Кировский РУО

  • Перечень основных идей инициативной группы:

    В настоящее время государство и социум не являются эффективным ресурсом развития образования. Государственный ресурс недостаточен вследствие того, что не усиливается общественная составляющая. Социальная сфера, в свою очередь, не может воздействовать на образование, так как неспособна сформулировать общественные образовательные потребности. Иными словами, у образования и общества нет общего целеполагания. Чтобы оно появилось, необходимо инициировать общественное развитие, поддерживать запросы (потребности) местного сообщества и управлять ими.

    Коллектив управления образования с 1998 года реализует проект «Формирование государственно-общественного управления образованием в городском районе» (РУО имеет статус федеральной экспериментальной площадки). Цель эксперимента — превращение образования в реальный социообразующий фактор, становление образования в качестве социокультурного воспроизводства подрастающих поколений с максимальным учетом образовательных интересов, потребностей и специфики местного сообщества.

    По результатам I и II этапов реализации проекта получено положительное экспертное заключение Совета сети ФЭП (г. Москва).

    В рамках проекта:

    • на I этапе произошло оформление существующих профессиональных сообществ (1998 — 1999 г.);
    • на II этапе (1999 — 2000 г.) продолжено формирование общественных структур и проведены социологические исследования с целью разработки основных индикаторов, характеризующих состояние системы образования в районе. По результатам исследований составлена «Социальная карта района» (Приложение 1). Она позволяет видеть «продвинутость» школы (системы образования в районе), с одной стороны, и неблагополучие потенциала ресурса — с другой:
      • низкий экономический и культурный уровень населения;
      • сокращение естественного прироста населения и т.д.

      Как заинтересовать неблагополучный социум проблемами образования?

    • На III этапе авторы инициативы предлагают структуру государственно-общественного управления образованием в районе (Приложение 2). Из неё следует, что РУО может управлять инициативами, идущими от социума (это ресурс для развития!). Управлять — значит выстраивать систему поддержки предложений, идей, организовывать общие дела (т.е. иметь общие цели). Места для реализации общих целей (см. условные обозначения) будут являться концентрацией общественных сил. По замыслу авторов, это могут быть фестивали, слеты, различные конкурсы, акции и т.д. Таким образом полагаем создать благоприятные условия для развития общественного сознания.
    • Способы и средства реализации указанных идей:

      Способ — социальная карта района, индикаторы состояния образовательных учреждений.

      Средства:

      1. Общественные организации (в том числе и детские) — см. «Структуру»
      2. Социологические исследования (см. «Содержательное описание факторов, характеризующих состояние образовательных учреждений» — Приложение 3).
    • Предполагаемые масштабы изменений в системе образования:
      1. Построение нового типа связи с другими ведомствами и структурами.
      2. Возможность перехода на общественно — образовательный договор между педагогами и гражданами (разработка механизма перехода).
    • Необходимые ресурсы для реализации идей с указанием имеющихся:
      1. Существующие общественные структуры.
      2. Необходимые ресурсы:
        • создание районного попечительского совета,
        • подготовка специалистов в области государственно-общественного управления,
        • финансовые ресурсы.