Предмет: Биология
Класс: 11
Учебник: «Общая биология. 10-11» Под редакцией академика Д.К.Беляева, профессора Г.М.Дымшица. М.: Просвещение, 2002
Тема: Развитие жизни в криптозое.
Тип урока: Типология развивающего обучения – урок постановки и решения задачи.
Цель:
- Обучающая: Формирование научной картины мира на основе представлений о главных событиях ранней жизни на Земле, об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.
- Развивающая: Развитие умений находить и анализировать информацию о живых объектах.
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей в процессе изучения научных взглядов, гипотез о сущности и происхождении жизни в ходе работы с различными источниками информации. - Воспитательная: Воспитание убежденности в возможности познания живой природы; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.
Задачи:
- Расширить представления о главных событиях архея и протерозоя: возникновении фотосинтеза, прокариотической и эукариотической клеток, полового процесса, многоклеточности в процессе решения проблемной задачи.
- Установить взаимосвязи между этими событиями, их значение для дальнейшего развития жизни на Земле.
- Смоделировать эволюционные преобразования живых организмов.
- Сделать вывод об итогах эволюционного процесса на данном этапе развития жизни.
Оборудование: Наглядность — СD диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы.. Общая биология»
Раздаточный материал – инструкция, карточка-задание. УМК – учебник.
Предварительная работа: Работа с СD диском «Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы.. Общая биология.» по теме «Гипотезы, взгляды и теории возникновения жизни на Земле»,
Повторение понятий: ароморфоз, прокариоты, эукариоты.
Организационная схема
Время |
Содержание деятельности |
Предполагаемый результат |
Организационные формы |
Действия учителя |
Действия ученика |
2 |
1 этап |
Постановка проблемы |
Фронтальная |
1.Постановка проблемы: «Никто не видел, какими были первые живые организмы на Земле, но можно предположить, какие признаки были им присущи» |
1.Объединяются в группы для совместного решения данной проблемы. |
6 |
2 этап |
Формулировка гипотез |
Групповая |
Организация учебного диалога. |
1.Выступающие от групп предлагают свои гипотезы. |
15 |
3 этап |
Ученик имеет представление об основных событиях ранней жизни на Земле. |
Парная |
Координирую работу учащихся, оказываю помощь в случае затруднения, инструктирую. Обращаю внимание учащихся на инструкцию, в которой прописана последовательность выполнения работы. ИНСТРУКЦИЯ. *-Просмотрите в инструкции этапы предстоящей работы.
*-Ознакомьтесь с карточкой-заданием. |
Изучают инструкцию. Работают на ПК в парах. Читают текст согласно инструкции, обсуждают ответы на поставленные вопросы и заполняют карточки-задания. |
*-7 этап. Используя критерии оценки, выясните результаты своего труда. Приготовьте работу для проверки учителем. На данном этапе мы подведем итог нашей работы. |
|||||
4 |
4 этап |
Поставлены новые проблемы дальнейшего развития жизни на Земле. |
Парная |
Организую учебный диалог, фиксирую результаты деятельности учащихся. |
Выдвигают новые проблемы дальнейшего развития жизни на Земле. |
2 |
5 этап |
Создана модель «Основные итоги эволюционного процесса в архее и протерозое». |
Парная |
Консультирую, оказываю помощь в случае затруднения. |
Заполняют опорную схему. |
5 |
6 этап |
Знание изученного материала |
Индивидуальная |
Координирую работу учащихся и |
Учащиеся заполняют таблицу, выполняют тест. |
4 |
7 этап |
Учащиеся проанализировали свою работу на уроке и |
Индивидуальная, фронтальная |
Контролирую выполнение работы. Организую рефлексию: 1. Какова была цель урока? 2. Достигли ли мы целей урока? В какой степени? |
Используя предложенные критерии, оценивают свою работу. Сдают работы на проверку (в индивидуальном порядке). |
2 |
8 этап |
Учащиеся закрепляют полученные знания, восполняют пробелы. |
индивидуальная |
Распределяю и |
Фиксируют в дневнике. |