С позиций теории труда существует объективная необходимость усиления практической направленности урока, которая по своей природе всегда трехмерна, поскольку труд бывает трех видов:
-
преобразование сознания,
-
преобразование общества,
-
преобразование природы.
Первое измерение — это преобразование сознания от субъективного понятия и субъективной цели к объективной истине [2, 173], сущность которого заключается:
-
во-первых, в диалектике ступеней обобщения: языки-науки-философия (плюрализм и монизм как диалектика свободы личности и свободы общества) [6.7-8];
-
во-вторых, в межпредметных связях на двух уровнях (интеграция): науки-философия (неполное и полное обобщение наук как отличие частного от общего, то есть отличие истины, требующей доказательства, от истины, не требующей доказательства) [5,360];
-
в-третьих, в анализе понятий (прямая связь как отрицание целого, то есть разрушение), в синтезе понятий (обратная связь как отрицание частей, то есть созидание) и органическом единстве формальной логики, диалектической логики и теории познания (в узком и широком смысле) [2, 92].
Второе измерение — преобразование общества выражается:
-
во-первых, в диалектике форм труда: индивидуальный труд — простая кооперация — сложная кооперация как совокупный индивидуальный труд, где собственность разъединяет, а труд соединяет (диалектика демократии и автократии), то есть происходит двухмерный отбор лидеров как носителей общественной целесообразности в лице организаторов труда и чередование их на всех уровнях для успешного развития общества и для защиты общества от культа личности [4,352];
-
во-вторых, в диалектике функций труда: логической, исполнительской, управленческой (диалектика ответственности на основе солидарности) [3, 155–156].
Третье измерение — преобразование природы состоит в диалектике форм производства: ручное производство-машинное-автоматизированное производство (двойственный характер труда в одновременном преобразовании природы и человека) [5, 201].
Исходя из вышесказанного, можно определить модель школы способа диалектического обучения (обозначенной нами как школа XXI века), являющейся, по сути, открытой системой, в которой «С одной стороны, для установления правильной системы образования требуется изменение социальных условий, с другой стороны, для того, чтобы изменить социальные условия, нужна соответствующая система образования» [7,595].
Остановимся на основных компонентах педагогического процесса данной школы [1]:
-
Цель (предвосхищение в сознании результата как внутренний закон):
подготовка мыслящих людей, на основе функциональной грамотности и практичности, обладающих раскрепощенным сознанием и стремящихся к овладению полнотой истины во имя социального оптимизма.
-
Содержание (программа и соответствующий ей учебник):
-
в связи с тем, что естественное и общественное разделение труда трехмерны, программа школы способа диалектического обучения должна отражать:
-
диалектику природы (природа — общество — сознание);
-
диалектику человека (сознание — кисть руки — прямая осанка);
-
диалектику сознания (языки — науки — философия).
-
ПРОГРАММА ШКОЛЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Если программа школы трехмерна, то учебник двухмерен (логика и грамматика).
-
В первом измерении реализуется теория познания в узком и широком смысле (энциклопедия достоверных знаний о человеке и обществе как непревзойденный образец логического мышления).
-
Во втором измерении используется язык для обслуживания мышления (чистый и предельно точный) и памяти (образный и яркий) [1, 28].
Средства достижения цели:
-
форма труда — сложная кооперация, органически включающая индивидуальный труд и простую кооперацию (продолжение процесса производства знаний в сфере их обращения с приматом производства над обращением);
-
средства обучения — мысли как средство сознания (беспредельность во времени и пространстве), следовательно, ведущим способом обучения нашей эпохи (определенный образ жизни) будет способ диалектического обучения;
-
тип принуждения (необходимости) как тип дисциплины — естественное принуждение, высшей степенью которого является самопринуждение с неукротимой энергией, или переход от внешней к внутренней дисциплине (заявка на оценку и рамка активности, то есть материализованная инициатива, освобождающая учащихся от духовного угнетения: сообщенные знания учителем как авансированные знания, а выводные знания учащихся как самовозрастающие знания).
Исходя из целей, содержания и средств учебного процесса, мы уточнили существенные признаки современного урока в школе, среди которых:
-
постепенный переход (вслед за диалектикой процесса производства) от непосредственного обучения (делай, как я) к обучению дважды опосредствованному, то есть ненавязчивому, освобождающему беспредельную познавательную энергию учащихся (делай лучше меня: без учителя посредством понятий и образов) с использованием материализованной самооценки знаний, для учета и контроля сотворчества: понятийный и предметно-вещественный, исключающие «безработицу» на уроке и отчуждение между учителем и учащимися);
-
применение проблемных вопросов двух видов (вопрос — понятие, вопрос — суждение), и не допущение непроблемных вопросов, особенно вопросов с частицей «ли», для которых характерно нарушение целенаправленности;
-
ярко выраженная мыслительная состязательность между учащимися на основе выводных знаний с выходом на внутрипредметные и межпредметные связи (сборники понятий и образов и анкеты обратной связи как продукты свободного интеллектуального труда): процесс обучения, таким образом, становится подобным процессу научного открытия, при ликвидации призывов и упреков. Следовательно, урок, на котором отсутствует мыслительная состязательность (зрелищное общение) между учащимися, теряет всякий смысл, так как в нем обостряется противоречие между природной любознательностью и нежеланием учиться;
-
оправданная смена деятельности в течение урока каждого учащегося посредством членения оценки, которая, с точки зрения И.М. Сеченова, снимает утомляемость и обеспечивает полную самоотдачу;
-
поведение учащихся: нормальная дикция (развитие органов речи); выразительная мимика, жестикуляция (язык жестов) и прямая осанка (условие для самовыражения).
Подводя итог вышесказанному, мы считаем необходимым выделить всеобщие обстоятельства современного учебного процесса. Учебный процесс можно сравнить с игрой в шахматы, которая органически соединяет спорт, искусство и науку и имеет различного рода фигуры, выполняющие разные функции и способы передвижения.
Выделим «фигуры» образовательного процесса, к которым относятся:
-
Типы принуждения (необходимости) как типы дисциплины: естественное, духовное и физическое, формирующие соответственно убеждение, веру, страх.
-
Формы труда: индивидуальный труд, простая кооперация и сложная кооперации с выходом на полное развитие индивидуальности каждого учащегося (три уровня общения как диалектика человеколюбия при передаче информации).
-
Ступени познания: чувственное и логическое познание (диалектика опыта и теории или индукции и дедукции посредством анализа и синтеза) [2, 195].
-
Формы мысли: понятие (категория как предельное обобщение и термин как предельное членение) и суждение (посылка как исходное суждение и умозаключение как выводное суждение) [2, 240].
-
Средства обучения: язык, чувства и мысли (диалектика покоя и движения, образующая систему обобщенных видов ориентации в окружающем мире — слово, понятие и образ).
Таким образом, учитель современной школы, пользуясь всеобщими обстоятельствами учебного процесса (диалектика субъекта и объекта), должен выступать носителем богатого теоретического и художественно-образного мышления; строить на уроках оригинальные, целенаправленные и занимательные комбинации (режиссура и драматизация); создавать привлекательность учебного процесса для учащихся с глубинным проникновением в содержание предмета (опережающее, то есть предсказательное, обучение как экономическая необходимость в предвидении близких и далеких последствий своего труда).
* Патент №126 от 29.03.96. на педагогическое изобретение «Способ диалектического обучения» / Гончарук А.И., Зорина В.Л., Ботов М.И. Челябинск, 1996
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
Гончарук А.И., Зорина В.Л. Концепция школы ХХI века. —Красноярск: ККИПК РО — 1997.
-
Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 29.
-
Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 36.
-
Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 41.
-
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 3
-
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 13
-
Маркс К., Соч. 2-е изд. т. 16