Кладезь народной мудрости

«КЛАДЕЗЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»

(игра «Звездный час», посвященная народному творчеству)

Цели: приобщение детей к народному творчеству; приви­тие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Ход  игры

I. Вступительная часть.

Ведущий (ведущая). Народное творчество — народная мудрость, народное знание… Сегодня мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это «кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья», но и потому, что это наши истоки. Задачу — вырастить свою смену умной, смелой, доб­рой, трудолюбивой — жизнь ставила не только перед нашими отца­ми и дедами, но и перед дедами наших дедов — в веках, ты­сячелетиях. И в повседневной жизни народа отыскиваются крупин­ки — золотинки народного мастерства. Большинство сказок, легенд, песен, пословиц, загадок содержит «добрым молодцам» уроки. Мы не знаем имен их творцов, но с полным основанием можем сказать, что «автор — гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт, вос­питатель, педагог — народ». Постараемся же изучить и сохранить все лучшее в народном творчестве, иначе мы подорвем корни, ко­торые держат нас, собственными руками расправимся сами с собой и станем «Иванами не помнящими родства».

Мы собрались сегодня на игру-викторину «Звездный час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным твор­чеством.

Представляю вам игроков… Поприветствуем их!

Все участники игры перед вами. А теперь настало время по­знакомиться с правилами.

Правила   игры

1.   За каждый правильный ответ игрок получает 1 очко.

2.    На обдумывание каждого вопроса дается 5 секунд.

3.    Если  число очков окажется одинаковым, то бу­дут учитываться звезды.

4.    За победу в каждом туре, участники получают звезду.

5.    За победу в дополнительных задания – звезда.

Подсчитывать очки будут…

Итак, начинаем I тур, который состоит из четырех отдельных заданий.

II. Проведение туров игры.

1тур

Ведущая. Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки. «Что за прелесть — эти сказки! Каждая есть поэма… Сказка — ложь, да в ней намек…», — писал А. С. Пушкин о народных сказках. Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста, переиначивается и возникает заново.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой ца­ревне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хо­рошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим! Слушайте внима­тельно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Первое задание

Перед вами персонажи сказок «Царевна-лягушка», «Конёк-горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка».

Вопрос. Во всех ли сказках речь идет о трех братьях?

Ответ: № 3. «Сказка о царе Салтане». Действительно, в «Сказке о царе Салтане» говорится о трех сестрицах, вспомните:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Переходим к следующей группе вопросов.

По своему характеру и видам сказки делятся на волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наде­лялись человеческими качествами: добротой и коварством, глупо­стью и хитростью. В более позднее время животные становились персонажами басен.

Второе задание

Вы видите лису, волка, щуку и хамелеона.

Вопрос 1. Все ли эти персонажи являются героями басен Ивана Андреевича Крылова?

О т в е т: № 4. Хамелеон.

«Хамелеон» — это название рассказа Антона Павловича Че­хова. Персонажем басен И. А. Крылова хамелеон не является.

Вопрос 2. Кто из них обладал волшебной силой в сказке о Емелюшке-дурачке?

О т в е т : № 3. Щука.

Вопрос 3. Как вы думаете, какое животное чаще всего ста­новилось героем русских народных сказок?

            О т в е т: № 1. Лиса. Конечно же, это — лиса.

 Третье задание

«Волк и семеро козлят», «Колобок»,«Гуси-лебеди», «Крокодил Гена и его друзья»

Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказоч­ные герои.

Вопрос.  Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к

русским народным сказкам?

От в ет: № 3. «Крокодил Гена и его друзья».

Ведущая . Нужно было поднять карточку с № 3. Крокодил Гена и его друг Чебурашка — эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

На этом первый тур окончен.

Пока подсчитываются очки, которые набрали участники иг­ры, послушайте рассказ о таком удивительном виде устного на­родного творчества, как пословицы и поговорки.

У русского народа, как и у любого другого, существует бес­численное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались на­родом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.

Пословицы и поговорки прочно ложатся в память, их за­поминание облегчается разными созвучиями, рифмами. Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово весомо, содержа­тельно и точно:

Пословица недаром молвится.

Глупая речь не пословица.

Пословица — всем делам помощница.

Дополнительное задание.

Игра «АУКЦИОН ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК»

У кого больше  — получает звезду

Ведущая (обращаясь к зрителям). Много ли вы знаете по­словиц и поговорок? Их, как я уже говорила, бесчисленное множе­ство, поэтому вспомним только те, в которых есть числа. Побежда­ет тот, кто больше напишет пословиц и поговорок.

• Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

• Один в поле не воин.

• Один пашет, а семеро руками машут.

• Одна нога тут, другая — там.

• Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

• На одном месте и камень мхом зарастает.

• Одна рука узла не вяжет.

• От одного слова да навек ссора.

• У ежа одна сила — колючки.

• Раз солгал — навек лгуном стал.

• Руки поборют одного, знанье — тысячу.

• Трус умирает сто раз, а герой — один раз.

• Первый блин комом.

• Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.

• Два сапога — пара.

• Кто скоро помог, тот дважды помог.

• Лентяй дважды работает.

• Одна голова — хорошо, а две — лучше.

• От горшка два (три) вершка.

• Палка о двух концах.

• Сидеть меж двух стульев.

• Скупой платит дважды.

• Убить двух зайцев.

• Уплетать за обе щеки.

• Хромать на обе ноги.

• Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

• За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

• За одного битого двух небитых дают.

• Старый друг лучше новых двух.

• Ум хорошо, а два лучше.

• Хвастуну цена — три копейки.

• Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года.

• Обещанного три года ждут.

• Плакать в три ручья.

• Без четырех углов изба не рубится.

• Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

• На все четыре стороны.

• Жить в четырех стенах.

• Как свои пять пальцев.

• Пятое колесо в телеге.

• Семеро с ложкой — один с плошкой.

• Сам не дерусь, семерых не боюсь.

• Семь верст до небес — и все лесом.

• Семи пядей во лбу.

• Лук от семи недуг.

• За семью морями.

• На седьмом небе от счастья.

• Семеро одного не ждут.

• Семь бед — один ответ.

• Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.

• У семи нянек дитя без глазу.

• Весна да осень — на дню погод восемь.

• Не трусливого десятка.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Жюри сообщает сумму очков, набранных участниками игры…

II тур

Первое задание

Пред вами портреты великих русских писателей.

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Ответ: № 2. И. Д. Крылов.

«Любви все возрасты покорны».

Ответ: № 3. А. С. Пушкин.

Переходим к другой группе вопросов.

Второе задание

№ 1                    № 2                    № 3                   № 4

БЫВАЛЬЩИНА ДРАЗНИЛКА   ЗАКЛИЧКА    СЧИТАЛОЧКА

Вопрос. Устное народное творчество многогранно: это мудрые пословицы и хитроумные загадки, веселые обрядовые пес­ни, торжественные былины. А можем ли мы, современные моло­дые люди, отличить бывальщину от частушек, дразнилки от счи­талки?

Дождик-дождик, пуще лей

На меня и на людей!

А на бабу .Ягу — лей по целому ведру!

Ответ: № 3. Это была закличка. Какие ещё заклички вы знаете?

Мужик рыбу ловил на озерах и увидел черта.

Черт сидит, качается и говорит:

—   Год году хуже, год году хуже, год году хуже.
Мужик его веслом хлопнул:

—   А на этот год тебе хуже всех.
Да и убил.

Ответ: № 1. Бывальщина.

Прокоп-укроп,

Медный лоб. Сам с аршин,

Голова с кувшин.

Ответ: № 2. Дразнилка.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Палка щёлк щенков сплеча!

Два щенка ушли ворча.

С. Михалков

Ответ: № 4. Считалочка.

На этом заканчивается II тур.

Пока подсчитываются очки, которые набрали участники во II туре, послушаем песню.

Песня — это наиболее распространенный жанр в русском на­родном творчестве в настоящее время. Грустные и веселые, тоск­ливые и бодрые, народные песни всегда поэтичны и красивы, по­ражают своим художественным мастерством. И в наши дни в горо­де и в деревне звучат песни, сложенные профессиональными и са­модеятельными поэтами.

Звучит русская народная песня (в записи или в исполнении учащихся).

Жюри объявляет результаты II тура..

Мы начинаем заключительный тур.

III т у р

Первое задание

На Рождество и на Масленицу гадали. Девушки пели, а по словам песни должны были гости узнать, что им нагадали.

Вился клён с берёзою – Не развился.

Кому выйдется , Всё сбудется.

(к свадьбе)

Мышь пищит, сто рублей тащит.

Диво ули ляду! Кому спели – тому добро!

(к деньгам)

Летит соловей через житенку,

несёт соловей жита горсточку

кому мы поём, тому честь воздаём.

(к богатству)

Стоят санки у лисенки,

Хотят санки ехати.

кому мы поём, тому честь воздаём.

(дальняя дорога)

Второе задание

№ 1                   № 2                   № 3                  № 4

ГЖЕЛЬ           ХОХЛОМА         ДЫМКОВО           ГОРОДЕЦ

Переходим к следующему заданию. Перед вами названия русских городов и сел, славившихся народными промыслами: Гжель, Хохлома, Дымково и Тула.

Вопрос 1 . В каком из сел в XVII веке возник русский на­родный промысел росписи по дереву?

Ответ: № 2. Село Хохлома (Нижегородская область).

Вопрос 2 . Это место славится керамикой, сочной синей росписью на ослепительно белом фоне.

Ответ: № 3. Станция Гжель Московской области.

Вопрос 4. Здесь лепят декоративные скульптуры в виде людей, животных (иногда в виде свистулек). Затем их белят мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, смешанными особым образом. Красочность и нарядность изделиям придают ромбики сусального золота, которые присущи только им.

Ответ: № 3. Слобода Дымково близ Вятки (ныне город Киров).

Третье задание

И, наконец, последнее задание. Но сначала загадка.

В лесу вырос, на стене вывес, кто слушает скачет.

Ответ: балалайка

Перед вами названия музыкальных инструментов: балалайка, гусли, жалейка.

Вопрос 1. Все ли эти русские народные инструменты являются струнными?

Ответ: № 3. Жалейка.

Жалейка – это русский духовой язычковый инструмент, который представляет собой деревянную трубочку с тремя-семью игровыми отверстиями.

Вопрос 2.На каком музыкальном инструменте играл герой сказки «Садко».

Ответ: № 2. Гусли.

Вопрос 3. У Аллы Пугачёвой и Вики Цыгановой есть песни о музыкальном инструменте. Каком?  

Ответ: № 1.Балалайка.

В финал вышел …

III. Финал игры и подведение итогов.

Ведущая. А сейчас попрошу отгадать загадку.

Загадка. Сам дней не знает, а другим называет. (Кален­дарь.)

КАЛЕНДАРЬ

Из слова «календарь» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т. е. букву «а» — два раза, а остальные -по одному. Тот, кто назовёт последнее слово, — победит. На выпол­нение задания отводится 2 минуты.  Можно вместо буквы использовать звезду, те вместо звезды поставить любую нужную вам букву. Время пошло …

Две минуты истекли. Считаем записанные слова.

Возможные варианты  ответов:

Ар          Дар           Ель         Кара      Лак        Наледь     Рак

Арена     Даль         Елка      Кадр      Лад        Недра      Рана
Аренда   Дань                        Кедр       Ларь                      Река

Акр         День                       Клен      Лен

Дрань                                   Лень

Дранка                                 Лекарь

Ведущая. Побеждает … Настал звездный час … Заклю­чительное слово предоставляется победителю (основному игроку) … Фотография на память… Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).

Звучат русские народные песни (частушки).

Литература: в помощь классному руководителю. Классные часы. Волгоград. 2007г.                       Презентация            назад