Сегодняшняя особенность духовной жизни современной России — неослабевающий интерес к прошлому нашей страны. Стремление россиян спасти и восстановить многое, в том числе и кадетские корпуса, вселяет надежду на возвращение могущества и великое будущее нашего Отечества.
29 июля 1731г. Императрица Анна Иоанновна (племянница Петра I) подписала именной Указ — об учреждении в Петербурге Корпуса Кадетов: «…дабы служивших отцов дети, имея надежное пропитание, обучались кто к каким наукам склонность имеет, дабы со временем государству могли быть полезны».
С самого начала кадетский корпус имел двойное назначение: готовить как будущих офицеров, так и гражданских специалистов-чиновников, дипломатов, судей и т.п. («не каждый человек от природы имеет способности к воинскому делу и к тому же в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение»). Об этом говорят имена кадетов, оставивших заметный след в истории Отечества: писатели Карамзин Н.М., Лесков Н.С., главнокомандующий Кутузов М.И., композитор Римский-Корсаков Н.А.
Основной целью обучения и воспитания в корпусе являлось: «Поддерживать в каждом из кадет: здоровье, силу и бодрость тела и духа, строгую дисциплину ума и воли, любознательность и склонность к умственному труду». Воспитание основывалось на бескорыстной любви к Отечеству.
В настоящее время кадетские корпуса (кадетские школы-интернаты) действуют в соответствии с распоряжением Президента РФ от 09.04.97г. №118-рп «О создании общеобразовательных учреждений — кадетских школ (кадетских школ-интернатов) и постановлением Правительства РФ №1427 от 15.11.97г., утвердившим положение о данных заведениях, имеющих целью подготовку юношей к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
К сожалению, за годы реформ в России резко упал уровень образования и воспитания молодежи школьного возраста. Государство до сих пор недооценивает образовательные возможности кадетских корпусов, которые были продемонстрированы кадетскими учебными заведениями Красноярского края на II Всероссийском совещании директоров кадетских корпусов в сентябре 2000 года.
В Красноярском крае Постановлением Губернатора края А.И.Лебедя создана целая сеть образовательных учреждений подобного типа: 6 кадетских корпусов и 2 женских Мариинских гимназии в гг. Красноярске, Ачинске, Шарыпово, Минусинском районе (Норильский корпус), Лесосибирске и Канске. В новом учебном году в них обучается 2120 воспитанников и воспитанников (1800 мальчиков 5-10 кл. и 320 девочек 5-8 кл.). Через систему кадетского образования решаются многие вопросы воспитания и образования детей-сирот и детей из социально незащищенных слоёв населения края: 8,5% — это сироты, 18,3% — дети из многодетных семей, 39% — дети из неполных семей, большое количество детей из неблагополучных семей.
Специфика кадетских корпусов обуславливает ряд особенностей в образовательном процессе, которые заключаются в работе учреждения в режиме полного дня (кадетская школа-интернат), повышенном внимании к духовно-нравственному, эстетическому, музыкальному и военно-физическому развитию кадет, в углубленном изучении иностранных языков, специализации по профилям обучения в старшей школе.
Для всестороннего развития кадет и воспитанниц женских гимназий в 2000 году в г. Красноярске были открыты постановлением Губернатора Красноярского края Центр дополнительного образования «Честь и слава Красноярья», в котором для более полного удовлетворения образовательных запросов детей откроются новые направления дополнительного образования, и
Спортивная детско-юношеская школа «Кадеты Красноярья», в которой дети начали заниматься вольной борьбой, боксом, плаванием, джигитовкой и другими видами спорта.
Программа обучения в кадетских корпусах и женских гимназиях рассчитана на 7 лет (5-11 классы). Набор в 5-е классы ведется на конкурсной основе, но преимущественным правом пользуются дети — круглые сироты, дети из многодетных и неполных семей, дети, находящиеся под опекой, дети военнослужащих.
Несмотря на молодость этих учреждений, заложен ряд интересных традиций: Губернаторские смотры воспитанников, проходящие перед началом и в конце учебного года, новогодние кадетские балы, празднование православных праздников и. т.д.
Разработкой и реализацией концепции и программы развития системы кадетского образования и военно-патриотического воспитания в крае занимается Управление по делам казачества и кадетских учебных заведений под началом Миронова Владимира Николаевича.
Уже сегодня в данных учебных заведениях создано более 1000 рабочих мест социальной сферы (учителя, офицеры-воспитатели, обслуживающий персонал и.т.д.). Для развития кадетских корпусов было привлечено более 8 миллионов внебюджетных средств. Впервые в России производство соединилось с образованием на примере Норильского кадетского корпуса, где содержание данного учебного заведения полностью взял на себя, как социальный заказчик данного образования, Норильский горный комбинат.
Кадетский корпус — не военное учебное заведение!
Кадетские корпуса ставят своей главной задачей: обеспечивать интеллектуальное, культурное, физическое развитие детей, спасти их от негативного влияния улицы, социально защитить детей из малообеспеченных семей, воспитывать юношей преданных Отечеству.
Мариинские женские гимназии, кроме вышеназванного, нацелены на формировании в девочках женского начала и представлений о своем женском предназначении в жизни.
Красноярский край — один из первых регионов России, где краевая власть в лице Губернатора Александра Ивановича Лебедя всемерно поддерживает создание и развитие сети кадетских учебных заведений. Есть уверенность, что в недалеком будущем кадетские корпуса Красноярского края станут лучшими учебными заведениями подобного типа в России, кузницей кадров — государственных служащих и управленцев как для Красноярского края, так и для России в целом.