Кого готовит КГПУ?

Ответ на поставленный вопрос для большинства людей, даже очень далеких от педагогики, лежит на поверхности – учителей!

Я проработал непосредственно в школе четверть века (15 лет – директором), поэтому имею моральное право высказать на этот счет несколько другое мнение.

Удивительное дело! Кем только не работают недавние выпускники КГПУ: журналистами, экономистами, инженерами, переводчиками, гидами, секретарями, менеджерами, руководителями самых разнообразных предприятий, бизнесменами, многих в большую политику занесло и т.д. При этом хорошо работают, профессионально. Работают так, что, кажется, только этому и учились в высшем учебном заведении. Получается, что педагогический университет превратился в некий универсальный ВУЗ, который прекрасно подготавливает специалистов практически в любой области. Да, это правда. Выпускники КГПУ востребованы, в них нуждаются и это само по себе прекрасно. Это надо приветствовать и, как говорится, отдать должное преподавательскому составу. Молодцы! Но…

Вообще-то, по определению, педагогический университет должен готовить учителей, педагогов. Глубоко уважая преподавателей и руководителей КГПУ, лично зная многих из них, все же рискну «вызвать огонь на себя» и сделать на основании своего многолетнего директорского опыта вывод, что свое основное предназначение – подготовка учителей – педагогический университет делает, мягко скажем, неважно.

Посудите сами. В среднем, в обычную городскую школу, где учится 1300-1500 учащихся, каждый год приходит 2-3 молодых специалиста. По своему опыту знаю, да и любой директор школы подтвердит, что до настоящего учителя-профессионала молодого специалиста нужно «тянуть» минимум 2-3 года. Для этого подключается на полную мощность весь методический и управленческий потенциал школы: посещение уроков администрацией с последующим анализом, рефлексией и соответствующими рекомендациями, взаимопосещение уроков, прикрепление к молодому учителю наставника, школьные методические объединения, теоретические семинары, педсоветы и много чего другого. Начинающие учителя не умеют элементарного: заполнять классный журнал, вести обязательную документацию, спланировать урок, «держать» дисциплину в классе (не возмущайтесь; это очень важный компонент урока), допускают грубые методические ошибки (иногда и чисто предметные), боятся отойти от программы и текста учебника, «теряют» часть учеников в учебном процессе (не умеют заставить их заниматься, «включить» в деятельность на уроке) и т.д. и т. п. Я уже не говорю о так называемой внеклассной работе (связь с родителями, организация досуга, массовые мероприятия, ремонт, хозяйственные дела).

Но все перечисленные выше пробелы в подготовке молодых специалистов – это мелочи, частности, это обычные вещи. Но эти мелочи, мешающие преподавательской работе, имеют в своей подоплеке причину. Указанные ошибки учителей были предопределены заранее. Говоря красиво, они были детерминированы основной причиной, сущностью. Что это за причина? Начинающие учителя не умеют организовывать процессы общения (коммуникации) в больших коллективах и управлять этими процессами. Я думаю, что если будет решена эта проблема, то многие указанные недостатки молодых учителей исчезнут сами собой.

Иногда становится просто обидно за умную, молодую, красивую учительницу, которая довольно неплохо объясняет у доски новый материал, а три десятка представителей «подрастающего поколения» в это время играют в морской бой, в крестики-нолики, перебрасываются записками, невообразимо шумят. Сколько времени в среднем говорит (общается) каждый ученик в течение урока (конечно, по делу, по учебной теме)? Меньше минуты! Если ученика за целую четверть 2-3 раза вызовут к доске или заставят сказать односложные фразы во время фронтального опроса, то это уже считается нормой. Ненормальной нормой (извините за каламбур)! А ведь речь – это мощнейшее средство развития мышления. Многократное речевое воспроизводство учебного материала в разных учебных ситуациях (учителю, другим ученикам), обсуждение и т.д. помогает расширить область и глубину понимания изучаемых тем, развивает память, умения и навыки. О каком развитии мышления, о каких знаниях можно говорить, если ученик общается (вступает в коммуникацию) на уроке меньше минуты?

Вы помните этот хрестоматийный лозунг «главное для учителя – найти подход к ученику»? Не надо «подходить» к ученику. Надо включить его в учебный процесс, организовать процесс общения, предоставить ему время и место говорить по поводу изучаемого материала с другими учениками. Ученик сам «подойдет» к вам. Через речь, через действия ученика сразу проявятся его индивидуальные качества, характер, способы деятельности.

Необходимо напомнить, что именно в процессе общения, в деятельности возникают, «выращиваются» и нормы социального общежития, что мы обычно называем воспитанием. Нормы социального общежития (воспитанность) не транслируются. Они именно мучительно «выращиваются» в коммуникативных процессах, специально организованных в больших коллективах.

Мне могут возразить, что указанная выше причина (неумение организовывать процессы общения в ученических коллективах и управлять ими) характерна для всей школы, для всех педагогов, не только начинающих. Да, это верно. Это, действительно, так. Это верно и для высшей школы (КГПУ – не исключение). Лекционно-семинарская система обучения в ВУЗе практически не отличается от классно-урочной системы обучения в школе. А если и отличается, то в худшую сторону (в технологическом плане).

Но проблему-то надо решать. Ее надо решать только потому, что она актуальная. Ее нельзя не решать. Эту проблему нельзя отодвинуть на более поздний срок. Кто должен взяться за дело? Кто как не КГПУ! Здесь есть все предпосылки для успешной работы: квалифицированный, профессиональный преподавательский состав, опытные управленцы, интеллектуальный потенциал, дидактический материал и т.д. Дело осталось за малым – понять, что подготовить учителя, умеющего организовать процесс общения и управлять им, можно только в подобной деятельности. Не лекции студентам читать про то как организовать процесс общения, а сам процесс обучения студентов смоделировать через эти самые процессы общения.

Нелегкая, но благородная задача. А школы, учителя (как молодые, так и со стажем) вам помогут. За дело!