Лаборатория методологии и новых образовательных технологий

План

1. Настоящее состояние КСОдвижения. Роль и место лаборатории методологии и новых
    образовательных технологий.

2. Проблемы.
3. Угрозы превращения КСОдвижения.
4. Стратегические ориентиры лаборатории методологии и новых образовательных технологий
    в КСОдвижении.

5. Основные направления деятельности. Значимые события и главные мероприятия
    КСОдвижения на ближайшие годы.

6. Некоторые продукты группового понимания и рефлексии.
7. Список литературы.
8. Состав группы.

Настоящее состояние КСОдвижения.
Роль и место лаборатории методологии и новых образовательных технологий

КСОдвижение долгое время состояло из людей и групп, которые занимались учебным процессом. Настоящее состояние характеризуется структурным усложнением, появлением субъектов, деятельность которых совпадает с целями и задачами движения (лаборатория методологии и новых образовательных технологий (далее – лаборатория), Красноярская региональная Ассоциация педагогов по созданию КСО (КРАПСКСО), Краевой инновационный комплекс по коллективным учебным занятиям, редакция журнала «КСО»), и субъектов, основная деятельность которых не совпадает с целями и задачами движения (представители органов управления образованием, директора школ, Центр подготовки менеджеров образования и лаборатория индивидуально-ориентированного способа обучения Красноярского ИПК РО, Н.Д. Аглиуллина, В.А. Мокшеев, проект «Социально-активная школа»).

Основным предназначением лаборатории является инициирование искусственных воздействий в становлении новой образовательной практики (педагогическая практика, общий слой коммуникации, педагогическое сознание). Это предназначение связано с тем, что, с одной стороны, лаборатория является субъектом движения, а с другой стороны, занимает определённое функциональное место в структуре ИПК. В силу своего предназначения лаборатория может претендовать на место ведущего субъекта в КСОдвижении.

Однако препятствующим фактором для этого является её функционирование в структуре ИПК.

Долгое время содержанием работы лаборатории было сопровождение Краевого инновационного комплекса по коллективным учебным занятиям. Но в настоящий момент в деятельности лаборатории добавились новые, существенные для движения, направления деятельности. Это работы по проектам («Организация деятельности малокомплектных сельских школ на основе идеологии КСО», «Подготовка педагога-профессионала в деятельностном подходе», «Социально-активная школа»), разработка и проведение курсов для педагогов и администрации школ по теме «Включённость каждого ребёнка в учебный процесс как условие успешности обучения», наполнение страниц сайта «Красноярское образование», работы в рамках КРАПСКСО (издание газеты «Вестник КСО», журнала «КСО», проведение ежегодных открытых мастерских), организация и подготовка научно-методических и учебных пособий, проведение ключевых мероприятий КСОдвижения (зимняя, летняя ОДИ).

Проблемы

Одна из ключевых проблем в КСОдвижении в крае вызвана противоречием между резким возрастанием числа членов и структур движения и неразвитостью форм, обеспечивающих координацию и соорганизацию разных участников.

Мы считаем, что даже к завершению игры не до конца определены место и роль разных субъектов движения.

Существенной проблемой КСОдвижения является проблема Краевого инновационного комплекса по коллективным учебным занятиям. Он долгое время оставался ведущим местом развития движения. До сих пор в политическом плане комплекс определяет лицо движения, и некоторые даже отождествляют его с движением в целом. Это связано с тем, что на площадках комплекса получены определённые образцы новой образовательной практики и нового качества образования.

Но для КСОдвижения предназначение комплекса состоит в создании V фазы коллективных занятий. Семилетняя же работа школ привела к следующему: в программах не более пяти школ из 30 зафиксирована цель – построение IV-V фаз. Большинство площадок не обеспечивают устойчивое функционирование III фазы. Слабо прослеживается тенденция распространения результатов экспериментальной деятельности на всю школу. Не сформирована команда директоров школ и серьёзная команда управленцев районного уровня, обеспечивающих распространение КСОшной практики в районе.

Это ставит перед КСОдвижением задачу уточнения и корректировки стратегии развития комплекса: появление новых образовательных учреждений, создающих практику коллективных учебных занятий, даёт возможность перераспределить школы между комплексом и другими типами объединений, привлекая в комплекс только те образовательные учреждения, которые готовы работать над созданием V фазы.

Однако правомерным остаётся вопрос тиражирующих площадок. Должны ли они уже сегодня быть готовыми строить IV-V фазу, устойчивые модели которых не получены на поисковых и инновационных площадках?

Третьей проблемой мы считаем вопрос реальности движения на межрегиональном и межгосударственном уровнях. Разные его субъекты сегодня представлены отдельными людьми.

Угрозы превращения КСОдвижения

С нашей точки зрения, главная угроза для движения связана с превращением движения в массовую педагогическую традицию. Это может быть связано с существующими тенденциями в движении, которое активно работает с массовым педагогическим сознанием. Это приводит к появлению всё большего числа сторонников идей КСО. Если число людей, которые видят ценность КСО в построении I и II фаз, будет резко расти в сравнении с количеством педагогов, занимающихся построением IV-VI фаз, ценности и смысл КСОдвижения будут утеряны (проблема соотношения количества и качества).

Стратегические ориентиры лаборатории методологии и новых образовательных технологий в КСОдвижении

Мы считаем актуальным для движения пересамоопределение лаборатории в соответствии с её названием и предназначением. Думаем, это соответствует уровню развития коллектива лаборатории. В связи с этим важнейшими стратегическими ориентирами лаборатории на ближайшие годы будут: 1. Постоянное стремление быть на передовых рубежах становления новой образовательной    практики (на уровне ценностей, задач, конкретных действий). 2. Осознание и обеспечение методологического аспекта деятельности лаборатории и    целенаправленная образовательная политика для всех сотрудников в области современных

    достижений в методологии и новых образовательных технологий.

Основные направления деятельности.
Значимые события и главные мероприятия КСОдвижения на ближайшие годы

К основным задачам лаборатории на ближайшие годы мы относим: • разработку и освоение форм переподготовки педагогических кадров по принципам V фазы; • соорганизацию лаборатории с ведущими субъектами КСОдвижения (сш 141 г. Красноярска,  региональные лидеры, краевые региональные лидеры, отдельные значимые члены  КСОдвижения) и проектирование совместных действий; • методологическое и методическое обеспечение работ по созданию моделей IV и V фаз  в школьной практике; • развитие проектов по организации деятельности малокомплектных и малочисленных сельских  школ; совместного проекта с КГПУ;

• присуждение Нобелевской премии.

Лаборатория готова определённое время обеспечивать издание «Вестника КСО» и журнала «КСО». Но мы считаем целесообразным сделать «Вестник КСО» межрегиональным изданием (с попеременным тематическим изданием в регионах) и придать журналу «КСО» международный статус.

К числу основных мероприятий движения мы относим: 1. ОДИ движения (на развитие движения, на развитие комплекса, на построение практики    V фазы; на базе школ; игры по МКШ, игры по повышению качества подготовки    педагогических кадров и на развитие образования в вузах). 2. Комплекс мероприятий, направленных на создание и разворачивание деятельности    ассоциаций КСОшников (работа по созданию региональных и международной ассоциаций    и межгосударственного комплекса). 3. Проведение международной конференции КСО в 2003 году. 4. Создание информационного пространства КСОдвижения (работы, направленные на    коммуникацию и понимание, и мероприятия, направленные на вхождение в мировые

    информационные сети).

Некоторые продукты группового понимания и рефлексии

1. Претензия субъекта складывается из желаний, ожиданий, устремлений субъекта как    автономной целостности (самого по себе), требований    к нему со стороны и требований субъекта к самому себе, связанных с наличием субъектов

    события. Претензия есть результат осознания этой совокупности (см. схему).

2. Наше движение оформляется не за счёт оформления взаимных претензий и    ответственностей, а благодаря формированию общих представлений о месте и роли    движения в педагогическом сообществе, ценностях, идеологических ориентирах, притязаний    друг к другу. Осознание причастности субъекта к движению начинает происходить тогда,    когда он видит себя таким же, как другие, узнаёт себя в другом и рефлектирует собственную

    позицию.

3. Освоение методологической и игротехнической позиций невозможно без    целостного восприятия и понимания ситуации. Умение занимать такую внешнюю позицию –

    одна из образовательных задач лаборатории.

4. Игра дала нам почувствовать важность и значимость для движения отдельных людей независимо от масштаба проведённых ими преобразований.

5. Ключевым моментом для дальнейшей деятельности лаборатории мы считаем существенное переосмысление предназначения лаборатории и её места в движении.

Список использованной литературы

1. Мкртчян М.А. Оргпроект и программа ОДИ-40. – Красноярск, ИПК РО, 2002. – 3 с. 2. Стенограммы установочных докладов и общих заседаний. Сост. Арбиева У.М., Запятая О.В.,    Горленко Н.М., Литвинская И.Г., Малашина Л.П., Соболевская Ж.В. – Красноярск,    «Гренада», 2002. – 150 рук. с. 3. Минов В.А. Анкета участника сбора КСОшного движения (январь 2002). – Красноярск,

    ГУО, 2002. – 1 с.

Состав участников группы

• Горленко Наталья Михайловна (руководитель группы) – научный сотрудник лаборатории  методологии и новых образовательных технологий КК ИПК РО. В КСОдвижении с 1997 г. • Арбиева Умут Мишитбаевна – директор частной школы «Логос», г. Экибастуз, Республика  Казахстан. В КСОдвижении с 2001 г. • Запятая Ольга Валентиновна (докладчик группы) – методист лаборатории методологии  и новых образовательных технологий КК ИПК РО. В КСОдвижении с 1995 г. • Литвинская Ирина Геннадьевна (методолог и игротехник группы) – заведующая лабораторией  методологии и новых образовательных технологий КК ИПК РО. В КСОдвижении с 1988 г. • Малашина Людмила Петровна – методист лаборатории методологии и новых образовательных  технологий КК ИПК РО. В КСОдвижении с 1997 г. • Соболевская Жанна Владиславовна – методист лаборатории методологии и новых

  образовательных технологий КК ИПК РО. В КСОдвижении с 1995 г.