литература

Учитель: Норицына Лариса Андреевна.

Предмет: Литература.

Класс:      5 — й

Учебник: Коровина В. Я.

                                                              Тема: Три маленькие тайны  (урок о загадках).

Цели: 1.Знакомство учащихся с загадками и их художественными особенностями.

           2.Обогащение словарного запаса учащихся.

           3.Привитие любви у учащихся к устному народному творчеству.

Оформление урока: иллюстрации В.И. Полухина, В.А. Жигарева.

Ход урока.

I.Слово учителя:

Чтение фрагмента из русской народной сказки «Василиса Прекрасная»: «Идет она и дрожит. Вдруг скачет мимо нее всадник: сам белый, одет в белом, конь под ним белый и сбруя на коне белая, — на дворе стало светать.

Идет она дальше, как скачет другой всадник: сам красный, одет в красном и на красном коне, стало всходить солнце.

Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на поляну, где стояла избушка Бабы Яги. Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном  и на черном коне. Подскакал к воротам Бабы Яги и исчез, словно сквозь землю провалился, — настала ночь».

Вы, конечно, узнали отрывок из русской народной сказки «Василиса Прекрасная». Что же за всадников увидела Василиса в лесу? Как вы догадались об этом?

На пути Василисе попались день, солнце и ночь. Догадываемся мы об этом по цвету коней и одежд всадников и по тому, что происходит после их появления: «на дворе стало рассветать», «стало всходить солнце», «настала ночь».

По сути дела, мы с вами встретились в сказке с развернутой загадкой. Загадка — один из древнейших фольклорных жанров, и мы находим его в мифах и сказках. Очень часто их героям приходится отгадывать загадки, чтобы добиться чего – то или даже спасти свою жизнь.

Это не удивительно, потому что и в настоящей жизни, когда в древние времена мальчик подрастал, и его посвящали в воины, в числе других испытаний нередко было и отгадывание загадок. Как вы думаете, почему?

Потому что воин должен быть наблюдательным, смекалистым, находчивым. Да и кроме того, загадки были своеобразной энциклопедией знаний: в них можно найти целый свод разнообразных сведений о мире. Только в них все преподносилось в иносказательной форме, и самое обычное представлялось порой совершенно неожиданным. Например, воробей являлся пронырливым мальчишкой:

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

Сосульки – детками:

Сели детки на карниз

И растут все время вниз.

Как вы думаете, какими качествами надо обладать, чтобы придумать и отгадать загадку? (Надо быть сообразительным, наблюдательным, иметь богатое воображение, фантазию). Какое качество из названных самое важное? Почему? ( Воображение).

Конечно, воображение, потому что только оно подскажет такой неожиданный и точный образ юркого мальчишки, который везде сует свой нос, — и превратится он в нашем воображении в юркого воробья. А глядя на растущие сосульки, вспомним, как растут дети – и соотнесется их образ с сидящими рядком на лавке ребятишками…

II.Новый материал.

Теперь посмотрим, владеете ли вы этими замечательными качествами – наблюдательностью, фантазией и сообразительностью. Мы отправимся на прогулку через

через поле в лес. Только эти поле и лес не простые, а Загадочные и охраняют их два брата – мужичок – полевичок Угадай и мужичок – лесовичок Загадай. (Иллюстрация.) У мужичка – полевичка глаза синие, как летнее небо, борода и усы пшеничные, рубашка на нем васильковая, на голове шляпа соломенная, а на ногах лапотки липовые. А у Загадая, мужичка – лесовичка, борона зеленая, моховая, глаза карие, темные, будто чаща лесная, шапка на голове алая, что твоя земляника, а ноги в болотные сапоги обуты. Знают мужички слово вещее, и шапки у них не простые, а волшебные. Только махнут они шапкой, скажут «Догадайсь!», так сразу все вокруг переменится: знакомое станет незнакомым, неожиданным – поди узнай, что это! – а мужички в бороды себе посмеиваются и ждут, что дальше будет, как народ с их загадками справится. Любят они людей путать, у леших этому научились. Только лешие из вредности да со зла людям дороги путают, в чащи и болота заводят, а Угадай и Загадай с добром действуют: хотят они взгляд наш навострить, научить видеть в привычном неожиданное, красивое да интересное. Не будем бояться их шуточек с превращениями, а будем развивать свое воображение.

Вот мы с вами и на поле Загадочном, а вон и Угадай своей шляпой машет нам от дальнего огорода. Что он, интересно, придумал? Глядите! Он уже и слово вещее сказал, потому что смотрите, что на поле сделалось! ( «Буквальные» иллюстрации к загадкам.)

Кто же это такие! Вроде и знакомые, а не очень понятные…Попробуем отгадать загадки, что здесь спрятаны. А как только отгадаем, так все свой обычный вид примет.

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

По голубому блюду

Золотое яблочко катится.

( Солнце на небе)

Золотое решето

Черных домиков полно.

( Подсолнух)

В огороде стоит,

Ничего не говорит,

Сам не берет и воронам не дает.

( Огородное пугало)

После того как дети отгадали загадки, демонстрируется иллюстрация с отгадками.

А это что такое?

На гряде колобок –

Округлый желтый бок.

( Репка)

Без окон, без дверей

Полна горница людей.

(Огурец)

Сидит баба на грядках,

Вся в заплатках,

Кто ее раздевает,

Тот слезы проливает.

(Луковица)

Ну что ж, поспешим дальше, к Загадочному лесу. Да только сначала надо речку перейти. А у речки опять Угадай нас дожидается со своей волшебной шляпой. Глядь, и опять все преобразилось! (Демонстрируется второй лист с «буквальными» загадками.)

Стоит старик над водою,

Сам трясет бородою.

(Камыш)

Под водой живет народ,

Ходит задом наперед.

(Раки)

Чашечки и блюдца

Не тонут и не бьются.

(Кувшинки)

Сама ползет,

На себе дом везет.

(Улитка)

А эти возле речки толкутся:

В воде купался –

Сух остался.

(Гусь)

Через речку переходит,

А с места не сходит.

(Мост)

Ну что ж, Угадай нами доволен. Посмотрим, понравимся ли мы Загадаю. Вон он стоит на опушке леса в своей алой шапке, в бороду усмехается. Смотрите – ка, он уже и вещее слово сказал – и загадки перед нами тут как тут. (Демонстрируется третий лист с загадками.)

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт.

(Жук)

Без рук, без топоренка

Построена избенка.

(Гнездо)

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошел,

Красну шапочку нашел.

(Подосиновик)

Стоит Аленка в красной рубашонке.

Кто ни пройдет, всяк поклон отдает.

(Земляника)

Не успели мы до леса добежать, как все небо заволокло! А Загадай и в ус не дует: знай, своей шапкой машет. (Демонстрируется четвертый лист с загадками.)

Стоит Антошка,

На одной ножке.

(Гриб)

Меня частенько просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут.

(Дождь)

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

(Облака)

Живут сестра и брат:

Сестру все видят, но не слышат.

Брата все слышат, но не видят.

(Молния и гром)

III. «Три маленькие тайны». 

Ну вот и солнце выглянуло, дорожки подсушило, попрощаемся с мужичками и побежим домой, выводы будем делать. О секретах загадок кумекать, догадываться, понесем их с собой. Посмотрим, как они устроены, на чем основываются.

Гляньте – ка за нами грач с поля увязался, загадку про себя в клюве несет.           (Демонстрируется иллюстрация В.А.Жигарева.) Вот ее и рассмотрим, с нее и начнем:

Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам – враг.

Как же мы отгадаем эту загадку? Как догадаемся, что это за птица? (По строке «Червякам – враг».) А какая это птица? (Может быть, скворец, может быть , дрозд, а может быть, грач – все они черные.) А как же мы понимаем, что речь идет о граче? (По его крику – «крак».)

Итак, эту загадку мы отгадали по крику, который издает грач. Это решающий признак для отгадки. Чтобы отгадать эту загадку, надо быть внимательным к окружающему миру, прислушиваться к его звукам.

А вот другая загадка:

Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка,

Собака лает,

А достать не может.

(Демонстрируется иллюстрация.) Как разгадывается эта загадка? Что является решающим признаком для отгадки?

Месяц или луна сравниваются с краюшкой румяного хлеба, но отгадываем мы загадку по собачьему лаю: ведь собаки, как известно, любят выть или лаять на луну. Для отгадывания этой загадки нужны не только наблюдательность и сообразительность, но и фантазия, чтобы сравнить луну с краюшкой хлеба.

Возле бабушкиной избушки не только собака, но и

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы, как щетинка.

Дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит.

(Кошка)

     (Демонстрируется иллюстрация.) Как отгадывается эта загадка?

Мы узнаем кошку по описанию ее внешнего вида и повадок: мягкие лапки, усы, любит выгибать спинку дугой, днем спать, а ночью охотиться.

А над кошкой, смотрите – ка, кто:

Посреди двора

Золотая голова.

Где – то мы уже видели эту «голову»! Точно, в поле. Только там ее называли «золотым решетом». («Золотое решето черных домиков полно») Что же  лежит в основе этих загадок про подсолнух? (Сравнение, яркое и образное.) Что общего и в том, и в другом сравнении?

 (Везде говорится о золотом цвете подсолнуха.) Какое из них вам нравится больше?

А теперь зайдем – ка в избушку. А там:

Стоит дерево,

На дереве лен,

На льне глина,

В глине капуста.

Что это?

По какому признаку угадываются предметы?

 (Стол, скатерть на столе, горшок, щи.) (По материалу, из которого они сделаны.)

Итак, сделаем вывод. На чем же основываются загадки? Это будет их первой маленькой тайной.

Загадки строятся на основе сопоставления, сравнения предметов по внешнему сходству, по материалу, из которого они сделаны, по состоянию («Стоит старик над водою, сам трясет бородою»). Чем неожиданней сравнение, тем интереснее загадка.            

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

(Река)

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Петух)

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Не конь, а брыкается.

(Козел)

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерет, а лаптей не плетет.

Кто это?

(Коза)

На слайде высвечивается словесная «формула», которая часто используется в загадках для сравнения: НЕ…. А или ….А. Вспомните загадки с такими словесными «формулами». Это будет вторая маленькая тайна.

Не бьет, не ругает,

А плакать заставляет.

(Лук)

Через речку переходит,

А с места не сходит.

(Мост)

Такие сравнения называются отрицательными. Они часто используются в фольклоре и, в частности, в загадках.

Третья маленькая тайна спрятана в звучании загадок Вслушаемся в него:.

Мальчик – крошка

В костяной одежке.

(Орех)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

(Медведь)

Растут в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички.

(Ромашки)

Чем интересно звучание загадок? (В них есть рифма и ритм.) Это и есть третья тайна.

Иногда загадки заканчиваются вопросом: «Летом —  горька, зимой – сладка. Что за ягодка?» (Рябина.)

IU.Заключение урока.

Итак, попробуем обобщить все, что было сказано на уроке, и сделать вывод, что же такое загадка.

ЗАГАДКА – это мудреный вопрос, заданный в поэтической иносказательной форме. В основе загадки лежит неожиданное сравнение. Она открывает нам поэтическую красоту в самых обычных вещах, предметах, явлениях. Развивает наши ум, наблюдательность, фантазию.

Теперь, когда вы знаете три маленькие тайны загадок, вы сами сумеете придумать

их.

U.На дом: придумать (или) подобрать загадки о животных, о растениях, о временах года.