К вопросу о лабораторных формах работы в преподавании общественных дисциплин в старшей школе
учитель истории и обществознания
гимназии № 1 г. Красноярска
1. Что такое школьная лаборатория и лабораторные формы работы? Причины необходимости создания лаборатории социальных наук как профильной лаборатории в Гимназии.
Лаборатория (позднелат. laboratorium – работаю). В учебных заведениях (чаще всего в вузах) различают три типа лаборатории:
- учебные (по отдельным дисциплинам) для проведения лабораторных занятий со студентами;
- проблемные — для решение крупных научно-технических поисковых проблем преимущественно по фундаментальным наукам;
- отраслевые для решения актуальных прикладных задач определённой отрасли народного хозяйства. Все лаборатории независимо от типа ведут научно-исследовательскую и учебно-методическую работу.
В общеобразовательной школе лаборатории организуются в основном для учебных целей. (Большая Советская Энциклопедия)
Цель школьной лаборатории – становление учебной самостоятельности школьников.
В школьной лаборатории происходят и развиваются два процесса, которые условно мы можем назвать учебный и рабочий.
Первый – учебный, который связан с постановкой и решением учебных задач (учебной задачи без внутреннего вопроса не существует).
Второй – рабочий. Рабочий процесс связан с переструктурированием учебного пространства, созданием специальных “мест”, “общностей”, где старшие школьники могут презентовать полученные умения, “проверить себя”.
С чем связана необходимость создания школьной лаборатории по общественным дисциплинам?
Существующая практика преподавания общественных дисциплин концентрируется непосредственно на уроках по обществознанию, следовательно, обучение чаще всего имеет знаниевый характер. Тогда как время и задачи реформирования образования требуют абсолютно другого подхода – ориентации на становление компетентностного социального поведения и действия. Другими словами, обществознание в школе должно стать деятельностно осваиваемой областью и преподавание общественных дисциплин должно носить деятельностный характер.
Задачи становления профильной школы предполагают также создание мест, практик, где старшеклассники могли бы определиться в своей будущей деятельности. В данном случае “профиль” понимается нами не как углубление знаний по определенному учебному предмету и не прямое “натаскивание” учащихся для поступления в вузы, а как развитие способностей учащихся строить свою собственную образовательную траекторию, получение опыта деятельности в определенной сфере.
Профильные лаборатории – специально организованные места в учебном пространстве ступени, в которых старшеклассники получают особый опыт исследовательской работы, “профессиональной” коммуникации и образовательной деятельности.
Под словом “место” мы подразумеваем особый тип организованности педагогов и старшеклассников – “профессиональное” сообщество людей, сотрудничающих в пространстве общей проблематики какой-либо образовательной области, внятно говорящих на языке этой дисциплины и обсуждающих и исследующих значимые для них проблемы.
2. Описание содержания и опыта работы в Гимназии.
Создание школьной лаборатории социальных наук в Гимназии и предполагало построение вышеназванных процессов. Построение этих процессов ведет к двум кардинальным изменениям.
- 1 изменение связано с изменением характера самого “учения” старшеклассников – переносом “центра тяжести” на детские работы пробного характера.
- 2 изменение – это изменение в структуре учебного процесса. Предполагается, что приобретать знания, тренировать умения и получать опыт деятельности старшеклассники будут не на уроке, а в трех “пространствах”:
- Урок, построенный на основе деятельностных форм обучения (“кейсстади”, дискуссия, исследование, презентация, рефлексия, прогнозирование и сценирование, планирование действия)
- Дискуссионный клуб “Дебаты”
- Практика “Пресс-центр”
«Урок»
В рамках данного пространства проводятся учебные занятия по курсу “Введение в современные социальные проблемы” с группой учащихся.
«Клуб»
Клуб организуется как межшкольное пространство. В заседаниях клуба принимают участие учащиеся как старшей, так и средней школы.
Организационным ядром такого клуба являются учащиеся, с которыми проводятся учебные занятия по курсу “ВССП”. Они учащиеся, после блока учебных тренинговых занятий “Дебаты” определяют тему, осуществляют подготовку и проводят публичные дебаты, с приглашением на заседание экспертов, учителей, старшеклассников. Таких публичных дебатов планируется провести не менее 3 в учебном году.
«Практика» — «Пресс-центр»
Главным содержанием деятельности в рамках такой практики является “техническое обеспечение” учебных занятий, заседаний клуба, специальное оформление (и дополнение к уже имеющимся) учебных материалов, выпуск информационных бюллетеней (может и особой газеты), поддержка сайта.
Необходимо специально остановится на так называемых “уроках”. В основу учебных занятий положен курс “Введение в современные социальные проблемы”, который выстроен в рамках проблемно-рефлексивного подхода. Сам курс, его цели, задачи, технология (этапы разворачивания учебных занятий в учебных модулях) направлены на развитие учебной самостоятельности.
Организация занятий по курсу принципиально отличается от предметных уроков, они состоят из двух основных частей: занятие и индивидуальная работа, консультации. Первая часть включает этапы постановки задач, исследования, обсуждения проблемы, рефлексии содержания и деятельности. Формы занятий активны:
- работа малых групп,
- тренинги по развитию умений,
- индивидуальная работа
- общая работа по типу “круглых столов”, слушаний и т.п.
Вторая часть связана с подготовкой полидисциплинарных исследований. (овладевают навыками сбора и анализа, интерпретации и презентации информации).
Курс для старшей школы имеет содержательные особенности, ориентированные на старшеклассников: становление умений осмыслять и планировать как свою собственную деятельность “сегодняшнего” дня, так и дальнейшую образовательную и жизненную траекторию. Данная группа умений формируется как в процессе учебных занятий, на которых ставятся специальные задания по планированию, совершению и презентации исследований (как определенной деятельности), планированию и проведению “социального действия”, так и в процессе общей работы над учебными модулями. Учебные модули для старшей школы содержат особый этап, на котором учащиеся составляют прогнозы и сценарии разворачивания социальных процессов, характерных для современного общества. Такая работа помогает старшеклассникам освоить способы планирования и прогнозирования собственной деятельности. Одним из предполагаемых результатов данного курса предполагается “эффект выхода” за рамки урочного пространства и создание особых мест и “практик”, в которых старшеклассники “предъявляют” освоенные ими умения.
Таким образом,
Школьная лаборатория – это новая организация образовательного пространства, причем развивающего образовательного пространства. Главной задачей такой организации – это представление предмета в качестве становящегося, а не готового знания.
3. Что же должно произойти с самими школьниками в процессе работы в лаборатории?
У учащегося должна появиться реальная мотивация для учения и реальный учебный, личный, познавательный интерес. Это произойдет, прежде всего, потому, что ребенок имеет возможность совершать полный круг деятельностных поступков: от формулирования цели до получения реального результата. Причем на всех этих этапах сам школьник выступает в качестве автора, и каждый его учебный поступок является результатом его свободного выбора, а значит и персональной ответственности.
В профильных лабораториях старшеклассники:
- получают опыт собственного образования “по профилю”, в сфере выбранной ими научной дисциплины.
- приобретают опыт участия в сложных, длительных исследовательских работах, лабораторных исследованиях, осваивают особенности методов научного исследования.
- получают возможность приблизиться к освоению научных методов исследования в определённой образовательной области, области науки, пониманию жанра научного исследования.
Ученики получают опыт “работы” над сложной проблемой в команде с педагогами и сверстниками, в проблемной ситуации, когда нет готовых решений и от вклада каждого участника зависит результат.
Создание профильных лабораторий соответствует идее учебно-профессионального экспериментирования как ведущей деятельности младших юношей.
Содержание учебных материалов лабораторий способствует формированию у старшеклассников представлений о профессиях, связанных с соответствующими образовательными дисциплинами.
При проведении занятий педагоги профильных лабораторий ориентируются на использование современных образовательных технологий:
- Видеотехнология используется как средство предоставления учащимся учебной информации (видеофильмы и видео клипы, в том числе – видеозаписи, специально подготовленные для предоставления учащимся необходимой информации). Видеосъемки фрагментов занятий, процедур предзащит и защит творческих (дипломных) работ, ученических конференций с последующей демонстрацией школьникам отобранных кадров служат хорошим средством для «самопознания» учащихся, являются элементом наглядности при обучении школьников работе в группе.
- Информационные технологии – для сбора и обработки информации, подготовки презентаций, обмена результатами исследований, дискуссий и т.д. Перспективным является создание сайтов лабораторий, администрирование которых в основном передано ученикам.
Значительное время в лаборатории выделяется для самостоятельной работы учеников.
4. Проблемы.
В ходе годовой работы над созданием такой лаборатории выявилось ряд проблем, обсуждение которых поможет привести к продвижению и встраиванию такой формы в образовательный процесс.
Это такие проблемы как:
- Несоответствие нового содержания работы в лаборатории с традиционной формой организации урочного пространства.
Работа в лаборатории требует большей самостоятельности, ответственности, времени для подготовки исследования. Уроки показывают совершенно другой тип работы – безличный, чаще всего безответственный.. - Классическое оценивание неприменимо в рамках работы лаборатории. Это должно быть критериальное оценивание, оценивание не столько предметных знаний, сколько способностей и умений учащихся вступать в коммуникацию, планировать и организовывать как свою собственную работу, так и групповое действие, “предъявлять” полученные ими результаты всему школьному сообществу.
- Общение с детьми в рамках такого (пусть учебного) профессионального сообщества предъявляет особенные требования и к педагогам. Изменение роли педагога, превращение его в фасилитатора, тьютера, организатора индивидуальной и групповой работы, самого владеющего новыми технологиями.