Краевая образовательная программа «Мое путешествие»

  Летний  образовательный модуль

«Моё путешествие»

 Летний модуль «Мое путешествие» реализовывался в Шарыповском районе на озере Линево,  с 1 по 8 августа 2006г. в  летнем оздоровительном лагере «Сокол» управления образования Шарыповского района.

 В проекте приняли участие 72 человека из 8 территорий Красноярского края:

1.    г. Бородино (Бородинский детский дом )

2.   г. Лесосибирск (Лесосибирский детский дом им.Ф.Э.Дзержинского)

3.   г. Ачинск  (Станция детского и юношеского туризма и экскурсий,   Ачинская Мариинская женская гимназия,   Ачинский детский дом №1)

4.   г. Сосновоборск (Дом детского творчества, туристский клуб)

5.   г. Назарово (Назаровский детский дом)

6.  п. Кедровый  (Кадетская школа-интернат «Кедровый»)

7.  Шарыповский район  (Детско-юношеский центр — туристский клуб, Шарыповский детский дом).

8.   г. Красноярск.

По основному  условию (концептуальной идее) образовательной программы «Моё путешествие»,  территория представлялась территориальной командой, в состав которой входили  воспитанники учреждений вне семейного воспитания и воспитанники туристских клубов.

  Статистический анализ контингента участников образовательного лагеря «Моё путешествие» показал, что  из 72 участников  – 47 учащихся из специальных образовательных учреждений (из учреждений внесемейного воспитания – 25 учащихся; 16 учащихся  из кадетского  корпуса  — дети-сироты; 5 девушек из Мариинской женской гимназии — дети-сироты) и  25 учащихся из  объединений туристско-краеведческой направленности.

 Образовательная задача модуля: формирование у подростков  основ  организаторской и коммуникативной  компетентностей, исследование подростками дефицитов и ресурсов организации собственного жизненного пространства (материального, временного, психологического) и проектирование новых способов его организации.

 Предполагаемые  образовательные  результаты модуля:

Ø       приобретения опыта  освоения и организации  пространства жизнедеятельности (в полевых условиях);

Ø       приобретения навыков  туристской подготовки;

Ø       развития навыков работы в группе;

Ø       работать самостоятельно без постоянного руководства;

Ø      повышение уровня самоорганизации и  уровня санитарно-гигиенической  культуры (самообслуживания: стирка собственного белья и т.п.);

Ø      появление представлений  о себе — как о части истории, имеющей прошлое, настоящее и будущее;

Ø      приобретение опыта  участия в совместной  деятельности  с  туристскими  семьями.

 Механизмы реализации модуля:

Ø приобретение  первичного опыта воспитанниками учреждений внесемейного воспитания организации жизнедеятельности  в природной среде  (организация туристского быта);

Ø     исследование собственного приобретенного опыта, определение способов поведения;

Ø     работа с предметными понятиями (историческое краеведение, территория, география, генеалогия, здоровье);

Ø     включение  туристских семей   в  совместную  деятельность с воспитанниками учреждений вне семейного воспитания.

Формы организации образовательного процесса: экспертная лекция, мастер-класс, анкетирование, презентация, беседа, туристско-краеведческий поход,  экскурсия,  Чемпионат  (по футболу и волейболу), культурно-досуговые  программы.

Логика разворачивания программы:

1 день: «Организация пространства жизнедеятельности»  — обустройство    территориального лагеря в полевых условиях: каждая территориальная команда, совместно с руководителем команды и тьютором,  определяла  каким образом  обустраивается территория; знакомились с правилами и нормами проживания в полевых условиях;  определялись первоначально в группах  нормы жизнедеятельности группы,  обсуждались  различные ситуации, приводящие к нарушению общепринятых правил при организации жизни в полевых условиях.  Данная работа была  направлена на формирование сознательного отношения к обеспечению собственной безопасности в  природных условиях. Анкетирование  участников  (информация о включенности в туристско-краеведческую деятельность, ожидания от программы). Знакомство с педагогической командой и с содержанием программы. Подготовка и презентация территориальных команд (вечерняя культурно — досуговая программа). Подведение итогов дня.

2 день «Туристско-краеведческий поход – как возможность изучения территории».

Экспертная лекция «Историческое краеведение: предмет изучения». Методика изучения истории «населенного пункта». Мастер —  классы.  «Основные особенности пешеходного туризма.  Виды туристских походов», « Правила проведения туристского похода». Туристско-краеведческий поход по маршруту « Озеро Линево — озеро Цинголь».  Вечер туристской песни. Подведение итогов дня.

3 день «Наша команда. Основы туристской подготовки».

Участвуя  командой в работе мастер — классов по основам туристской подготовки  (в первой половине дня), ребята  отрабатывали соответствующие навыки для  участия  в экшн — тренинге, построенный  как прохождение  туристских  этапов. Главный результат – участие каждого члена команды в тренинге, совместное решение  заданных ситуаций и принятие совместного группового решения.

4 день: «Основы физического здоровья. Наши спортивные достижения».  В течение дня проводились  Чемпионаты по футболу и волейболу.

5 день: «Образовательная экскурсия — как возможность изучения территориального и жизненного пространства».

В рамках проведения  мастер — классов:        

1.   Методика изучения природно-географических особенностей.

2.    Основы генеалогии.

3.    Методика изучения истории населенного пункта

4.    Исторические  особенности  Шарыповской земли.

5.     Основы ориентирования.

6.     Экскурсия, экскурсионные объекты.

 Участники знакомились   с  основными средствами  экскурсионной работы и основами генеалогии.        

Образовательная экскурсия: гора Каратаг, деревня Большое озеро, школьный музей 

Экскурсионный объект — уникальный  исторический памятник – гора Каратаг, «музей под открытым небом», один из трех подобных мировых музеев, хранилище послания древних культур посредством  петроглифов-наскальных надписей.

Центральный экскурсионный объект  образовательной экскурсии — школьный  музей деревни Большое озеро. В данном музее собран ребятами  уникальный материал об исторических памятниках данной территории, истории села, сельчан. Представляется деятельность школьного музея, в том числе  одно из его основных направлений – генеалогия. Внимание  акцентируется на том, что  каждый ученик данной школы  изучает историю своей семьи, составляя генеалогическое древо Основной тезис — без знания своих корней невозможно глубоко понять историю своей территории, края, России и т.д.

6 день: «Туристско-краеведческий поход – как возможность изучения территории.  Край Голубых Озер: отличительные особенности изучения территории».

Поход был  направлен на получение  участниками основных знаний по сбору и обработке природно — географического и исторического материалов, изучение основ исследовательской деятельности, изучение особенностей преодоления препятствий, встречающихся на  туристском маршруте, а также на составление отчетной документации  о туристско-краеведческом маршруте.  Появляется возможность изучения  особенностей состояния своего здоровья.

Туристско-краеведческий поход  по маршруту:  озеро Линево — Большое озеро —  озеро  Малое —  озеро Круглое — озеро Линево.

 Радиальные походы (туристско-краеведческий поход, экскурсия)   направлены на  развитие     способности сбора и анализа краеведческого материала, изучение природно-географических и исторических особенностей. И самое главное, особенно для начинающих туристов, радиальный поход — это возможность проверить потенциальные ресурсы своего организма (физические, психологические), понять о своих  способах взаимодействия с окружающими людьми в различных  ситуациях  в возможности работать в команде; определить свое отношение к окружающему миру (природе, историческим памятникам).

7 день: «Пространство возможностей и особенностей».

Тема данного дня  предусматривала  реализацию 3 шагов:

1 шаг: проведение творческих мастерских «Источниковедение: понятия «факт» и источник», «Маршрутно-отчетная документация туристско-краеведческой деятельности», «Основы картографии»  направлено на  предъявление и закрепление различных  средств изучения возможностей и особенностей территории, на изучение территориального пространства. 

2 шаг: проведение творческих мастерских «Обеспечение безопасности собственной  жизнедеятельности», «Техники снятия физической нагрузки», «Основы генеалогии» направлено на  изучение возможностей и особенностей организации собственного жизненного пространства.

3 шаг: творческая мастерская «Геральдика как язык знаков», конкурс газет «Мы-команда», вечерняя  культурно – досуговая  программа «Путешествуем вместе»  направлены на развитие навыков работы в команде, на презентацию собственных и командных достижений.

Проведение индивидуальных  консультаций в рамках проведенных мастер-классов, творческих мастерских.

Эмоциональное кульминационное завершение вечерней программы и  образовательного лагеря – прощальный костер и вечер туристской песни.

8 день: «Итоги образовательной  программы. Перспективы развития».

Обсуждение достигнутых результатов. Задание для работы в межсессионный период. Возможности  включения в краевые программы, мероприятия. Выходное анкетирование.

 Кроме этого,  к основному   содержанию программы было добавлено проведение  различных  конкурсов и введены новые нормы  жизнедеятельности. Так, в туристско-краеведческие конкурсы (конкурсы краеведов, гурманов, кроссвордов, головоломок)  включались вопросы и задания, с которыми  ребята в том числе знакомились в рамках проводимых экспертных лекций, мастер — классов, творческих  мастерских.

Многие ребята проявили интерес  к основам генеалогии. Стимулом стала  экскурсия в сельский школьный музей и  карты генеалогических древ, составленных их сверстниками. У некоторых ребят появилось  представление  о себе — как о части истории, имеющей прошлое, настоящее и будущее; и желание работать над составлением  генеалогического  древа своего рода.На  материале изучения природно-географических и исторических особенностей Шарыповского района ребята осваивали методики  изучения  истории «населенных пунктов»,  знакомились с особенностями  туристско-краеведческих маршрутов.

Кроме этого, участники  отметили, что познакомились с новыми ребятами (48чел.); понравилось общение с природой (28чел.); узнали лучше  себя (18) и проверили свои силы (29чел.). К наиболее запоминающимся событиям участники отнесли: туристско-краеведческий поход и экскурсию, экшн-тренинг, прощальный костер, Чемпионаты по волейболу и футболу, вечерние культурно-досуговые программы. Особо участники лагеря отметили атмосферу пребывания (чувствовал себя: комфортно, хорошо, радостно, отлично, весело ).

О проведении краевой интенсивной школы

 «Моё путешествие» (март 2006 г.)

Агентство образования администрации Красноярского края, Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Красноярский краевой детско-юношеский центр «Центр туризма и краеведения» провели с 10 по 13 марта 2006 года на базе пансионата «Три медведя» (г. Красноярск) второй модуль краевой интенсивной школы «Моё путешествие». Данная интенсивная школа реализуется в рамках Программы развития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение ХХI: развитие человеческого потенциала», программное направление «Антропологические технологии».

 Цель: развитие способности участников к исследованию и организации собственного жизненного пространства (материального, временного и психологического)

Задачи: Оформление норм совместной организации жизнедеятельности, освоение оздоровительных практик,  образовательных практик самопрезентации, общения и самоорганизации.

Программа направлена на то, чтобы участники могли:

— работать самостоятельно;

— работать с проблемами и искать пути их решения;

— осуществлять анализ ситуации, используя полученные знания;

— работать в команде.

Происходит развитие информационной, организационной, коммуникативной компетентности.

Были опробованы различные формы организации деятельности:

1. Мастер-классы «Использование ИКТ технологий в поисково-исследовательской деятельности», «Историческое краеведение», «Основы туристской подготовки», «Геральдика как язык знаков»;

2.  Экскурсионные программы;

3. Телесно-ориентированная разминка;

4. Туристско-краеведческий поход;

5. Практическая работа в краеведческом музее и презентация собственного проекта музея;

6. Культурно-развлекательные мероприятия: интеллектуальное шоу «Умники и умницы», презентации территориальных команд;

7. Вечерняя рефлексия дня.