Концепция

КОНЦЕПЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г.КРАСНОЯРСКА

    Широкая демократизация общества повлекла за собой кардинальные изменения школьного образовательного пространства «Государственными приоритетами в области образования являются.. формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» («О внесении изменений и дополнений в Закон РФ, гл.I, ст.2; гл.II, ст.14»). Школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на развитие у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать политический выбор.

    Основная цель, которая стоит перед школой в настоящий момент – воспитание гражданина, обладающего высокой политической и демократической культурой, признающего общечеловеческие ценности, уважающего других людей, стремящегося к установлению с ними отношений сотрудничества, необходимых для сохранения и совершенствования человечества.

  Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. создать условия формирования гражданской позиции учащихся, приобщать их к активному преобразованию действительности;

2. ориентировать учащихся на общечеловеческие и гражданские ценности в процессе совместной творческой деятельности педагогического и ученического коллективов, общественности и родителей;

3. создать условия для раскрытия и развития личностного потенциала каждого учащегося как модели дальнейшей жизнедеятельности гражданина в демократическом обществе.

Решение задач предполагает:

— внедрение базового гражданского образования (граждановедение, экономика, право, риторика, программа «Вокруг тебя — мир»), необходимого для активной полноценной жизни в демократическом сообществе;

— развитие школьного самоуправления, через которое, в том числе, происходит развитие лидерских способностей учащихся;

— создание детских общественных объединений;

— выпуск школьных СМИ;

— проведение общественно — активных акций («Недели добра», «День пожилого человека» и т.п.) с целью формирования у учащихся ответственности за состояние дел в микрорайоне;

— активное сотрудничество с общественными организациями района и города;

— формирование школы как ресурсного центра сообщества (представление дополнительного образования, организация досуга и т.п.);

— создание Благотворительного фонда школы;

— создание Научно Методического Совета и др. органов, структур как демократического органа управления образовательным процессом.

    Таким образом, формирование у учащихся гражданского мышления и ответственности возможно при наличии в школе особого демократического и гуманного уклада жизни, что требует создания долгосрочной комплексной программы развития ОУ, специальной работы не только образовательных структур, но и широкой общественности, заинтересованной в построении демократической школы как базиса демократического государства.

См. также Главная цель гражданского образованияИндикаторы мониторинга гражданских компетенции в рамках реализации проекта «Школа гражданина», Демократический уклад жизни в школеМиссия школы