Тематическое Планирование
учебного материала
клуба информатики
ЦВР Иннокентьевская ООШ
Руководитель клуба: Зайков Ю.В.
Пояснительная записка
Основная цель курса – формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но (и это главное!) новое видение мира. Культурный уровень такого современного молодого человека характеризует понятие информационной культуры, которая в силу фундаментальности составляющих ее понятий должна формироваться, начиная с первых занятий.
Основной задачей курса признается формирование у детей стиля мышления, адекватного требованиям. современного информационного общества.
Знания и умения полученные в курсу, станут арсеналом искусства проектирования в широком смысле этого слова (в отличие от узкопонимаемого ремесленнического программирования.) технологии проектирования (в частности конструктивная процедурная технология «сверху-вниз») – основная содержательная оболочка многих тем курса в разные годы обучения.
В курсе максимально реализуются коллективные формы обучения (информатизация образования открывает здесь широкие возможности).
Компьютер активно присутствует на подавляющем большинстве занятий и предстает перед детьми как универсальная информационная (а вовсе не вычислительная) машина.
Главным методическим принципом в такой постановке курса становится опережающее развитие у детей навыков работы на персональном компьютере (ПК) и соответствующая подборка теоретических сведений, без которых невозможно успешно выполнение широкого круга задач и заданий, самостоятельно реализуемых учениками.
Данный курс рассчитан для детей разных возрастных категорий:
· 1-я группа – дети 7 – 9 лет;
· 2-я группа – дети 10 – 11 лет;
· 3-я группа – дети 12 – 13 лет;
· 4-я группа – дети 14 -15 лет;
Для постановки курса информатики необходимы следующие программные средства:
1. Клавиатура-тренажёр – для освоения клавиатуры ПК.
2. Редактор текстов – для освоения правил редактирования и подготовки текстов на ПК.
3. Графический редактор – для освоения правил выполнения рисунков и чертежей на ПК.
4. Электронные таблицы – для освоения правил выполнения простейших расчётов на персональных ПК.
5. Табличная база данных — для освоения правил поиска и накопления информации в простейших базах данных.
В состав учебно-методического комплекса входит следующая литература:
1. Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А. Информационная культура. Компьютер – твой друг. Класс 1. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995, 1997
2. Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А, Горвиц Ю.М., Первин Ю.А.. Информационная культура. Модуль 1. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995.
3. Первин Ю.А.. Информационная культура. Компьютерная смекалка. Класс 2. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995, 1997
4. Первин Ю.А.. Информационная культура. Компьютер и слово. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995.
5. Первин Ю.А.. Информационная культура. Модуль 5. Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1995.
6. Первин Ю.А.., Никитин А.Н. Информационная культура. Компьютер – инструмент искусства. Класс 6. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2001.
7. Логика в решении задач: Ковальский Р. М., 1989.
8. А. Матросов, А. Серев, М. Чаунин. Новый уровень создания HTML – документов. – С/Пб. БХВ-Петербург, 2003
1я группа (30 ч.)
Тема |
Теория |
Практика |
Знакомство с компьютером (7 часов) |
||
Первое знакомство с компьютером. Техника безопасности и порядок работы на компьютере. |
1 |
— |
Основные клавиши. |
— |
1 |
Простое меню. Меню, как универсальный механизм конечного выбора. |
1 |
1 |
Управление курсором с помощью мыши. |
— |
1 |
Палитра – цветовое меню. |
— |
1 |
Компьютерное тестирование по разделу «Знакомство с компьютером» |
1 |
— |
Всего |
3 |
4 |
Строковый редактор (5 часов) |
||
Расширение клавиатурных навыков. |
— |
1 |
Специальные символы. Латинский регистр. |
1 |
2 |
Компьютерный диктант на скорость и правильность ввода |
— |
1 |
Всего |
1 |
4 |
Алгоритм (8 часов) |
||
Первичное представление об алгоритме. |
1 |
— |
Этапы решения задачи. Алгоритм и его задачи. |
1 |
1 |
Задачи Баше, Угадай-ка. Задачи о взвешиваниях. |
— |
1 |
Развитие представления об алгоритмах. |
1 |
— |
Алгоритмы ханойских башен. |
— |
1 |
Простые задачи. Буквенные обозначения алгоритмов. |
— |
1 |
Самостоятельная работа на составление алгоритма |
— |
1 |
Всего |
3 |
5 |
Информация (10 часов) |
||
Информация и виды ее представления. |
1 |
|
Хранение информации. Поиск информации. |
1 |
1 |
Двоичный поиск. |
— |
1 |
Обработка информации. |
— |
1 |
Информационные процессы. Кодирование информации. |
1 |
1 |
Искажения информации, кодирование и шифрование. |
1 |
|
Относительность информационных процессов. |
1 |
|
Самостоятельная работа. |
1 |
|
Всего |
4 |
6 |
Итого |
11 |
19 |
2я группа (30 ч.)
Исполнитель (10 часов) |
||
Понятие об исполнителе. Система команд исполнителя. |
1 |
1 |
Общая схема знакомства с исполнителем. |
— |
1 |
Понятие среды исполнителя. Исполнители как модели. |
1 |
1 |
Задачи Машиниста. |
— |
1 |
Прием проектирования алгоритмов «сверху-вниз». |
— |
1 |
Соотношение среды и исполнителя. |
— |
1 |
Задача о развороте поезда. |
— |
1 |
Компьютерное тестирование по разделу «Исполнитель» |
— |
1 |
Всего |
2 |
8 |
Алгоритмы (7 часов) |
||
Анализ простых алгоритмов. |
1 |
— |
Понятие гипотезы. |
1 |
— |
Расширение возможностей «черных ящиков». «Черные ящики как модели». |
1 |
— |
Коллективная игра в классе |
— |
1 |
Машинное конструирование алгоритмов для «черных ящиков». |
— |
1 |
Динамические классификаторы – расширение понятие «черного ящика». |
— |
1 |
Самостоятельная работа по составлению алгоритмов. |
1 |
|
Всего |
3 |
4 |
Множество (5 часов) |
||
Множество, подмножество. Элемент. |
2 |
— |
Классификация множества по характеристическому признаку. |
1 |
1 |
Компьютерное тестирование по разделу «Множество» |
1 |
|
Всего |
3 |
2 |
Информационное конструирование (8 часов) |
||
Представление об открытой программе. |
1 |
— |
Прикладные задачи информационного конструирования. |
1 |
1 |
Графические задачи информационного конструирования. |
1 |
1 |
Самостоятельная работа |
— |
1 |
Различные средства информационного конструирования. |
— |
1 |
Компьютерное тестирование по разделу «Информационное конструирование» |
— |
1 |
Всего |
3 |
5 |
Итого |
11 |
19 |
3я группа (30 ч.)
Тема |
Теория |
Практика |
Обработка текстовой информации (30 часов) |
||
Меню, основные управляющие клавиши. Курсор. |
1 |
— |
Буквенно-цифровая клавиатура в компьютере. |
1 |
1 |
Исправление ошибок в тексте. Замены и удаление. |
— |
1 |
Вставка и смеси. |
— |
1 |
Самостоятельная работа по удалению ошибок текстового набора. |
— |
1 |
Диалог с компьютером. |
— |
1 |
Удаление и вставка символов и строк. Откатка. |
— |
1 |
Операции со строками – разрезание, склейка. |
— |
1 |
Структура справочника в тестовом редакторе. |
1 |
— |
Форматирование текста. Шаблон строки. Поиск по образцу. Контекстные замены. |
— |
1 |
Копирование информации. |
1 |
— |
Диски, файлы и имена. Как сохранить текст на диске. |
1 |
1 |
Чтение и запись. Групповые имена и маски имен. |
— |
1 |
Самостоятельная работа. |
— |
1 |
Режимы учебного редактора. |
1 |
— |
Машинный диктант. |
— |
1 |
Прикладные задачи обработки текстовой информации. |
1 |
1 |
Печать текстов. |
— |
1 |
Переписка с друзьями. Дневник наблюдений. |
— |
1 |
Другие виды редактирования. |
— |
1 |
Подготовка стенгазеты класса. |
1 |
— |
Выпуск стенгазеты класса. |
— |
1 |
Подготовка и издание книги. |
1 |
3 |
Подготовка заданий для тренажера. |
— |
1 |
9 |
21 |
5я группа (70 ч.)
Тема |
Теория |
Практика |
Обработка графической информации (28 часов) |
||
Растровая и векторная графика. Кодирование графики |
1 |
— |
Простейшие операции с графической информацией. |
1 |
— |
Представление об инструментарии в графическом редакторе. |
1 |
— |
Симметрия в жизни и на экране. Приемы рисования симметричных рисунков. |
1 |
1 |
Многообразие курсоров как форма инструментария. |
1 |
1 |
Разновидности инструментов. Откатка и накатка. Штампы. |
1 |
2 |
Копирование и перемещение. Надписи. Координаты. |
1 |
|
Дисковые операции в редакторе. Понятие формата. Каталог. |
— |
1 |
Вывод графической информации на принтер. |
— |
1 |
Подготовка иллюстрированной газеты. |
1 |
2 |
Структура экрана в графическом редакторе. |
1 |
|
Палитра. Верхний и нижний цвета. |
1 |
|
Указатели. |
1 |
|
Инструментарий. Карандаш. Очистка |
— |
1 |
Режимы. Прямоугольники. Овалы. |
— |
1 |
Ластик. Лейка. |
— |
1 |
Алгоритмы закраски и заливки. |
— |
1 |
Надписи. Линза. |
— |
1 |
Кадр и автокадр. |
— |
1 |
Копирование и перемещение. Картинка, объект и фрагмент. |
1 |
1 |
Коллажи. |
— |
1 |
Самостоятельная работа. Конкурс рисунка. |
— |
1 |
Всего |
12 |
16 |
Электронные таблицы (16 часов) |
||
Структура программы MS Exel |
1 |
— |
Представление об электронных таблицах. |
1 |
1 |
Формирование и заполнение таблиц. |
1 |
1 |
Выделения элементов таблиц. |
— |
1 |
Работа с ячейками, строками, столбцами. |
— |
1 |
Типы данных: числа, формулы и текст. |
— |
1 |
Арифметические операции в электронных таблицах. |
1 |
1 |
Ввод формул с использованием абсолютных и относительных ссылок. |
— |
1 |
Абсолютные и относительные ссылки. |
— |
1 |
Создание графиков и диаграмм |
— |
1 |
Использование электронных таблиц в прикладных задачах. |
1 |
1 |
Самостоятельное построение электронной таблицы. |
— |
1 |
Всего |
5 |
11 |
Коммуникационные технологии (26 часов) |
||
Локальные и глобальные компьютерные сети. |
1 |
— |
Настройка доступа к папкам и файлом в локальной сети. |
— |
1 |
Настройка соединения и подключение к Интернету. |
— |
1 |
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение, мультимедиа технологии. |
1 |
1 |
Путешествия по Всемирной паутине. |
— |
1 |
Поиск информации (документов, файлов, людей) в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. |
— |
1 |
Разработка Web-сайтов. |
1 |
— |
Программирование в HTML. Сайтостроение. |
1 |
— |
Терминология HTML: Понятие HTML. Гипертекст. Ресурсы Интернета. Хронология HTML. Элемент. Тег (метка) парный и непарный. Атрибут. HTML-документы. HTML-код. Гиперссылка. URL. Понятие сайта. WWW. Значение сайта. Отличие сайта от WWW-страницы. |
1 |
1 |
Сетевой жаргон. Эстетика и органомика сайта. Фреймы (принципы, виды, примеры, значение). |
1 |
— |
Основы формирования HTML-документов: Структура гипертекстового документа, взаимодействие документа и браузера. |
1 |
— |
Основные элементы HTML: » Разметка текста. Форматирование шрифта (заголовки, физический и логический стиль, отступы). Цветовая схема (гамма) HTML-документа. Форма (простейшая форма, форма сбора данных, почтовая форма). CGI-скрипты, Java-скрипты. » Создание списка (ненумерованный, нумерованный списки, списки определений, вложенные списки). » Создание таблиц (устроительство таблиц, необходимость таблиц, физическая и логическая ячейка, заливка, оформление). » Графика в HTML. Способы вставки графики, картинок, рисунков, кнопок. » Гиперссылки. Связывание, ссылки, анкер (якорь). |
2 |
5 |
Собственный сайт: Серверы сайтов. Регистрация. |
1 |
5 |
Всего |
10 |
16 |
Итого |
27 |
43 |