Матвеева А.Ф. «Воздействие коллективных учебных занятий на личностное развитие учащихся»

Процесс становления и адаптации к окружающей среде у учащихся Детского дома проходит в иных условиях, чем у детей, воспитывающихся в семье. На основании исследовательских работ в НИИ Общей и педагогической психологии Москва 1985-1990 годы (1, стр. 205), а также кафедры психологии КГПУ под руководством Коршуновой Л. Е. (2 гл. 1, стр. 70) можно сделать вывод, что Детский дом не даёт компенсации в развитии различных сторон жизни ребёнка, проявляющихся в сниженной инициативности в сфере общения, в слабой выраженности представлений о себе, в характере намерений, стремлений, в несамостоятельности поведения учащихся.

Но, возможно, проблему компенсации развития ребенка частично решит внедрение новой педагогической технологии- коллективного способа обучения (КСО). В связи с этим администрацией детского дома дан заказ на проведение исследования по выявлению динамики личностного развития учащихся 8го класса.

Коллективный способ обучения предусматривает продвижение ребенка по личной образовательной траектории с учётом индивидуальных особенностей его развития. Поэтому в классах, вступающих на стезю эксперимента, нами проводится углубленное диагностическое обследование исходного состояния ребёнка по следующим параметрам:

  • его интеллектуальные способности ( с целью выявления потенциальных особенностей учащихся);

  • особенности познавательных процессов (памяти, внимания);

  • самооценка и роль в окружении;

  • эмоционально-волевые и личностные качества;

Цель первичного диагностического обследования – помочь учителю увидеть психологические проблемы учащихся и содействовать их преодолению. В октябре 1998 года проведено вторичное обследование учащихся 8 класса, обучающихся по технологии коллективных учебных занятий с 1995 года. По отдельным методикам были опрошены учащиеся 7 и 9 классов. Данное исследование проводилось по следующим параметрам:

  • личная (социальная) направленность учащихся;

  • самооценка;

  • стремление к самостоятельности;

  • саморегуляция в учебной деятельности;

  • коммуникативные и организаторские склонности;

  • эмоциональное отношение к коллективным учебным занятиям.

Цель вторичного обследования – определить отношение учащихся к себе, к сверстникам, к учебной деятельности.

Выявление параметров проводилось по следующим методикам:

  1. Опросник («СН»4, стр. 218-226), представляющий собой изменённый и адаптированный вариант методики Басса (Англия), В. Смекала и Кучепа (ЧССР). С его помощью выявляется преобладающая направленность учащихся в действиях, оценках и переживаниях.

  2. Методика «Исследование самооценки» (3, стр. 191) основана на оценивании (шкалировании) ряда личностных качеств таких, как способности, характер, авторитет у сверстников и др.

  3. Опросник (А. К. Осницкий) «Саморегуляция» (4, стр. 226-235) выявляет уровень сформированности у учащихся умений организовывать свои усилия, регулировать процесс выполнения заданий, т. е. развитость осознанной саморегуляции.

  4. Опросник (Сам ОС) (4, стр. 237-238) предназначен для оценивания своих усилий учащимися.

  5. Вопросник КОС. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (5, стр. 245-248).

  6. Методика свободного описывания «Я, каким кажусь себе» (1, стр. 206).

  7. Цветовой тест ((А. М. Эткинд) (3, стр. 183-185), выявляющий эмоциональное отношение учащихся к коллективным учебным занятиям.

РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностная (социальная) направленность

Вид направленности Диапазон колебания Средне-
арифметический показатель
«Л» – личная От 30-40% 28%
«Д» – направленность на дело От 30-66% искл. 2 уч-ся от 17-23% 34%
«В» – направленность на взаимодействие От 33-55% искл. 3 уч-ся от 14-17% 31%

Анализ полученных результатов по личностной (социальной) направленности учащихся свидетельствует о преобладании одного из её видов:

  • личной («Л» – направленности на себя),

  • общественной («В» — направленности на взаимодействие),

  • деловой («Д» – направленности в какой-то сфере деятельности).

Деловая направленность

Данные исследования показали, что наиболее ярко у учащихся проявляется направленность на их дело (диапазон колебания от 30-60%). У 7-ми учащихся наблюдается выраженная ориентированность на учебную деятельность, которая обоснована их эмоциональным предпочтением, более высокими показателями успеваемости ( в сравнении с результатами успеваемости прошлых лет), положительными оценками их способностей и стремлений со стороны учителей и их сверстников.

Общественная направленность

Направленность на взаимодействие характеризуется средними и выше среднего показателями (диапазон колебания от 33-50%).

Лишь трое учащихся испытывают трудности в общении, что объясняется их индивидуальными особенностями (физические недостатки, трудности адаптации). Учащиеся в большей мере стремятся к сотрудничеству. Это объясняется не только тем, что дети Детского дома живут в ситуации определённого эмоционального дефицита и оказание помощи друг другу в какой-то степени компенсирует недостаток их эмоционального тепла. Это стремление также усиливается за счёт специфики коллективных учебных занятий, что подтверждают высказывания учащихся. «Больше общаемся друг с другом на уроке», «помогаю другим, если это необходимо», «учусь передавать знания» и др.

Статистические данные опроса в 7- 8 классах, обучающихся по технологии коллективных занятий, указывают на стремление учащихся оказывать поддержку друг другу (20 уч-ся из 26), тогда как в 9 классе, обучающемся по традиционной программе, эта склонность выражена незначительно ( 5 уч-ся из 12). Сфера общения с окружающими людьми и, в особенности, со сверстниками являются значимыми для подростка. Однако, для большинства учащихся потребность в интимно-личностном общении неудовлетворена. Об этом свидетельствуют высказывания учащихся. «Мне кажется, что многие меня не переносят, но я стараюсь общаться с ними вежливо», «каким меня видят окружающие точно сказать не могу, но моё отношение к другим хорошее».

Коллективные учебные занятия вводят учащихся в обязательное деловое общение, что содействует их ориентации на более близкие социальные контакты среди сверстников. На занятиях чувствуют себя психологически комфортно даже те учащиеся, которые испытывают трудности в общении, что подтверждается данными и высказыванием одного из них: «Я вижу себя равными среди равных».

Средне-арифметический показатель по личной направленности незначительно снижен до 28% ( за счёт 3-х уч-ся). Однако, в целом, анализ полученных результатов по личной направленности учащихся свидетельствует об определённой выраженности в образе «Я» (диапазон колебания от 30-40%), активность по отношению к самому себе, которая проявляется в удовлетворении потребностей в самоутверждении, в развитии своей индивидуальности, в попытке высказываний самооценочных суждений.