«КЛАДЕЗЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»
(игра «Звездный час», посвященная народному творчеству)
Цели: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Ход игры
I. Вступительная часть.
Ведущий (ведущая). Народное творчество — народная мудрость, народное знание… Сегодня мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это «кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья», но и потому, что это наши истоки. Задачу — вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой — жизнь ставила не только перед нашими отцами и дедами, но и перед дедами наших дедов — в веках, тысячелетиях. И в повседневной жизни народа отыскиваются крупинки — золотинки народного мастерства. Большинство сказок, легенд, песен, пословиц, загадок содержит «добрым молодцам» уроки. Мы не знаем имен их творцов, но с полным основанием можем сказать, что «автор — гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт, воспитатель, педагог — народ». Постараемся же изучить и сохранить все лучшее в народном творчестве, иначе мы подорвем корни, которые держат нас, собственными руками расправимся сами с собой и станем «Иванами не помнящими родства».
Мы собрались сегодня на игру-викторину «Звездный час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством.
Представляю вам игроков… Поприветствуем их!
Все участники игры перед вами. А теперь настало время познакомиться с правилами.
Правила игры
1. За каждый правильный ответ игрок получает 1 очко.
2. На обдумывание каждого вопроса дается 5 секунд.
3. Если число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
4. За победу в каждом туре, участники получают звезду.
5. За победу в дополнительных задания – звезда.
Подсчитывать очки будут…
Итак, начинаем I тур, который состоит из четырех отдельных заданий.
II. Проведение туров игры.
1тур
Ведущая. Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки. «Что за прелесть — эти сказки! Каждая есть поэма… Сказка — ложь, да в ней намек…», — писал А. С. Пушкин о народных сказках. Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста, переиначивается и возникает заново.
В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.
Первое задание
Перед вами персонажи сказок «Царевна-лягушка», «Конёк-горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка».
Вопрос. Во всех ли сказках речь идет о трех братьях?
Ответ: № 3. «Сказка о царе Салтане». Действительно, в «Сказке о царе Салтане» говорится о трех сестрицах, вспомните:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Переходим к следующей группе вопросов.
По своему характеру и видам сказки делятся на волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наделялись человеческими качествами: добротой и коварством, глупостью и хитростью. В более позднее время животные становились персонажами басен.
Второе задание
Вы видите лису, волка, щуку и хамелеона.
Вопрос 1. Все ли эти персонажи являются героями басен Ивана Андреевича Крылова?
О т в е т: № 4. Хамелеон.
«Хамелеон» — это название рассказа Антона Павловича Чехова. Персонажем басен И. А. Крылова хамелеон не является.
Вопрос 2. Кто из них обладал волшебной силой в сказке о Емелюшке-дурачке?
О т в е т : № 3. Щука.
Вопрос 3. Как вы думаете, какое животное чаще всего становилось героем русских народных сказок?
О т в е т: № 1. Лиса. Конечно же, это — лиса.
Третье задание
«Волк и семеро козлят», «Колобок»,«Гуси-лебеди», «Крокодил Гена и его друзья»
Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.
Вопрос. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к
русским народным сказкам?
От в ет: № 3. «Крокодил Гена и его друзья».
Ведущая . Нужно было поднять карточку с № 3. Крокодил Гена и его друг Чебурашка — эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.
На этом первый тур окончен.
Пока подсчитываются очки, которые набрали участники игры, послушайте рассказ о таком удивительном виде устного народного творчества, как пословицы и поговорки.
У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.
Пословицы и поговорки прочно ложатся в память, их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами. Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно:
Пословица недаром молвится.
Глупая речь не пословица.
Пословица — всем делам помощница.
Дополнительное задание.
Игра «АУКЦИОН ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК»
У кого больше — получает звезду
Ведущая (обращаясь к зрителям). Много ли вы знаете пословиц и поговорок? Их, как я уже говорила, бесчисленное множество, поэтому вспомним только те, в которых есть числа. Побеждает тот, кто больше напишет пословиц и поговорок.
• Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
• Один в поле не воин.
• Один пашет, а семеро руками машут.
• Одна нога тут, другая — там.
• Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
• На одном месте и камень мхом зарастает.
• Одна рука узла не вяжет.
• От одного слова да навек ссора.
• У ежа одна сила — колючки.
• Раз солгал — навек лгуном стал.
• Руки поборют одного, знанье — тысячу.
• Трус умирает сто раз, а герой — один раз.
• Первый блин комом.
• Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
• Два сапога — пара.
• Кто скоро помог, тот дважды помог.
• Лентяй дважды работает.
• Одна голова — хорошо, а две — лучше.
• От горшка два (три) вершка.
• Палка о двух концах.
• Сидеть меж двух стульев.
• Скупой платит дважды.
• Убить двух зайцев.
• Уплетать за обе щеки.
• Хромать на обе ноги.
• Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
• За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
• За одного битого двух небитых дают.
• Старый друг лучше новых двух.
• Ум хорошо, а два лучше.
• Хвастуну цена — три копейки.
• Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года.
• Обещанного три года ждут.
• Плакать в три ручья.
• Без четырех углов изба не рубится.
• Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
• На все четыре стороны.
• Жить в четырех стенах.
• Как свои пять пальцев.
• Пятое колесо в телеге.
• Семеро с ложкой — один с плошкой.
• Сам не дерусь, семерых не боюсь.
• Семь верст до небес — и все лесом.
• Семи пядей во лбу.
• Лук от семи недуг.
• За семью морями.
• На седьмом небе от счастья.
• Семеро одного не ждут.
• Семь бед — один ответ.
• Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.
• У семи нянек дитя без глазу.
• Весна да осень — на дню погод восемь.
• Не трусливого десятка.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Жюри сообщает сумму очков, набранных участниками игры…
II тур
Первое задание
Пред вами портреты великих русских писателей.
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Ответ: № 2. И. Д. Крылов.
«Любви все возрасты покорны».
Ответ: № 3. А. С. Пушкин.
Переходим к другой группе вопросов.
Второе задание
№ 1 № 2 № 3 № 4
БЫВАЛЬЩИНА ДРАЗНИЛКА ЗАКЛИЧКА СЧИТАЛОЧКА
Вопрос. Устное народное творчество многогранно: это мудрые пословицы и хитроумные загадки, веселые обрядовые песни, торжественные былины. А можем ли мы, современные молодые люди, отличить бывальщину от частушек, дразнилки от считалки?
Дождик-дождик, пуще лей
На меня и на людей!
А на бабу .Ягу — лей по целому ведру!
Ответ: № 3. Это была закличка. Какие ещё заклички вы знаете?
Мужик рыбу ловил на озерах и увидел черта.
Черт сидит, качается и говорит:
— Год году хуже, год году хуже, год году хуже.
Мужик его веслом хлопнул:
— А на этот год тебе хуже всех.
Да и убил.
Ответ: № 1. Бывальщина.
Прокоп-укроп,
Медный лоб. Сам с аршин,
Голова с кувшин.
Ответ: № 2. Дразнилка.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щётку в уголке.
Палка щёлк щенков сплеча!
Два щенка ушли ворча.
С. Михалков
Ответ: № 4. Считалочка.
На этом заканчивается II тур.
Пока подсчитываются очки, которые набрали участники во II туре, послушаем песню.
Песня — это наиболее распространенный жанр в русском народном творчестве в настоящее время. Грустные и веселые, тоскливые и бодрые, народные песни всегда поэтичны и красивы, поражают своим художественным мастерством. И в наши дни в городе и в деревне звучат песни, сложенные профессиональными и самодеятельными поэтами.
Звучит русская народная песня (в записи или в исполнении учащихся).
Жюри объявляет результаты II тура..
Мы начинаем заключительный тур.
III т у р
Первое задание
На Рождество и на Масленицу гадали. Девушки пели, а по словам песни должны были гости узнать, что им нагадали.
Вился клён с берёзою – Не развился.
Кому выйдется , Всё сбудется.
(к свадьбе)
Мышь пищит, сто рублей тащит.
Диво ули ляду! Кому спели – тому добро!
(к деньгам)
Летит соловей через житенку,
несёт соловей жита горсточку
кому мы поём, тому честь воздаём.
(к богатству)
Стоят санки у лисенки,
Хотят санки ехати.
кому мы поём, тому честь воздаём.
(дальняя дорога)
Второе задание
№ 1 № 2 № 3 № 4
ГЖЕЛЬ ХОХЛОМА ДЫМКОВО ГОРОДЕЦ
Переходим к следующему заданию. Перед вами названия русских городов и сел, славившихся народными промыслами: Гжель, Хохлома, Дымково и Тула.
Вопрос 1 . В каком из сел в XVII веке возник русский народный промысел росписи по дереву?
Ответ: № 2. Село Хохлома (Нижегородская область).
Вопрос 2 . Это место славится керамикой, сочной синей росписью на ослепительно белом фоне.
Ответ: № 3. Станция Гжель Московской области.
Вопрос 4. Здесь лепят декоративные скульптуры в виде людей, животных (иногда в виде свистулек). Затем их белят мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, смешанными особым образом. Красочность и нарядность изделиям придают ромбики сусального золота, которые присущи только им.
Ответ: № 3. Слобода Дымково близ Вятки (ныне город Киров).
Третье задание
И, наконец, последнее задание. Но сначала загадка.
В лесу вырос, на стене вывес, кто слушает скачет.
Ответ: балалайка
Перед вами названия музыкальных инструментов: балалайка, гусли, жалейка.
Вопрос 1. Все ли эти русские народные инструменты являются струнными?
Ответ: № 3. Жалейка.
Жалейка – это русский духовой язычковый инструмент, который представляет собой деревянную трубочку с тремя-семью игровыми отверстиями.
Вопрос 2.На каком музыкальном инструменте играл герой сказки «Садко».
Ответ: № 2. Гусли.
Вопрос 3. У Аллы Пугачёвой и Вики Цыгановой есть песни о музыкальном инструменте. Каком?
Ответ: № 1.Балалайка.
В финал вышел …
III. Финал игры и подведение итогов.
Ведущая. А сейчас попрошу отгадать загадку.
Загадка. Сам дней не знает, а другим называет. (Календарь.)
КАЛЕНДАРЬ
Из слова «календарь» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т. е. букву «а» — два раза, а остальные -по одному. Тот, кто назовёт последнее слово, — победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Можно вместо буквы использовать звезду, те вместо звезды поставить любую нужную вам букву. Время пошло …
Две минуты истекли. Считаем записанные слова.
Возможные варианты ответов:
Ар Дар Ель Кара Лак Наледь Рак
Арена Даль Елка Кадр Лад Недра Рана
Аренда Дань Кедр Ларь Река
Акр День Клен Лен
Дрань Лень
Дранка Лекарь
Ведущая. Побеждает … Настал звездный час … Заключительное слово предоставляется победителю (основному игроку) … Фотография на память… Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).
Звучат русские народные песни (частушки).
Литература: в помощь классному руководителю. Классные часы. Волгоград. 2007г. Презентация назад