Летний образовательный модуль
«Моё путешествие»
Летний модуль «Мое путешествие» реализовывался в Шарыповском районе на озере Линево, с 1 по 8 августа 2006г. в летнем оздоровительном лагере «Сокол» управления образования Шарыповского района.
В проекте приняли участие 72 человека из 8 территорий Красноярского края:
1. г. Бородино (Бородинский детский дом )
2. г. Лесосибирск (Лесосибирский детский дом им.Ф.Э.Дзержинского)
3. г. Ачинск (Станция детского и юношеского туризма и экскурсий, Ачинская Мариинская женская гимназия, Ачинский детский дом №1)
4. г. Сосновоборск (Дом детского творчества, туристский клуб)
5. г. Назарово (Назаровский детский дом)
6. п. Кедровый (Кадетская школа-интернат «Кедровый»)
7. Шарыповский район (Детско-юношеский центр — туристский клуб, Шарыповский детский дом).
8. г. Красноярск.
По основному условию (концептуальной идее) образовательной программы «Моё путешествие», территория представлялась территориальной командой, в состав которой входили воспитанники учреждений вне семейного воспитания и воспитанники туристских клубов.
Статистический анализ контингента участников образовательного лагеря «Моё путешествие» показал, что из 72 участников – 47 учащихся из специальных образовательных учреждений (из учреждений внесемейного воспитания – 25 учащихся; 16 учащихся из кадетского корпуса — дети-сироты; 5 девушек из Мариинской женской гимназии — дети-сироты) и 25 учащихся из объединений туристско-краеведческой направленности.
Образовательная задача модуля: формирование у подростков основ организаторской и коммуникативной компетентностей, исследование подростками дефицитов и ресурсов организации собственного жизненного пространства (материального, временного, психологического) и проектирование новых способов его организации.
Предполагаемые образовательные результаты модуля:
Ø приобретения опыта освоения и организации пространства жизнедеятельности (в полевых условиях);
Ø приобретения навыков туристской подготовки;
Ø развития навыков работы в группе;
Ø работать самостоятельно без постоянного руководства;
Ø повышение уровня самоорганизации и уровня санитарно-гигиенической культуры (самообслуживания: стирка собственного белья и т.п.);
Ø появление представлений о себе — как о части истории, имеющей прошлое, настоящее и будущее;
Ø приобретение опыта участия в совместной деятельности с туристскими семьями.
Механизмы реализации модуля:
Ø приобретение первичного опыта воспитанниками учреждений внесемейного воспитания организации жизнедеятельности в природной среде (организация туристского быта);
Ø исследование собственного приобретенного опыта, определение способов поведения;
Ø работа с предметными понятиями (историческое краеведение, территория, география, генеалогия, здоровье);
Ø включение туристских семей в совместную деятельность с воспитанниками учреждений вне семейного воспитания.
Формы организации образовательного процесса: экспертная лекция, мастер-класс, анкетирование, презентация, беседа, туристско-краеведческий поход, экскурсия, Чемпионат (по футболу и волейболу), культурно-досуговые программы.
Логика разворачивания программы:
1 день: «Организация пространства жизнедеятельности» — обустройство территориального лагеря в полевых условиях: каждая территориальная команда, совместно с руководителем команды и тьютором, определяла каким образом обустраивается территория; знакомились с правилами и нормами проживания в полевых условиях; определялись первоначально в группах нормы жизнедеятельности группы, обсуждались различные ситуации, приводящие к нарушению общепринятых правил при организации жизни в полевых условиях. Данная работа была направлена на формирование сознательного отношения к обеспечению собственной безопасности в природных условиях. Анкетирование участников (информация о включенности в туристско-краеведческую деятельность, ожидания от программы). Знакомство с педагогической командой и с содержанием программы. Подготовка и презентация территориальных команд (вечерняя культурно — досуговая программа). Подведение итогов дня.
2 день «Туристско-краеведческий поход – как возможность изучения территории».
Экспертная лекция «Историческое краеведение: предмет изучения». Методика изучения истории «населенного пункта». Мастер — классы. «Основные особенности пешеходного туризма. Виды туристских походов», « Правила проведения туристского похода». Туристско-краеведческий поход по маршруту « Озеро Линево — озеро Цинголь». Вечер туристской песни. Подведение итогов дня.
3 день «Наша команда. Основы туристской подготовки».
Участвуя командой в работе мастер — классов по основам туристской подготовки (в первой половине дня), ребята отрабатывали соответствующие навыки для участия в экшн — тренинге, построенный как прохождение туристских этапов. Главный результат – участие каждого члена команды в тренинге, совместное решение заданных ситуаций и принятие совместного группового решения.
4 день: «Основы физического здоровья. Наши спортивные достижения». В течение дня проводились Чемпионаты по футболу и волейболу.
5 день: «Образовательная экскурсия — как возможность изучения территориального и жизненного пространства».
В рамках проведения мастер — классов:
1. Методика изучения природно-географических особенностей.
2. Основы генеалогии.
3. Методика изучения истории населенного пункта
4. Исторические особенности Шарыповской земли.
5. Основы ориентирования.
6. Экскурсия, экскурсионные объекты.
Участники знакомились с основными средствами экскурсионной работы и основами генеалогии.
Образовательная экскурсия: гора Каратаг, деревня Большое озеро, школьный музей
Экскурсионный объект — уникальный исторический памятник – гора Каратаг, «музей под открытым небом», один из трех подобных мировых музеев, хранилище послания древних культур посредством петроглифов-наскальных надписей.
Центральный экскурсионный объект образовательной экскурсии — школьный музей деревни Большое озеро. В данном музее собран ребятами уникальный материал об исторических памятниках данной территории, истории села, сельчан. Представляется деятельность школьного музея, в том числе одно из его основных направлений – генеалогия. Внимание акцентируется на том, что каждый ученик данной школы изучает историю своей семьи, составляя генеалогическое древо Основной тезис — без знания своих корней невозможно глубоко понять историю своей территории, края, России и т.д.
6 день: «Туристско-краеведческий поход – как возможность изучения территории. Край Голубых Озер: отличительные особенности изучения территории».
Поход был направлен на получение участниками основных знаний по сбору и обработке природно — географического и исторического материалов, изучение основ исследовательской деятельности, изучение особенностей преодоления препятствий, встречающихся на туристском маршруте, а также на составление отчетной документации о туристско-краеведческом маршруте. Появляется возможность изучения особенностей состояния своего здоровья.
Туристско-краеведческий поход по маршруту: озеро Линево — Большое озеро — озеро Малое — озеро Круглое — озеро Линево.
Радиальные походы (туристско-краеведческий поход, экскурсия) направлены на развитие способности сбора и анализа краеведческого материала, изучение природно-географических и исторических особенностей. И самое главное, особенно для начинающих туристов, радиальный поход — это возможность проверить потенциальные ресурсы своего организма (физические, психологические), понять о своих способах взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях в возможности работать в команде; определить свое отношение к окружающему миру (природе, историческим памятникам).
7 день: «Пространство возможностей и особенностей».
Тема данного дня предусматривала реализацию 3 шагов:
1 шаг: проведение творческих мастерских «Источниковедение: понятия «факт» и источник», «Маршрутно-отчетная документация туристско-краеведческой деятельности», «Основы картографии» направлено на предъявление и закрепление различных средств изучения возможностей и особенностей территории, на изучение территориального пространства.
2 шаг: проведение творческих мастерских «Обеспечение безопасности собственной жизнедеятельности», «Техники снятия физической нагрузки», «Основы генеалогии» направлено на изучение возможностей и особенностей организации собственного жизненного пространства.
3 шаг: творческая мастерская «Геральдика как язык знаков», конкурс газет «Мы-команда», вечерняя культурно – досуговая программа «Путешествуем вместе» направлены на развитие навыков работы в команде, на презентацию собственных и командных достижений.
Проведение индивидуальных консультаций в рамках проведенных мастер-классов, творческих мастерских.
Эмоциональное кульминационное завершение вечерней программы и образовательного лагеря – прощальный костер и вечер туристской песни.
8 день: «Итоги образовательной программы. Перспективы развития».
Обсуждение достигнутых результатов. Задание для работы в межсессионный период. Возможности включения в краевые программы, мероприятия. Выходное анкетирование.
Кроме этого, к основному содержанию программы было добавлено проведение различных конкурсов и введены новые нормы жизнедеятельности. Так, в туристско-краеведческие конкурсы (конкурсы краеведов, гурманов, кроссвордов, головоломок) включались вопросы и задания, с которыми ребята в том числе знакомились в рамках проводимых экспертных лекций, мастер — классов, творческих мастерских.
Многие ребята проявили интерес к основам генеалогии. Стимулом стала экскурсия в сельский школьный музей и карты генеалогических древ, составленных их сверстниками. У некоторых ребят появилось представление о себе — как о части истории, имеющей прошлое, настоящее и будущее; и желание работать над составлением генеалогического древа своего рода.На материале изучения природно-географических и исторических особенностей Шарыповского района ребята осваивали методики изучения истории «населенных пунктов», знакомились с особенностями туристско-краеведческих маршрутов.
Кроме этого, участники отметили, что познакомились с новыми ребятами (48чел.); понравилось общение с природой (28чел.); узнали лучше себя (18) и проверили свои силы (29чел.). К наиболее запоминающимся событиям участники отнесли: туристско-краеведческий поход и экскурсию, экшн-тренинг, прощальный костер, Чемпионаты по волейболу и футболу, вечерние культурно-досуговые программы. Особо участники лагеря отметили атмосферу пребывания (чувствовал себя: комфортно, хорошо, радостно, отлично, весело ).
О проведении краевой интенсивной школы
«Моё путешествие» (март 2006 г.)
Агентство образования администрации Красноярского края, Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Красноярский краевой детско-юношеский центр «Центр туризма и краеведения» провели с 10 по 13 марта 2006 года на базе пансионата «Три медведя» (г. Красноярск) второй модуль краевой интенсивной школы «Моё путешествие». Данная интенсивная школа реализуется в рамках Программы развития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение ХХI: развитие человеческого потенциала», программное направление «Антропологические технологии».
Цель: развитие способности участников к исследованию и организации собственного жизненного пространства (материального, временного и психологического)
Задачи: Оформление норм совместной организации жизнедеятельности, освоение оздоровительных практик, образовательных практик самопрезентации, общения и самоорганизации.
Программа направлена на то, чтобы участники могли:
— работать самостоятельно;
— работать с проблемами и искать пути их решения;
— осуществлять анализ ситуации, используя полученные знания;
— работать в команде.
Происходит развитие информационной, организационной, коммуникативной компетентности.
Были опробованы различные формы организации деятельности:
1. Мастер-классы «Использование ИКТ технологий в поисково-исследовательской деятельности», «Историческое краеведение», «Основы туристской подготовки», «Геральдика как язык знаков»;
2. Экскурсионные программы;
3. Телесно-ориентированная разминка;
4. Туристско-краеведческий поход;
5. Практическая работа в краеведческом музее и презентация собственного проекта музея;
6. Культурно-развлекательные мероприятия: интеллектуальное шоу «Умники и умницы», презентации территориальных команд;
7. Вечерняя рефлексия дня.