Личная страничка …

Предмет: Биология

Класс: 11

Учебник: «Общая биология. 10-11» Под редакцией академика Д.К.Беляева, профессора Г.М.Дымшица. М.: Просвещение, 2002

Тема: Развитие жизни в криптозое.

Тип урока: Типология развивающего обучения – урок постановки и решения задачи.

Цель:

  • Обучающая: Формирование научной картины мира на основе представлений о главных событиях ранней жизни на Земле, об усложнении живых организмов на Земле в процессе эволюции.
  • Развивающая: Развитие умений находить и анализировать информацию о живых объектах.
    Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей в процессе изучения научных взглядов, гипотез о сущности и происхождении жизни в ходе работы с различными источниками информации.
  • Воспитательная: Воспитание убежденности в возможности познания живой природы; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.

Задачи:

  1. Расширить представления о главных событиях архея и протерозоя: возникновении фотосинтеза, прокариотической и эукариотической клеток, полового процесса, многоклеточности в процессе решения проблемной задачи.
  2. Установить взаимосвязи между этими событиями, их значение для дальнейшего развития жизни на Земле.
  3. Смоделировать эволюционные преобразования живых организмов.
  4. Сделать вывод об итогах эволюционного процесса на данном этапе развития жизни.

Оборудование: Наглядность — СD диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы.. Общая биология»

Раздаточный материал – инструкция, карточка-задание. УМК – учебник.

Предварительная работа: Работа с СD диском «Уроки биологии Кирилла и Мефодия 10-11 классы.. Общая биология.» по теме «Гипотезы, взгляды и теории возникновения жизни на Земле»,

Повторение понятий: ароморфоз, прокариоты, эукариоты.

Организационная схема

Время

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Организационные формы

Действия учителя

Действия ученика

2

1 этап
Актуализация знаний.

Постановка проблемы

Фронтальная

1.Постановка проблемы: «Никто не видел, какими были первые живые организмы на Земле, но можно предположить, какие признаки были им присущи»

1.Объединяются в группы для совместного решения данной проблемы.

6

2 этап
Выдвижение гипотезы.

Формулировка гипотез

Групповая

Организация учебного диалога.

1.Выступающие от групп предлагают свои гипотезы.

15

3 этап
Проверка гипотез.

Ученик имеет представление об основных событиях ранней жизни на Земле.

Парная

Координирую работу учащихся, оказываю помощь в случае затруднения, инструктирую. Обращаю внимание учащихся на инструкцию, в которой прописана последовательность выполнения работы. ИНСТРУКЦИЯ.

*-Просмотрите в инструкции этапы предстоящей работы.

*-Ознакомьтесь с карточкой-заданием.
*-За ПК работают по 2 человека.
 *-На 3 этапе прочитайте текст и рассмотрите схемы и рисунки Мультимедиа учебника (каждый самостоятельно). Обсудите прочитанный текст и выполните задания в своей карточке.
*-На 4 этапе обсудите, какие новые проблемы дальнейшего развития жизни на планете вы можете предложить.
*-На 5 этапе заполните правую часть опорной схемы «Основные итоги эволюционного процесса в архее и протерозое».
*— На 6 этапе происходит закрепление. Прочитайте задание. Задайте вопросы в случае неясности. Работайте индивидуально.

Изучают инструкцию. Работают на ПК в парах.

Читают текст согласно инструкции, обсуждают ответы на поставленные вопросы и  заполняют карточки-задания.

*-7 этап. Используя критерии оценки, выясните результаты своего труда. Приготовьте работу для проверки учителем. На данном этапе мы подведем итог нашей работы.
*-На 8 этапе ознакомьтесь с домашним заданием.(Учитель отвечает на вопросы по д/з).

4

4 этап
Формулировка новых проблем

Поставлены новые проблемы дальнейшего развития жизни на Земле.

Парная

Организую учебный диалог, фиксирую результаты деятельности учащихся.

Выдвигают новые проблемы дальнейшего развития жизни на Земле.

2

5 этап
Вывод.

Создана модель «Основные итоги эволюционного процесса в архее и протерозое».

Парная

Консультирую, оказываю помощь в случае затруднения.

Заполняют опорную схему.

5

6 этап
Закрепление изученного материала..

Знание изученного материала

Индивидуальная

Координирую работу учащихся и
консультирую.

Учащиеся  заполняют таблицу, выполняют тест.

4

7 этап
Подведение итогов, оценивание.

Учащиеся проанализировали свою работу на уроке и
получили мотивацию для выполнения домашнего задания.

Индивидуальная, фронтальная

Контролирую выполнение работы. Организую рефлексию: 1. Какова была цель урока?

2. Достигли ли мы целей урока? В какой степени?

Используя предложенные критерии, оценивают свою работу. Сдают работы на проверку (в индивидуальном порядке).
Отвечают на предложенные вопросы.

2

8 этап
Домашнее задание

Учащиеся закрепляют полученные знания, восполняют пробелы.

индивидуальная

Распределяю и
консультирую

Фиксируют в дневнике.