Как составить доводящую карточку

Обучающие тексты обычно организованы таким образом, что заканчиваются каким-то обобщением. Это может быть вводимое понятие, закон, правило и т. д. То, что данное обобщение вытекает из текста (текста учебника или текста учителя), для автора кажется очевидным. Но, обращаясь к практике обучения, мы замечаем, что чаще всего учащиеся не могут в своем сознании выстроить ту логику, которую автор заложил в текст, и поэтому сами обобщения для них остаются непонятными.

Это затруднение частично преодолевается за счет применения идеи специальной организации понимания в обучении и одной из практик реализации этой идеи — методики доводящих карточек (см.:2, 3).

Доводящая карточка используется для организации понимания определенной темы учебного курса.

Текст карточки состоит из двух частей: констатирующей (повествова-
тельной) и вопросной. Констатирующая часть содержит какое-то важное обобщение, понимание которого затруднено, а вопросная часть — свод вопросов, обеспечивающих выстраивание логики и приводящих к пониманию данного обобщения.

В этой работе мы как раз и будем обсуждать один из механизмов составления вопросного текста доводящей карточки.

В качестве примера используем доводящую карточку, констатирующим текстом которой является определение физической величины «сила».

Подготовка к составлению карточки начинается с выделения главного вопроса, на который обучающийся должен ответить после работы с карточкой. В данном случае это будет вопрос: «Что в механике называют силой?».

Так как мы исходим из того, что констатирующим текстом является текст, который после его прочтения остается непонятным для многих обучающихся, значит, и главный вопрос, на который они должны ответить, является недоступным для них.

Недоступными будем называть такие вопросы, на которые обучающийся не может ответить при условии, что он располагает необходимой информацией (см.: 6).

Для того, чтобы ответ был возможным, необходимая информация должна быть востребована из сознания и расположена в строго определенной логике.

Как организатору обучения понять, какая именно информация должна быть востребована?

Для этого главный, недоступный вопрос сводится к вспомогательным, более простым. В нашем примере это следующие вопросы: • что характеризует сила?

• что является результатом действия силы?

Но это тоже еще не те вопросы, которые мы помещаем в карточку. Эти вопросы еще тоже являются недоступными, — но зато они уже более конкретно определяют, какая информация должна быть востребована из сознания для обеспечения возможности ответа на главный вопрос.

Вспомогательные вопросы, по необходимости, тоже могут делиться на подвопросы. Например, в нашем примере второй из вспомогательных вопросов можно считать уже достаточно конкретным. Этот вопрос уже позволяет понять, какую информацию и в каком порядке следует объективировать для ответа на него.

Первый же вопрос целесообразно поделить на подвопросы: • что такое механическое действие?

• какие параметры механического действия определяет сила?

На этом подготовительный этап создания карточки заканчивается.

Перейдем к механизму создания вопросного текста.

Вопросный текст карточки должен обеспечить логичность «вопросно-ответного мышления» учащегося.

Для решения этой задачи необходимо с помощью ряда вопросов, которые теперь уже войдут в доводящую карточку:

1. — объективировать все понятия, нужные для ответа на первый из подвопросов; — связать эти понятия; — определить их место, (т. е. порядок выявления).

(Смотрите вопросы 1 и 2 образца доводящей карточки)

2. — объективировать все понятия, нужные для ответа на второй из подвопросов; — связать эти понятия;

— определить их место; (Вопросы 3 — 9)

Замечание: Если подвопросов больше, то эти требования относятся к каждому из них.

3. — ориентируясь на вспомогательный вопрос, связать две части вопросного текста (количество частей зависит от того, сколько у вас подвопросов).

Это вопросы 10 — 12. Вопросы 13 — 17 обеспечивают возможность ответа на второй из вспомогательных вопросов.

4. Затем, ориентируясь на главный вопрос, также связывают части вопросных текстов, обеспечивающих ответы на вспомогательные вопросы.
Вопросы 18 — 25.

У В.В. Розанова этот метод называется методом обратного восхождения (см.: 7).

Заметим еще, что после каждой части вопросного текста обучающийся должен обращаться к констатирующему (повествовательному) тексту (вопросы 5, 10, 16). Это поможет восстановить тот вспомогательный вопрос (который не сформулирован в карточке, но к ответу на который подводит данная часть карточки) и фиксировать ответ на него.

Кроме того, по поводу требований к вопросному тексту дополнительно надо сказать следующее: так как «логика есть искусство верно направлять разум в познании вещей» (см.: 1), то вопросы текста должны быть такими, которые подразумевают строго определенные, однозначные ответы — и в этом смысле позволяют направлять мышление.

Приведем пример доводящей карточки, составленной указанным выше способом.

Определение силы

Физическую величину, характеризующую в данный момент размер и направление механического действия на тело со стороны других тел, в результате которого у него возникает ускорение, называют силой.

1. Маленький мальчик пнул лежащий мяч. Какое тело подействовало на мяч?
2. Что такое механическое действие одного тела на другое?
3. Мяч пнул взрослый мужчина. Какое тело подействовало на мяч?
4. В каком из этих случаев (маленький мальчик и взрослый мужчина пинают мяч) механическое действие на мяч будет больше?
5. Прочитай определение силы.
6. Какая величина характеризует размер механического действия?
7. Человек прыгает с носа неподвижной лодки. Какое тело подействовало на лодку?
8. Что произошло с лодкой после прыжка?
9. Как будет отличаться движение лодки, если человек прыгнет не с носа, а с кормы?
10. Прочитай определение силы.
11. Какая величина характеризует направление механического действия?
12. Какие две характеристики механического действия определяет сила? В физике принято говорить не «действует другое тело», а «действует сила».
13. Что происходит со скоростью тел после воздействия на них других тел (т.е. после взаимодействия их с другими телами)?
14. Какая физическая величина характеризует изменение скорости?
15. В результате чего возникло ускорение лодки, когда с нее прыгнул человек?
16. Прочитай определение силы.
17. В результате чего у тела возникает ускорение?
18. Сосулька упала с крыши. Как она движется (равномерно или ускоренно)?
19. Какое тело действует на сосульку?
20. Как направлено это действие?
21. Как называется величина, характеризующая размер и направление этого действия?
22. Если на тело не действует сила (или действия сил компенсируются), то как в этом случае будет двигаться тело (равномерно или ускоренно)? Почему?
23. Когда тело будет двигаться ускоренно?
24. В результате чего возникает ускорение?
25. Сформулируйте определение силы.

В следующем примере в качестве констатирующего текста используем само определение доводящей карточки.