Дети еще не поняли, как им повезло жить и учиться в Саянском районе. Бытует мнение, что городские школы лучше сельских во всех отношениях, в том числе, знания в городе будто отличаются от тех, которыми наполняют детские головенки в деревне. Моя поездка вместе с сотрудниками Краевого центра информатизации образования Института повышения квалификации работников образования в Агинское заставила усомниться в сложившемся стереотипе.
В этот день в стенах Агинской общеобразовательной школы N1 собрались педагоги из тринадцати районов края, в основном восточной зоны, но приехали и енисейцы, шарыповцы. Повод весьма и весьма актуальный в преддверии создания в районах края так называемых ресурсных центров. В Агинском была возможность в рамках «Мастерской по проблемам информатизации района» посмотреть, чего можно достичь всего за полгода в сфере информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Александр Гаврилин, руководитель Центра, рассказал, каким было общение в первые дни знакомства с коллективом педагогов: «Мы будто не понимали друг друга и говорили на разных языках». И лишь на третий день учителя поняли, что Гаврилин и его коллеги предлагают им освоить неограниченные возможности учебного процесса и взять для этого в помощники компьютер. Они смогли понять, что здесь — громадное невозделанное поле деятельности педагога как творческой, ищущей личности.
И начался эксперимент. Педагоги ни на минуту не могли забыть об этих ИКТ. Даже на картофельном поле разгорались дебаты о допустимости применения в той или иной мере ИКТ в классно-урочном и внеурочном процессах. Поняли, что информатизация не есть равенство компьютеризации. Компьютер нужно научиться использовать с пользой для дела. «Еженедельная рефлексия» была в агинских школах, когда педагоги садились и решали, что дальше делать, куда идти. И только совместные качества учителя-предметника, учителя информатики и администратора позволили достичь хороших результатов.
В этот эксперимент оказались втянуты все в Агинском: и педагоги, и ученики, и их родители. Началось практическое осуществление проектов, о которых пока только говорили. Один из них — создание энциклопедии района, изучение его истории. Биологи занялись исследованием лекарственных растений, произрастающих в округе. На уроках трудового обучения компьютер также незаменимый помощник. А программы для уроков музыки вообще покорили наповал — интересны не только для детей, но и взрослых. Был показан и школьный фильм, снятый самими школьниками. «Англичане» продемонстрировали свои инновации в изучении языка, географы также преуспели. И все — наглядно и познавательно. И все — благодаря непонятным в начале ИКТ.
Конечно, не все так легко и просто, как может показаться на первый взгляд. Но уже сейчас Саянский район продемонстрировал на примере двух Агинских и Межовской школ, как грамотно можно работать на компьютере, чему можно научить ребятишек. Есть над чем поразмыслить гостям мастерской, есть к чему стремиться агинцам.
Вообще во всех 13 саянских школах, благодаря президентской программе компьютеризации сельских школ, есть от одного до трех компьютеров. В Агинском — базовые, методические центры. И та система информатизации, которая сложилась в районе, наглядно показывает, каким может стать ресурсный центр. Сегодня пока нет четкого представления о ресурсном центре как таковом: из чего ему состоять, что включать; тут тоже идет экпериментальное исследование — учатся все. В 2004-2006 годах Красноярскому краю из федерального бюджета предполагается выделение от 6 до 10 миллионов долларов США для создания ресурсных центров, обеспечения компьютерным оборудованием, подготовки кадров. Сеть ресурсных центров решит такие насущные проблемы как модернизация качества образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, приток в образование молодых учителей. Последнее — наиболее актуально для сельских школ.