов обучения. Не на много отличается вариант занятий, когда учитель укрупняет учебный материал и дает его блоком (вторая фаза). Тогда для отработки материала можно применять методики коллективных занятий: взаимообмен заданиями, взаимопроверка индивидуальных заданий, взаимотренаж и словарный диктант, а также различные приемы парной работы. Для такой работы нужны сдвоенные уроки. И достаточно высокая плотность учебной нагрузки в неделю. Поэтому лучше всего на второй фазе коллективных занятий идут такие предметы как русский язык и математика.

Организация занятий на третьей фазе предполагает отсутствие общего фронта, т.е. разброс учебного материала в рамках года. Собственно коллективные занятия и начинаются с фазы не ниже третьей. Здесь уже так или иначе представлены все основные признаки коллективных занятий – разброс тем и учебных заданий, движение своим темпом, взаимодействие всех со всеми, особый тип кооперации: сводность, сотрудничество и взаимопомощь, коллективный характер труда при реализации индивидуальных учебных целей, элементы самоуправления, включенность всех и каждого в управление и организацию процесса и т.д. Организация занятий требует работы учителя по всем пяти компонентам содержания обучения. И низко эффективна, если учитель работает один. Практически невозможно организовать такую работу, не меняя расписания занятий. Итак, важным признаком третьей фазы является организация учебной работы через погружение в предмет (например, два погружения в год по 2 часа ежедневно, если общее количество часов по предмету – 68) и ведение коллективных занятий по всем предметам в данном классе.

Четвертая фаза коллективных занятий требует выделения специальной разновозрастной группы детей, особой кооперации учителей и изменения их функционала на занятии, реструктурирования учебного материала в рамках всей ступени (первой, второй или третьей) и в данный момент только отрабатывается на экспериментальных площадках края и страны.

8. О чем говорят принципы организации обучения?

Прежде всего, ради чего была создана концепция коллективных учебных занятий. Речь идет о такой организации учебного процесса, посредством которой можно было бы решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Итак, коллективные занятия не ради взаимодействия детей, а взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей ребёнка, ради обеспечения для учителя возможности работать индивидуально с каждым. Первый принцип организации обучения – принцип индивидуализации: образовательных программ, темпа освоения материала, путей прохождения программы (маршрутов). Это возможно, когда дети вступают в различные взаимодействия с разными участниками учебного процесса. Общеизвестно, что реальное развитие и становление ребенка происходит, когда он вступает во взаимодействие с людьми разных возрастов: младшими, равными, старшими. Взаимодействие всех со всеми – второй принцип. Реализация этих двух принципов позволяет сформулировать важное правило организации коллективных занятий: “Каждый ребенок – цель, и каждый ребенок – средство”.

Коллективные учебные занятия уже давно не представляют как работу детей в парах сменного состава. Разные маршруты, разный темп усвоения материала приводит к необходимости появлений временных коопераций разных типов для решения определенных учебных задач — сводных групп. Принцип сводности (термин был взят у А.С. Макаренко) или временных коопераций учащихся — ключевой принцип организации коллективных учебных занятий. Чтобы понять, как реализуется учебный процесс, достаточно восстановить всю цепочку сводных групп, в которые входил данный ребенок.

Четвертый важный принцип организации касается управления в учебной группе. Это принцип самоуправления. Из него следует, что дети включены в процессы планирования, организации, управления учебным процессом. Для каждого возраста – по-разному.

9. Как получаются разные маршруты?

Для организации коллективных занятий программа изучения предмета переструктурируется особым образом. При этом за счет перекомпоновок материала создаются блоки, которые можно изучать независимо друг от друга. Другая часть блоков, как правило, остается зависимой от первых. Можно получить схему зависимости блоков, которая позволяет получать разные последовательности изучения учебного материала, т.е. маршруты.