Компьютерная поддержка химии

| Назад | На главную |

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА ХИМИИ» Реди Е.В.*, Безрукова Н.П.** SCHOOL CHILDREN ACTIVITY ORGANIZATION IN THE COURSE «COMPUTER SUPPORT OF CHEMISTRY» Redy E.V., Bezrukova N.P. Красноярск, *- лицей №3 **- Красноярский государственный педагогический университет E-mail: licey3@ktk.ru

New approach to school children activity organization in the teachimg the chemistry with use of computer technologies has been suggested.

Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации XXI века. Возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество. Именно поэтому перед системой образования встает проблема — подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.  Обучение в школе должно обеспечить формирование у людей новых компетентностей, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе и для получения образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения.  Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие информационной компетенции вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности. В свою очередь формирование компетентностей и новых способов деятельности возможны только в результате самостоятельной деятельности учащихся. Основными критериями деятельности мы считаем: личностно значимые приобретаемые знания и умения, использование личного опыта и знаний учащихся, возможность выбора (задания, способа, последовательности и т.д.). Поставленные задачи мы реализуем на занятиях «Компьютерная поддержка химии». Курс нацелен на выполнение трех основных функций: формирование информационной культуры, повышение качества знаний по химии и курс предпрофильной подготовки (как естественнонаучного профиля, так и профиля информационных технологий).  Компьютер, активно использующийся на занятиях курса, является для учеников новым источником информации. Уже через несколько занятий учащиеся 8 класса довольно легко определяют, где можно взять необходимую информацию, а учащиеся 11 классов, приходя на занятия, четко формулируют цель посещения данного занятия. Курс высвечивает роль компьютера как инструмента, эффективно совершенствующего и организующего коммуникации людей. Учащийся вправе сам определить свое участие («буду»- «не буду») и свою роль в коммуникации. Как правило, в ходе работы с программой у учащихся появляются вопросы, которые они могут задать друг другу, программа может вызвать определенные эмоции ( музыка, поощрения в случае правильного выполнения задания и т.д.), которыми необходимо поделиться с соседом. Часто возникают вопросы, решение которых требует объединить знания всех присутствующих. Часто такие вопросы остаются неразрешенными на данном занятии, и учащиеся вынуждены вступать в другие коммуникации (обратиться к другим ученикам, учителям, сходить в библиотеку), чтобы найти ответ на поставленный вопрос. Инициаторы подобных вопросов, как правило, поощряются отметкой.  Использование компьютерных технологий в образовательном процессе делает обучение более содержательным, зрелищным, способствуют развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения. Данные технологии позволяют ребенку работать в своем собственном режиме, не создавая дискомфорта: не успел, не услышал и т.д. Ученикам, обладающим высокими учебными возможностями, они создают условия за то же самое время получить углубленные или расширенные знания, что значительно экономит время ребенка и учителя. Причем ученик сам выбирает объем и уровень учебного материала, который может (а главное хочет) усвоить. Полностью решается проблема «пропущенного материала». Необходимо также отметить интерес ребенка к использованию компьютера на уроке химии. Курс «Компьютерная поддержка химии» в 8-ом классе построен на работе с программами, разработанными в лаборатории мультимедийных технологий кафедры ИТОиМ КГПУ «Периодический закон», «Строение атома», «Химическая связь», «Водород», «Кислород», «Галогены», «Теория электролитической диссоциации». В обучающую программу включена информация по всем основным разделам, в соответствии с которыми изучается тема в школьном курсе химии. Необходимо отметить, однако, что в программах материал изложен несколько шире, чем в школьном курсе, используются многочисленные примеры, задания, видеофрагменты. Основные разделы представлены в виде меню программы, что дает возможность учителю самому планировать последовательность изучения материала. Занятия проходят в форме «ревизии собственных знаний» В процессе изучения темы учащиеся учатся строить собственные «научные» предположения на основе своего опыта и знаний. В начале урока ученикам предлагается сформулировать свои предположения по разделам программы, рекомендованным для изучения на данном уроке. Все предположения, записываются в тетрадь и на доске. Достоверность выдвинутых «гипотез» учащиеся проверяют, работая с компьютерной программой. С помощью определенной системы знаков (v- верно, — неверно, + интересно, новое, ?- появился вопрос или непонятно), учащиеся оценивают свои предположения, разрешая при этом появляющиеся вопросы (а они обязательно появляются).  В результате такой работы учащиеся не только оценивают свои предположения, но и объединяют свои «гипотезы», с вновь полученными знаниями. Поскольку инициатором «гипотезы» и появляющихся вопросов явился сам ученик, то приобретенные знания становятся для него значимыми, а не навязанными учителем или учебником, а значит и более прочными. Кроме того, при работе с программой ученик должен был выполнить несколько заданий для закрепления усвоенного материала. Задания на всех уроках разбиты на 3 блока: обязательные, повышенной сложности, творческого характера (дополнительные). Особой популярностью пользуются дополнительные задания, так как учитель не требует обязательного их выполнения (но оценивает правильное решение), а ученик имеет возможность выбрать понравившееся ему задание и получить хорошую отметку. Следует отметить, что дополнительные задания различны по способам решения, по структуре, (именно это чаще всего и определяет выбор задания учениками) и часто включают игровые элементы. Для проверки усвоения знаний используются компьютерные тесты, выполненные в программе «Oprosnik». Особенность данной программы в том, что в случае ошибки ученик видит образец правильного ответа.  Данную программу хорошо использовать не только для контроля, но и для самоконтроля, как при подготовки к контрольным работам, так и для повторения ранее изученного материала, знание которого потребуется при изучении новой темы. В этом случае образцы правильных ответов более подробные (6-7 строк). Учащиеся 9-11 классов самостоятельно используют эти тесты для повторения материала. В конце занятий учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке по следующим критериям: степень интереса, что нового узнал и чему научился, появлялись ли в ходе работы новые вопросы. Анализ самооценки показал, что около 75% учащихся оценивают свою деятельность по высшему баллу, отметив увлеченность, новые знания и умения, не запланированные учителем. Самооценка этих же учащихся на уроках химии без использования компьютерных технологий оказалась гораздо ниже. Высший балл себе ставят лишь 35-40% учащихся. Бывают случаи, когда учащиеся ставят себе низший балл. (Делал вид, что работал). Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках химии позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качества знаний по теме; продолжить формирование информационной культуры; наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика, и определить себя относительно профиля дальнейшего обучения. Необходимо отметить, однако, что наибольшая эффективность использования компьютерных технологий достигается при их систематическом использовании.  ЛИТЕРАТУРА 1. А.А.Сыромятников, Н.П.Безрукова. Автоматизированная учебная программа «Химическая связь»./Всеросс. науч. конф. «Молодежь и химия». Сборник тезисов докладов. Красноярск.- 1998 г.- С.137-138. 2. Зайцев Е.Н., Безрукова Н.П., Сыромятников А.А., Заварзина Н.И. Компьютерная поддержка преподавания темы «Водород»./ Росс. науч.-педагог. конф. «Процессы обновления в естественнонаучном образовании. Сборник тезисов докладов. Часть II. Красноярск.- 1999 г.- С.14-15.

3. Безруков А.А., Безрукова Н.П. Создание компьютерных тестов по естественнонаучным дисциплинам. Методическая разработка.- Красноярск: РИО КГПУ, 2000.-36 с.

| Назад | На главную |