Обучающие тексты обычно организованы таким образом, что заканчиваются каким-то обобщением. Это может быть вводимое понятие, закон, правило и т. д. То, что данное обобщение вытекает из текста (текста учебника или текста учителя), для автора кажется очевидным. Но, обращаясь к практике обучения, мы замечаем, что чаще всего учащиеся не могут в своем сознании выстроить ту логику, которую автор заложил в текст, и поэтому сами обобщения для них остаются непонятными.
Это затруднение частично преодолевается за счет применения идеи специальной организации понимания в обучении и одной из практик реализации этой идеи — методики доводящих карточек (см.:2, 3).
Доводящая карточка используется для организации понимания определенной темы учебного курса.
Текст карточки состоит из двух частей: констатирующей (повествова-
тельной) и вопросной. Констатирующая часть содержит какое-то важное обобщение, понимание которого затруднено, а вопросная часть — свод вопросов, обеспечивающих выстраивание логики и приводящих к пониманию данного обобщения.
В этой работе мы как раз и будем обсуждать один из механизмов составления вопросного текста доводящей карточки.
В качестве примера используем доводящую карточку, констатирующим текстом которой является определение физической величины «сила».
Подготовка к составлению карточки начинается с выделения главного вопроса, на который обучающийся должен ответить после работы с карточкой. В данном случае это будет вопрос: «Что в механике называют силой?».
Так как мы исходим из того, что констатирующим текстом является текст, который после его прочтения остается непонятным для многих обучающихся, значит, и главный вопрос, на который они должны ответить, является недоступным для них.
Недоступными будем называть такие вопросы, на которые обучающийся не может ответить при условии, что он располагает необходимой информацией (см.: 6).
Для того, чтобы ответ был возможным, необходимая информация должна быть востребована из сознания и расположена в строго определенной логике.
Как организатору обучения понять, какая именно информация должна быть востребована?
Для этого главный, недоступный вопрос сводится к вспомогательным, более простым. В нашем примере это следующие вопросы: • что характеризует сила?
• что является результатом действия силы?
Но это тоже еще не те вопросы, которые мы помещаем в карточку. Эти вопросы еще тоже являются недоступными, — но зато они уже более конкретно определяют, какая информация должна быть востребована из сознания для обеспечения возможности ответа на главный вопрос.
Вспомогательные вопросы, по необходимости, тоже могут делиться на подвопросы. Например, в нашем примере второй из вспомогательных вопросов можно считать уже достаточно конкретным. Этот вопрос уже позволяет понять, какую информацию и в каком порядке следует объективировать для ответа на него.
Первый же вопрос целесообразно поделить на подвопросы: • что такое механическое действие?
• какие параметры механического действия определяет сила?
На этом подготовительный этап создания карточки заканчивается.
Перейдем к механизму создания вопросного текста.
Вопросный текст карточки должен обеспечить логичность «вопросно-ответного мышления» учащегося.
Для решения этой задачи необходимо с помощью ряда вопросов, которые теперь уже войдут в доводящую карточку:
1. — объективировать все понятия, нужные для ответа на первый из подвопросов; — связать эти понятия; — определить их место, (т. е. порядок выявления).
(Смотрите вопросы 1 и 2 образца доводящей карточки)
2. — объективировать все понятия, нужные для ответа на второй из подвопросов; — связать эти понятия;
— определить их место; (Вопросы 3 — 9)
Замечание: Если подвопросов больше, то эти требования относятся к каждому из них.
3. — ориентируясь на вспомогательный вопрос, связать две части вопросного текста (количество частей зависит от того, сколько у вас подвопросов).
Это вопросы 10 — 12. Вопросы 13 — 17 обеспечивают возможность ответа на второй из вспомогательных вопросов.
4. Затем, ориентируясь на главный вопрос, также связывают части вопросных текстов, обеспечивающих ответы на вспомогательные вопросы.
Вопросы 18 — 25.
У В.В. Розанова этот метод называется методом обратного восхождения (см.: 7).
Заметим еще, что после каждой части вопросного текста обучающийся должен обращаться к констатирующему (повествовательному) тексту (вопросы 5, 10, 16). Это поможет восстановить тот вспомогательный вопрос (который не сформулирован в карточке, но к ответу на который подводит данная часть карточки) и фиксировать ответ на него.
Кроме того, по поводу требований к вопросному тексту дополнительно надо сказать следующее: так как «логика есть искусство верно направлять разум в познании вещей» (см.: 1), то вопросы текста должны быть такими, которые подразумевают строго определенные, однозначные ответы — и в этом смысле позволяют направлять мышление.
Приведем пример доводящей карточки, составленной указанным выше способом.
Определение силы
Физическую величину, характеризующую в данный момент размер и направление механического действия на тело со стороны других тел, в результате которого у него возникает ускорение, называют силой.
1. | Маленький мальчик пнул лежащий мяч. Какое тело подействовало на мяч? |
2. | Что такое механическое действие одного тела на другое? |
3. | Мяч пнул взрослый мужчина. Какое тело подействовало на мяч? |
4. | В каком из этих случаев (маленький мальчик и взрослый мужчина пинают мяч) механическое действие на мяч будет больше? |
5. | Прочитай определение силы. |
6. | Какая величина характеризует размер механического действия? |
7. | Человек прыгает с носа неподвижной лодки. Какое тело подействовало на лодку? |
8. | Что произошло с лодкой после прыжка? |
9. | Как будет отличаться движение лодки, если человек прыгнет не с носа, а с кормы? |
10. | Прочитай определение силы. |
11. | Какая величина характеризует направление механического действия? |
12. | Какие две характеристики механического действия определяет сила? В физике принято говорить не «действует другое тело», а «действует сила». |
13. | Что происходит со скоростью тел после воздействия на них других тел (т.е. после взаимодействия их с другими телами)? |
14. | Какая физическая величина характеризует изменение скорости? |
15. | В результате чего возникло ускорение лодки, когда с нее прыгнул человек? |
16. | Прочитай определение силы. |
17. | В результате чего у тела возникает ускорение? |
18. | Сосулька упала с крыши. Как она движется (равномерно или ускоренно)? |
19. | Какое тело действует на сосульку? |
20. | Как направлено это действие? |
21. | Как называется величина, характеризующая размер и направление этого действия? |
22. | Если на тело не действует сила (или действия сил компенсируются), то как в этом случае будет двигаться тело (равномерно или ускоренно)? Почему? |
23. | Когда тело будет двигаться ускоренно? |
24. | В результате чего возникает ускорение? |
25. | Сформулируйте определение силы. |
В следующем примере в качестве констатирующего текста используем само определение доводящей карточки.