Клуб Интеграл

Тематическое Планирование

учебного материала

клуба информатики

ЦВР Иннокентьевская ООШ

Руководитель клуба:         Зайков Ю.В.

Пояснительная записка

Основная цель курса – формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только новые инструменты деятельности, но (и это главное!) новое видение мира. Культурный уровень такого современного молодого человека характеризует понятие информационной культуры, которая в силу фундаментальности составляющих ее понятий должна формироваться, начиная с первых занятий.

Основной задачей курса признается формирование у детей стиля мышления, адекватного требованиям. современного информационного общества.

Знания и умения полученные в курсу, станут арсеналом искусства проектирования в широком смысле этого слова (в отличие от узкопонимаемого ремесленнического программирования.) технологии проектирования (в частности конструктивная процедурная технология «сверху-вниз») – основная содержательная оболочка многих тем курса в разные годы обучения.

В курсе максимально реализуются коллективные формы обучения (информатизация образования открывает здесь широкие возможности).

Компьютер активно присутствует на подавляющем большинстве занятий и предстает перед детьми как универсальная информационная (а вовсе не вычислительная) машина.

Главным методическим принципом в такой постановке курса становится опережающее развитие у детей навыков работы на персональном компьютере (ПК) и соответствующая подборка теоретических сведений, без которых невозможно успешно выполнение широкого круга задач и заданий, самостоятельно реализуемых учениками.

Данный курс рассчитан для детей разных возрастных категорий:

·         1-я группа – дети 7 – 9 лет;

·         2-я группа – дети 10 – 11 лет;

·         3-я группа – дети 12 – 13 лет;

·         4-я группа – дети 14 -15 лет;

Для постановки курса информатики необходимы следующие программные средства:

1.         Клавиатура-тренажёр – для освоения клавиатуры ПК.

2.         Редактор текстов – для освоения правил редактирования и подготовки текстов на ПК.

3.         Графический редактор – для освоения правил выполнения рисунков и чертежей на ПК.

4.         Электронные таблицы – для освоения правил выполнения простейших расчётов на персональных ПК.

5.         Табличная база данных — для освоения правил поиска и накопления информации в простейших базах данных.

В состав учебно-методического комплекса входит следующая литература:

1.       Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А. Информационная культура. Компьютер – твой друг. Класс 1. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995, 1997

2.       Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А, Горвиц Ю.М., Первин Ю.А.. Информационная культура. Модуль 1. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995.

3.       Первин Ю.А.. Информационная культура. Компьютерная смекалка. Класс 2. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995, 1997

4.       Первин Ю.А.. Информационная культура. Компьютер и слово. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995.

5.       Первин Ю.А.. Информационная культура. Модуль 5. Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1995.

6.       Первин Ю.А.., Никитин А.Н. Информационная культура. Компьютер – инструмент искусства. Класс 6. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2001.

7.       Логика в решении задач: Ковальский Р. М., 1989.

8.       А. Матросов, А. Серев, М. Чаунин. Новый уровень создания HTML – документов. – С/Пб. БХВ-Петербург, 2003

1я группа (30 ч.)

Тема

Теория

Практика

Знакомство с компьютером (7 часов)

Первое знакомство с компьютером. Техника безопасности и порядок работы на компьютере.

1

Основные клавиши.

1

Простое меню. Меню, как универсальный механизм конечного выбора.

1

1

Управление курсором с помощью мыши.

1

Палитра – цветовое меню.

1

Компьютерное тестирование по разделу «Знакомство с компьютером»

1

Всего

3

4

Строковый редактор (5 часов)

Расширение клавиатурных навыков.

1

Специальные символы. Латинский регистр.

1

2

Компьютерный диктант на скорость и правильность ввода

1

Всего

1

4

Алгоритм (8 часов)

Первичное представление об алгоритме.

1

Этапы решения задачи. Алгоритм и его задачи.

1

1

Задачи Баше, Угадай-ка. Задачи о взвешиваниях.

1

Развитие представления об алгоритмах.

1

Алгоритмы ханойских башен.

1

Простые задачи. Буквенные обозначения алгоритмов.

1

Самостоятельная работа на составление алгоритма

1

Всего

3

5

Информация (10 часов)

Информация и виды ее представления.

1

Хранение информации. Поиск информации.

1

1

Двоичный поиск.

1

Обработка информации.

1

Информационные процессы. Кодирование информации.

1

1

Искажения информации, кодирование и шифрование.

1

Относительность информационных процессов.

1

Самостоятельная работа.

1

Всего

4

6

Итого

11

19


2я группа (30 ч.)

Исполнитель (10 часов)

Понятие об исполнителе. Система команд исполнителя.

1

1

Общая схема знакомства с исполнителем.

1

Понятие среды исполнителя. Исполнители как модели.

1

1

Задачи Машиниста.

1

Прием проектирования алгоритмов «сверху-вниз».

1

Соотношение среды и исполнителя.

1

Задача о развороте поезда.

1

Компьютерное тестирование по разделу «Исполнитель»

1

Всего

2

8

Алгоритмы (7 часов)

Анализ простых алгоритмов.

1

Понятие гипотезы.

1

Расширение возможностей «черных ящиков». «Черные ящики как модели».

1

Коллективная игра в классе

1

Машинное конструирование алгоритмов для «черных ящиков».

1

Динамические классификаторы – расширение понятие «черного ящика».

1

Самостоятельная работа по составлению алгоритмов.

1

Всего

3

4

Множество (5 часов)

Множество, подмножество. Элемент.

2

Классификация множества по характеристическому признаку.

1

1

Компьютерное тестирование по разделу «Множество»

1

Всего

3

2

Информационное конструирование (8 часов)

Представление об открытой программе.

1

Прикладные задачи информационного конструирования.

1

1

Графические задачи информационного конструирования.

1

1

Самостоятельная работа

1

Различные средства информационного конструирования.

1

Компьютерное тестирование по разделу «Информационное конструирование»

1

Всего

3

5

Итого

11

19


3я группа (30 ч.)

Тема

Теория

Практика

Обработка текстовой информации (30 часов)

Меню, основные управляющие клавиши. Курсор.

1

Буквенно-цифровая клавиатура в компьютере.

1

1

Исправление ошибок в тексте. Замены и удаление.

1

Вставка и смеси.

1

Самостоятельная работа по удалению ошибок текстового набора.

1

Диалог с компьютером.

1

Удаление и вставка символов и строк. Откатка.

1

Операции со строками – разрезание, склейка.

1

Структура справочника в тестовом редакторе.

1

Форматирование текста. Шаблон строки. Поиск по образцу. Контекстные замены.

1

Копирование информации.

1

Диски, файлы и имена. Как сохранить текст на диске.

1

1

Чтение и запись. Групповые имена и маски имен.

1

Самостоятельная работа.

1

Режимы учебного редактора.

1

Машинный диктант.

1

Прикладные задачи обработки текстовой информации.

1

1

Печать текстов.

1

Переписка с друзьями. Дневник наблюдений.

1

Другие виды редактирования.

1

Подготовка стенгазеты класса.

1

Выпуск стенгазеты класса.

1

Подготовка и издание книги.

1

3

Подготовка заданий для тренажера.

1

9

21


5я группа (70 ч.)

Тема

Теория

Практика

Обработка графической информации (28 часов)

Растровая и векторная графика. Кодирование графики

1

Простейшие операции с графической информацией.

1

Представление об инструментарии в графическом редакторе.

1

Симметрия в жизни и на экране. Приемы рисования симметричных рисунков.

1

1

Многообразие курсоров как форма инструментария.

1

1

Разновидности инструментов. Откатка и накатка. Штампы.

1

2

Копирование и перемещение. Надписи. Координаты.

1

Дисковые операции в редакторе. Понятие формата. Каталог.

1

Вывод графической информации на принтер.

1

Подготовка иллюстрированной газеты.

1

2

Структура экрана в графическом редакторе.

1

Палитра. Верхний и нижний цвета.

1

Указатели.

1

Инструментарий. Карандаш. Очистка

1

Режимы. Прямоугольники. Овалы.

1

Ластик. Лейка.

1

Алгоритмы закраски и заливки.

1

Надписи. Линза.

1

Кадр и автокадр.

1

Копирование и перемещение. Картинка, объект и фрагмент.

1

1

Коллажи.

1

Самостоятельная работа. Конкурс рисунка.

1

Всего

12

16

Электронные таблицы (16 часов)

Структура программы MS Exel

1

Представление об электронных таблицах.

1

1

Формирование и заполнение таблиц.

1

1

Выделения элементов таблиц.

1

Работа с ячейками, строками, столбцами.

1

Типы данных: числа, формулы и текст.

1

Арифметические операции в электронных таблицах.

1

1

Ввод формул с использованием абсолютных и относительных ссылок.

1

Абсолютные и относительные ссылки.

1

Создание графиков и диаграмм

1

Использование электронных таблиц в прикладных задачах.

1

1

Самостоятельное построение электронной таблицы.

1

Всего

5

11

Коммуникационные технологии (26 часов)

Локальные и глобальные компьютерные сети.

1

Настройка доступа к папкам и файлом в локальной сети.

1

Настройка соединения и подключение к Интернету.

1

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение, мультимедиа технологии.

1

1

Путешествия по Всемирной паутине.

1

Поиск информации (документов, файлов, людей) в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

1

Разработка Web-сайтов.

1

Программирование в HTML. Сайтостроение.

1

Терминология HTML: Понятие HTML. Гипертекст. Ресурсы Интернета. Хронология HTML. Элемент. Тег (метка) парный и непарный. Атрибут. HTML-документы. HTML-код. Гиперссылка. URL. Понятие сайта. WWW. Значение сайта. Отличие сайта от WWW-страницы.

1

1

Сетевой жаргон. Эстетика и органомика сайта. Фреймы (принципы, виды, примеры, значение).

1

Основы формирования HTML-документов:

Структура гипертекстового документа, взаимодействие документа и браузера.

1

Основные элементы HTML:

» Разметка текста. Форматирование шрифта (заголовки, физический и логический стиль, отступы). Цветовая схема (гамма) HTML-документа. Форма (простейшая форма, форма сбора данных, почтовая форма). CGI-скрипты, Java-скрипты.

» Создание списка (ненумерованный, нумерованный списки, списки определений, вложенные списки).

» Создание таблиц (устроительство таблиц, необходимость таблиц, физическая и логическая ячейка, заливка, оформление).

» Графика в HTML. Способы вставки графики, картинок, рисунков, кнопок.

» Гиперссылки. Связывание, ссылки, анкер (якорь).

2

5

Собственный сайт:

Серверы сайтов. Регистрация.

1

5

Всего

10

16

Итого

27

43