Каташев А.В.

Цель:

экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи.

Задачи:

образовательные:

экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном и последовательном соединениях проводников;

экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников;

продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).

воспитательные:

продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке;

продолжить работу по формированию умений работать в коллективе (умение высказать свою точку зрения и выслушать точку зрения товарища, умение уважительного отношения к мнению товарища и др.).

развивающие:

продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;

продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.

Оборудование :

(на одну группу)

источник питания (4В);

амперметры лабораторные (4 шт.)*;

вольтметры лабораторные (4 шт.)*;

ключ;

лампочки от карманного фонарика (2 шт.);

резисторы, сопротивлением 1 Ом (2 шт.);

резистор, сопротивлением 1 Ом (1 шт.);

провода соединительные;

* — можно использовать и меньшее количество приборов.

Литература:

1

Громов С.В., Родина Н.А., Физика: учебник для 9-го класса средней школы.

2

Методика преподавания физики в 6-7 классах, под ред. А.В.Усовой

3

Перышкин А.В. и др. «Преподавание физики в 6-7 классах средней школы»

Ход урока:

1. Организационная часть

2. Изучение нового материала

Для того чтобы донести до учащихся цель данного занятия, вначале урока подвожу небольшой итог по пройденному материалу примерно следующего содержания:

Итак, на прошлых занятиях мы с вами познакомились с такими электрическими величинами, как сила тока, напряжение, сопротивление; познакомились с приборами для измерения силы тока и напряжения; экспериментально установили закон Ома для участка цепи, а также научились собирать простейшую электрическую цепь.

Простейшая электрическая цепь у нас состояла из источника тока, ключа и лампочки. В этой цепи мы использовали лишь один потребитель электрической энергии – электрическую лампочку. Но на практике такие электрические цепи встречаются редко. В основном электрические цепи состоят из большого числа потребителей электрической энергии, причём по–разному соединённых между собой.

Мы с вами уже встречались с разными способами соединения проводников в электрической цепи, но сегодня на уроке мы изучим эти соединения более подробно.

Объявляю тему занятия, учащиеся записывают тему занятия в тетрадь.

После этого обращаю внимание учащихся на доску, на которой изображены две электрические схемы.


Схема 1
 
Схема 2

Вместе с учащимися выделяем сходства и различия данных электрических цепей. При этом особое внимание заостряю на том, что проводники, включенные в указанные схемы, соединены по–разному. Здесь же с учащимися выясняем каким образом соединяются проводники в указанных электрических схемах, после чего сообщаю как называются данные способы соединения проводников в электрической цепи.