С 1998 г. Координационным центром программы «Шаг в будущее» по Красноярскому краю, совместно с Красноярским государственным техническим университетом (КГТУ) и Главным Управлением образования Администрации края проводятся краевые летние политехнические школы «Шаг в будущее».
Принципиальным отличием этих школ является то, что научная работа учащихся не заканчивается с окончанием смены, а, наоборот, созданные участниками идеи становятся основой дальнейших разработок для представления на научные конференции и выставки программы «Шаг в будущее», для патентования и последующего внедрения. Это особенно важно для сельских учащихся.
Программы и методы проведения школ «Шаг в будущее» созданы и развиваются Координационным центром при активном участии лаборатории ТРИЗ-педагогики краевого Института повышения квалификации работников образования (ранее лаборатория была в составе краевого Центра развития образования) в порядке исследований и разработок по проблемам повышения эффективности молодежного научного творчества, в соответствии с задачами, поставленными на Сессии Центрального Совета в 1997 г.
Апробированные в крае, эти программы и методы реализованы красноярскими специалистами на двух Российских профессиональных сменах «Шаг в будущее» в ВДЦ «Орленок» (что отмечено Почетными Грамотами Администрации лагеря), на профильной смене «Эрудит Приангарья» в п. Слюдянка (оз. Байкал) в 1999 г. Летом 2000 г. Главное Управление образования Администрации края профинансировало две смены по этой программе.
Научно-методическая основа названных программ — эвристические методы повышения интеллектуального потенциала, основанные в первую очередь на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Летние школы Красноярского Координационного центра — продолжение и развитие традиции летних школ, проводившихся в 80-е гг. Кишиневским Научным обществом учащихся (НОУ) «Виторул» и описанных в книге Б.В. Злотина и А.В. Зусман (ближайших сподвижников создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера) «Месяц под звездами фантазии». Программа существенно переработана и адаптирована к целям и задачам программы «Шаг в будущее» на основе авторских разработок красноярских специалистов. О ней известно в Международной Ассоциации ТРИЗ.
В первые дни профильного объединения участники выбирают проблемные задачи для решения. Этот выбор основывается на их личных интересах и склонностях, при консультациях со стороны научных руководителей. Выбранные проблемные задачи могут относиться к самым различным областям человеческой деятельности: от технических до социальных и бытовых. Объединяет всех участников профильных объединений именно применение методов активной творческой деятельности.
Одновременно начинается изучение ТРИЗ и методов развития творческого воображения (РТВ). Изучение ведется в основном на материале тех проблемных задач, которые решают участники. Единая методология решения проблемных задач делает разработки каждого участника интересными для всех, вызывает активное обсуждение и в результате увеличивает эффективность решения каждой проблемной задачи.
Максимально применяются технические средства обучения, видеотехника, и, в особенности, современные компьютеры. Это позволяет участникам познакомиться с выполненными ранее разработками молодых исследователей края, успешно представленными на краевых и Российских молодежных научных форумах.
Летняя профильная школа проводится как единая система, где не только каждое занятие, но и каждое мероприятие основано на методах активной творческой деятельности. Они применяются и при участии в междулагерных мероприятиях. Например, во время второго детского фестиваля «XXI век глазами детей» в лагере «Таежный» в 2000 г. коллектив летней школы «Шаг в будущее» стал победителем в номинации «Лучшее раскрытие темы фестиваля» и удостоен Грамоты Заместителя Губернатора Красноярского края Н.И. Кольбы.
Завершаются профильные школы научными конференциями, где участники учатся представлять и защищать свои идеи для последующего их представления на школьные, районные, краевые конференции.