М.А. Мкртчян. «Цели образования»

1. Обозначение цели

Цель любой деятельности обозначается в идеальной действительности, субъектом этой деятельности и оформляется определёнными для субъекта средствами.

Пример 1. Я решил (обозначил цель) написать статью о целях образования, это решение каким-то образом оформлено и держится в моём сознании.

Пример 2. Школа решила (обозначила цель) учить всех на «отлично». Это решение оформлено в соответствующих документах (они являются формами сознания школьного общества), или выполнила специального человека для прослеживания выполнения этого решения (это тоже одна из форм обозначения цели группового субъекта деятельности).

Пример 3. Государство решило построить коммунизм и заложило это решение в свою конституцию.

Пример 4. Пара влюблённых решила иметь (родить) ребёнка и оформила (проявила) это решение в согласованном, понятном, покоряющем выражении взаимонаправленных взглядов глаз (это выражение есть форма сознания парного субъекта).

Обозначение цели происходит через сопоставление следующих совокупностей (см. схему 1).

Тезис. Реализуемость цели существенно зависит от качества процесса сопоставления вышеуказанных четырёх совокупностей.

Пример 1.

  • Я давно хотел написать статью о целях образования (это относится к первой совокупности).
  • Есть обязательство написать статью, так как я работник научной лаборатории (это относится ко второй совокупности).
  • Однако, я долго не знал, как и о чём написал (это третья совокупность).
  • Я мог бы взяться за такую статью месяц назад, но вынужден был работать на выездном семинаре (четвёртая совокупность).

И только я сейчас получил возможность обозначить цель написать статью о целях образования, которая выглядит так: в течение предстоящей недели написать статью о целях образования с намерением включить один экземпляр в документацию об отчёте лаборатории, один экземпляр отправить в журнал, один экземпляр включить в состав книги. При этом изложить основные тезисы по этой теме, которые обсуждались на последних сборах и семинарах.

Пример 2.

Школа может взяться за задачу учить всех на «отлично». Это хорошо учитывает основной заказ на школу (вторая совокупность в (см. схеме 1).

Однако, не учтены потребности и возможности работников школы (первая совокупность), а также не учтено то обстоятельство, что это придётся делать в условиях классно-урочной системы (другая система пока не построена) и потеря интереса к учёбе со стороны общества (третья и четвёртая совокупности).

Поэтому обозначенная цель окажется декларацией, не имеет шансов быть реализованной.

Пример 3.

Здесь третья совокупность вообще отсутствует и явно не учтены три остальные совокупности, что привело к закономерному результату.

Пример 4.

Явно налицо превалирование первой совокупности. Однако, пренебрежение четвёртой совокупностью и перевод пожелания в статус цели может иметь плачевный исход.