Конспект урока на тему «Глобальные проблемы современности»
Свинцов Павел Владимирович учитель истории и социально-политических дисциплин
Шушенской средней Муниципальной школы № 3
Эту учебную тему с полным основным основанием можно отнести к межпредметному уровню, т.к. многие вопросы частями или блоками рассматриваются в курсах географии, биологии, химии, истории, отсюда основные цели урока обществознания:
Образовательные:
- обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;
- создать условия для выявления разных точек зрения на пути и средства разрешения глобальных проблем.
Воспитательные:
- через акцентирование социальных аспектов этих проблем, показать необходимость совместных усилий для их разрешения. Осознание своей гражданской позиции по этим вопросам;
- воспитание коммуникативной культуры.
Развивающие:
- продолжить развитие у учащихся таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, выделение главного, доказательство. Умение работать с источниками;
- содействовать развитию управленческой, социальной и коммуникативной компетентности у учащихся.
Задачи урока:
- Заинтересовать учеников темой урока, мотивировать их на определение круга вопросов и целей урока.
- В результате совместной деятельности учителя и учеников. Разработать план дальнейшего образовательного действия (определить образовательные задачи).
- Организовать самостоятельную работу в группах и составить опорную схему особенностей глобальных проблем.
- Анализируя схему, в совместной дискуссии определить взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем.
- Подвести итоги урока.
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивирующее начало. Актуализация опорных знаний.
- Формулирование целей и задач урока, самоопределение по группам.
- Самостоятельная групповая работа учеников с источниками. Формулирование вытекающих особенностей глобальных проблем современности. Составление схемы, выявление взаимосвязи и взаимообусловленности этих проблем. Определение понятия глобальных проблем современности.
- Работа над проблемным заданием. Дискуссия и анализ для определения гражданской позиции по вопросам путей и средств решения глобальных проблем.
- Рефлексия: что хотели? что получили? что непонятно? что понравилось? что не понравилось?
- Подведение итогов урока.
I.
Всегда нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует “вход в урок”. Процедура может быть разной. Пример: начиная урок можно зажечь лампу над доской, а после его завершения погасить. Через некоторое время само собой складывается невербальное общение о начале и окончании урока.
II.
Для начала мотивации, и актуализации знаний учащихся предлагается просмотреть видеоролик, смонтированный из сюжетов телевизионных передач (5-8 секунд каждый) с музыкальным звукорядом. Сюжет содержит все главные темы по глобальным проблемам современности, рассчитан включить клиповое мышление, поэтому продолжительность не более 3-5 минут. Далее учащимся предлагается обсудить вопросы: О чём этот сюжет? Какие вопросы, проблемы, на ваш взгляд, он затрагивает? Почему они вам знакомы? Откуда вы о них знаете?
На основе ответов учащихся, делается вывод о жизненноважности для человечества этих проблем, о том, что ребята имеют по ним определенные знания из СМИ, школьных курсов географии, биологии, экологии, истории, из собственного жизненного опыта.
III.
Учитель ставит вопрос: Исходя из учебной темы, сформулировать цели урока по курсу обществознания.
Цели: Сформировать представление о глобальных проблемах современности, о их социальном аспекте.
Пример:
Вопросы: | План задач урока: |
|
|
В классе со средним и низким реальными учебными возможностями учащихся, школьникам предлагается определить, о чем будет идти речь на уроке. Чем мы будем заниматься? Что должны узнать?
После нескольких наводящих предложений, формируется круг вопросов по учебной теме и оформляются образовательные задачи, план урока.
В совместной деятельности, учитель вносит дополнения и по необходимости корректирует учебные задачи. Далее предлагается спрогнозировать возможный результат урока, что будет являться итогом урока? Как он будет оформлен?
Пример:Схема взаимосвязи и особенностей глобальных проблем современности.
По желанию выбирается ученик, обладающий навыками схематизации и графического оформления, перед которым ставится индивидуальное творческое задание: по ходу урока, на основании анализа ответов одноклассников, оформить наглядную схему. Если необходимо, воспроизводя видеоролик, учитель еще раз проговаривает основные глобальные проблемы, экологическая, угроза мировой войны, экономическое отставание развивающихся стран. Для решения поставленных задач, в зависимости от настроения, заинтересованности, предлагается самоопределиться по рабочим группам.
Пример: учащиеся самоопределяются по цвету: красные, зеленые, синие, т.е. от теплого к холодному, от трудных к более легким вопросам, решаемым группой.
IV.
Групповая самостоятельная работа с документами и раздаточным материалом направлена на формулирование вытекающих особенностей и взаимосвязи глобальных проблем. Учитель, по необходимости, консультирует участников рабочих групп. Результаты работы группы, по завершении, выносятся на обсуждение. Оформляется схема.

Учитель предлагает индивидуально проанализировать полученную схему и записать на листочках или в тетради возможное определение понятие глобальных проблем современности.
V.
Проблемное задание на доске:
“У человечества есть будущее”. Учащимся предлагается расставить знаки препинания , — . ! ? и прокомментировать свою точку зрения. В ходе обсуждения возможна дискуссия.
VI.Рефлексия: • Что хотели? • Что получили? • Что понравилось? • Что не понравилось?
• Что непонятно?
Подведение итогов урока.
Технические средства и оборудование: • телевизор, • видеомагнитофон, • цветные маркеры,
• ватман.
Документы и раздаточный материал.
Группа синих:
Возникновение глобальных проблем есть следствие развития исторического процесса. Они вызваны человеком, его активной преобладающей деятельностью и воздействием на окружающий мир, их решение является насущной необходимостью времени.
Задание: Выскажите свое отношение, (согласны или нет и почему) к данному суждению. Сформулируйте причины и вытекающие особенности глобальных проблем.
Группа зеленых:
1.
“Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно…Оставляет после себя пустыню…” К.Маркс.
Задание: Что имел в виду автор этих строк под словом “культура”? Что значит “направлять развитие культуры сознательно”?
2.
Фрагмент доклада Римского клуба. Воспитание нового поколения должно быть направлено.
- развитие всемирного сознания, благодаря которому человек осознает себя как член мирового сообщества;
- формирование бережного отношения к использованию природных ресурсов;
- развитие отношений к природе на основе гармонии, а не подчинении;
- воспитание чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу.
Задание: • Согласны ли вы с необходимостью этих изменений? • Достаточны ли они, на ваш взгляд, для решения глобальных проблем?
• Сформулируйте причины и вытекающие особенности глобальных проблем.
Группа красных:
Острые проблемы современной цивилизации.
Конрад Лоренц — австрийский зоолог, философ, лауреат Нобелевской премии.
Мы рассмотрим восемь различных, тесно связанных процессов. Вот эти процессы:
- Перенаселение Земли… непосредственно возбуждающая агрессивность вследствие скученности множества индивидов на тесном пространстве.
- Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее… природную среду, но и убивающее в… человеке всякое благовение перед красотой и величием открытого ему творения.
- Бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное для нас все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинным ценностям и не оставляющий им времени для подлинно человеческой деятельности и мышления.
- Исчезновение всех сильных чувств… вследствие изнеженности… исчезает способность переживать радость, которая дается лишь ценой напряженных усилий, направленных на преодоление препятствий.
- Генетическая деградация… Нельзя исключить, что многие проявления инфантильности, превращающее… группы нынешней “бунтующей молодежи” в общественных паразитов, могут быть обусловлены генетически.
- Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается критическая точка, за которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшим.
- Возрастающая индокринация1 человечества. Внушающее действие доктрины возрастает вместе с массой твердо убежденных в ней последователей. Эффекты, твердо уничтожающие индивидуальность, приветствуются всеми, кто хочет манипулировать2 большими массами людей. Зондирование общественного мнения, рекламная техника и искусно направляемая мода помогают… держать массы в своей власти.
- Ядерное оружие навлекает на человечество такие опасности, которых избежать легче, чем опасности от семи других процессов.
Сноски:
- Индокринация — целенаправленное внедрение в сознание людей какой-либо идеи, учения (доктрины), ведущие, как правило, к одностороннему, однобокому пониманию и истолкованию сложных многогранных явлений и процессов жизни общества. Распространение единомыслия и обезличивание человека.
- Манипуляция — в данном случае проделки, махинации.
Задания и вопросы:
- В чем заключается ведущая идея и вопросы текста?
- Почему указанные автором проблемы следует отнести к разряду глобальных?
- Почему, по мнению автора, опустошение естественного пространства убивает в человеке благоговение перед творением?
- Чем опасен этот процесс?
- Как вы понимаете слова “бег человечества наперегонки с самим собой”?
- Что вы лично отнесли к подлинным ценностям?
Сформулируйте причины и вытекающие особенности и взаимосвязи глобальных проблем.