Концепция Шушариной Татьяны Владимировны

Моя концепция

Шушарина Татьяна Владимировна

учитель физики сш. №134 г. Красноярска

Я хочу подойти к изложению своей концепции с точки зрения ОК (опорного конспекта), так как в дальнейшем речь пойдет именно об ОК.

На рисунке изображены линии и точки их пересечения.

Линия – это сторона жизни общества (человека). Точки – это места пересечения сторон жизни общества. Трапеция – образ современной школы с четырьмя её составляющими. Причём, две – наклонены, то есть неустойчивы. Но если их убрать, то упадёт одна из наклонных линий, которые несут смысловую нагрузку жизни общества. Пунктир – продолжение линий «Детство», «Учитель». Это означает, что детство и учитель в современном обществе не являются полноправными хозяевами. И нужно, чтобы это случилось. Когда будет так, в душе каждого взрослого начнет жить ребёнок, а значит, и учителя-взрослые лучше будут понимать детей. А пока мы имеем «Детство» со своими проблемами, от которых далеко проходит взрослая жизнь. Но рано или поздно общество столкнется с этими совсем не детскими проблемами (на рисунке стрелочки направлены по наклонной к точкам), и их придётся решать.

Если общество будет думать о подрастающем поколении, то оно обратится к школе: подумает об образовании, учителях, детстве, и проблемы уменьшатся (на рисунке это треугольники), а в обществе начнется подъём уровня жизни (на рисунке пунктирная стрелка вверх). Поэтому общество станет стабильным.

Опорный конспект показывает, что образование проходит через всю жизнь общества, значит, и учителя всю свою жизнь учатся, и дети занимаются самообразованием, да и любой человек в своей жизни может учиться (на рисунке это горизонтальная линия). Школьное образование является отправным, а образование вообще лежит в основании всего. В чём состоит задача школы? Выпустить ребёнка во взрослую жизнь. Жизнь со своими законами и правилами, продиктованными временем, отражается от школы, и лишь своими лучиками, и то преломлёнными, доходит до ребёнка. Он видит жизнь через призму школы. Но школа, состоящая из четырёх основополагающих её образующих (школьного образования, учителей, учеников и их детства) совершенно одинока и оторвана от реалий жизни. Да! Пока так есть!

Образование — фундамент школы, он должен быть прочным; но прочность образования не зависит от объёма материала, объявленного обязательным. В школьное образование пытаются втиснуть знания, накопленные человечеством, в результате чего школьное образование разбухает, перегружается ненужными большинству учеников знаниями. А это пустоты в фундаменте, за которыми таится его разрыхление.

Следующая составная — учитель. Он выполняет функцию перпендикуляра, относительно которого идут отражённые и преломлённые лучи взрослой жизни. Значит, роль учителя в обществе одна из главных. Так почему же общество старалось разрушить эту составную? Испытывало на прочность? Почему общество отстранилось от учителя? Считало, что справится с жизнью само? Сотрите сторону с названием «учитель», и упадет одна из сторон жизни. Перекос будет. Это то, что имеет сегодня наше общество. Но учительство в нашем государстве крепкое, с мощными корнями, питающими его. И за счёт этого мы ещё живем, на этом пока держится жизнь общества. Слышишь меня, общество? Смогло почти разрушить, сумей и восстановить, помоги подняться, сумей принять в свою жизнь!

Детство. Оно провожает ребёнка во взрослую жизнь. Нельзя, чтобы оно оборвалось на границе. Пусть детство растворится в жизни каждого взрослого, и от этого жизнь станет ярче, красочнее, эмоциональнее. Но основная прописка детства – школа. Дети: младшие подростки и одиннадцатиклассники — любят играть. Игра увлекательна, она снимает умственную усталость, повышает оптимистический настрой школьников, сплачивает группы, позволяет установить дружеские отношения учеников и учителей. Игра сближает изучаемые на уроке вопросы с внутренним миром школьника, стимулирует учебную деятельность. Что для этого нужно? Только воображение детей, а оно у них развито хорошо. Нельзя лишать детей детства. Будет снова перекос в жизни общества, которое, отвернувшись от школы, оставило её на уровне развития 80-х годов XX века (как раз тогда я сама была школьницей). А ведь сегодня вокруг школы бурлит многоцветная жизнь с различными соблазнами (телевидение, компьютер, мода, спорт, автомобили и т. д.). По сравнению с этим школьная жизнь и учебный процесс – это однообразие, бледное и монотонное, без ярких впечатлений и новых встреч. Это необходимость долгое время сидеть спокойно и почти не говорить! В школе, забытой в XX веке, не хватает движения и впечатлений. Учителя в такой школе давно выбрали удобные методы и приёмы работы и незаметно для себя превратились в однообразно работающих роботов. Такая рутина настраивает учеников против учителей и вообще учения, а авторитарная позиция взрослых воспринимается школьниками как несправедливая и неправильная, вызывает их протест и отбивает желание учиться. Получается, что детство уходит из школы. Верните его назад, пусть у детей в школе появятся мотивы познавательной деятельности. Учитель должен уметь стимулировать эту деятельность. И один из действенных стимулов – это игра.

Итак, в современной школе я вижу проблему: дети потеряли интерес к учёбе и не хотят учиться. Причины: большой объём изучаемого материала и домашнего задания, авторитарная позиция учителя, неумение учеников преодолевать трудности процесса обучения, однообразие школьной жизни.

Как это преодолеть? Особенно на таком трудном и не любимом детьми предмете, как физика?

Основные цели, которые я ставлю перед собой, это:

  1. Добиваться высокого уровня знаний.
  2. Работать в доброжелательной обстановке.
  3. Обучать школьников работать в коллективе и уметь добывать знания и информацию самостоятельно.

Для решения этих целей я использую следующие методические приёмы:

  1. УДЕ.
  2. Опорные конспекты.
  3. Поэтапное формирование физических понятий.
  4. Систематический контроль и самоконтроль.

УДЕ и опорные конспекты облегчают усвоение и понимание учебного материала. Они помогают выдать информацию нескольких тем курса в течение нескольких уроков, сохранив драгоценное время на решение задач: экспериментальных, расчетных, качественных. При организации учебного процесса я чётко структурирую учебный материал. Это облегчает его восприятие, потому что в блокированном материале одни идеи вытекают из других, ясна связь и обоснованна последовательность сообщаемых знаний. Значит, школьникам легче воспринимать, осознавать и запоминать их. ОК оформлены в цвете (главное в них имеет красный и жёлтый фон, второстепенное – синий и голубой). Это позволяет учащимся быстро ориентироваться в учебном материале. Например, курс физики 10 класса разбит на 6 разделов, по которым учащиеся сдают зачёты. Вопросы для зачёта учащиеся получают вначале изучения раздела. В свою очередь каждый раздел разбит на несколько укрупнённых блоков, количество которых не превышает 6. В 7 – 9 классах в своей работе использую этот же приём, только лекции охватывают меньший объём учебного материала.

В ближайшем будущем я хочу использовать на своих уроках информационные технологии, т. е. перенести ОК на компьютер. Это ещё один шаг стимулирования учебной деятельности. Интересы сегодняшних школьников напрямую связаны с компьютером. Они сами могут быть авторами ОК, т. е. заниматься творчеством. Это будет полезно и актуально, а значит, интересно.

В своей работе я использую логичное, контрастное, увлекательное, яркое изложение, подкреплённое наглядностью. Невозможно глубоко уяснить большинство изучаемых вопросов без демонстрационного эксперимента, без наблюдения опытов. Они содействуют развитию мышления, наблюдательности, творческого воображения и способностей моих учеников. Какими способами я вовлекаю учащихся в активную мыслительную деятельность?

  1. Чаще всего я провожу опыт, а учащиеся делают вывод из него, либо объясняют полученные результаты. Например, на уроке по плотности: что происходит с плотностью при изменении объёма пористых тел?
  2. Прошу учащихся предсказать результаты опыта. Такой способ ведёт к более высокому уровню активизации умственной деятельности. Предсказать всегда сложнее, чем объяснить уже показанное. И если ученик оказался прав, налицо ситуация успеха. Это эффективный стимул познавательной деятельности. Он удовлетворяет потребности человека в самоуважении, повышает его престиж в обществе. Ребята высказывают предположения, почему изменился объём рыхлых тел (естественно, опираясь на изученный материал о строении вещества). Затем я предлагаю эту ситуацию смоделировать. Таким образом, я опираюсь на потребность детей в игровой деятельности, что также является эффективным стимулом в учёбе.
  3. Ставлю перед учениками вопрос и предлагаю найти ответ экспериментально. Например, найти плотность сахара или поролоновой губки, не взвешивая их.

На урок ко мне приходят разные ребята, каждый со своим внутренним миром (в это понятие я включаю всё: настроение, характер, увлечения, семью, взгляд на жизнь), и это не они, а учитель со своим опытом, не разрушая мир «детства», должен создать благоприятный эмоциональный фон на уроке для усвоения учебного материала. Так, например, веду разговор о празднике — и использую искусство на уроке. Хочу, чтобы у моих учеников любопытство переросло в устойчивый эмоционально-познавательный интерес к моему предмету.

В настоящее время я решаю задачу по достижению всеми учениками достаточно высокого уровня знаний. Но считаю, что моя работа была бы гораздо эффективнее, если бы ко мне на урок приходили ребята по интересам. Я считаю, что детей надо группировать не в статические классы, а в группы подвижного состава по интересам. Конечно, это лучше делать уже на III ступени обучения. Но и сегодня я нахожу выход из ситуации: ребята работают с разноуровневым дидактическим материалом (автор — Кирик) во всех параллелях, и таким образом они сами могут выбрать, на какую оценку поработать. Оценка – это ещё один из стимулов деятельности ребят. При разноуровневом подходе она особенно справедлива.