В прошедшем 1997-1998 учебном году для изучения мнения учителей и детей об ИОСО психолого-коррекционной службой был проведен опрос учащихся и преподавателей.
За основу был взят «Опросник по ИОСО», составленный психологом Гусевой Н. М.
В качестве респондентов выступили 152 учащихся школы с 5 по 11 класс. На вопросы ответы давались письменно. Ответ можно было выбрать или написать свой. Всего предполагалось 11 вопросов.
На первый вопрос: «На какой уровень обычно претендуешь, выбирая задания по предметам?», ответили:
-
высокий — 34% (57 чел.);
-
средний — 58% (99 чел.);
-
низкий — 8% (13 чел.).
Что, на наш взгляд, свидетельствует, что внедрение технологии не привело к занижению самооценки у детей и свидетельствует о высоком уровне притязаний у учащихся.
В ответах на второй вопрос: «Чем руководствуешься при выборе уровня усвоения знаний?», ответы были следующие:
-
хорошо разбираются в предмете — 34% (71 чел.);
-
ориентируются на будущую профессию — 27% (57 чел.);
-
нравится предмет — 25% (53 чел.);
-
выбирают оценку из уважения к учителю — 14% (30 чел.).
Как видно из полученных результатов, у большинства учащихся учебная деятельность носит направленный характер, имеет личностный смысл. При этом у 25% респондентов наблюдается наличие осознанного мотива, а у большинства отмечается наличие мотивов — стимулов в виде уважения к учителю, отношения к учебному предмету.
На вопрос: «Какими ты считаешь задания выбранного тобой уровня?» ответы распределились следующим образом:
-
нормальными по уровню трудности — 72%;
-
очень трудными — 6%;
-
очень легкими — 3%;
-
не определились — 19%,
что позволяет сделать вывод, что содержание заданий по уровням не является препятствием для оптимальной учебной деятельности школьников.
С некоторым волнением подсчитывались результаты шестого вопроса. Но напрасно мы опасались. За то, что необходимо продолжать ИОСО, высказались 55% учащихся.
Анализируя состав учащихся, отказывающихся продолжать обучение в ИОСО, выявлены следующие причины недовольства:
-
угнетенное настроение, если не успеешь сдать тему вовремя — 49%;
-
большая нагрузка во время разновозрастных недель — 43%;
-
быстро утомляюсь — 40,5%.
В то же время на вопрос о том, когда предпочитаете сдавать темы, учащиеся ответили:
-
как получается — 64%;
-
тяну до последнего — 6%;
-
как только прошли материал — 30%,
что свидетельствует о том, что у категории детей, не желающих продолжать обучение по ИОСО, не сформированы навыки и умения равномерно планировать свою учебную деятельность.
На задание дописать предложение «Считаю, что учитель…», получены следующие ответы:
-
справедлив в оценивании знаний — 82%;
-
занижает оценки — 16%;
-
завышает оценки — 2%,
что свидетельствует о степени влияния ИОСО на психологическую атмосферу коллектива и наличие удовлетворенности большинства детей результатами оценивания их труда.
На вопрос о преимуществах ИОСО ребята ответили:
-
система помогает получать необходимые знания — 47%;
-
система помогает приобретать навыки самостоятельной работы — 41%;
-
система дает свободу выбора — 38%;
-
развивает речь — 30%.
Эти данные подтверждают, что ИОСО в некоторой степени достигла своих результатов, так как именно эти пункты являются целью внедрения ИОСО в нашей школе. Об этом же свидетельствуют психологические показатели:
-
21% ребят отмечали, что чувствуют себя более раскованно на уроке при ответе;
-
26% — что при ИОСО удается устанавливать контакт с учителем.
Среди стимулов, которые подталкивают их сдавать тему вовремя, являются:
-
досрочные каникулы — 40%;
-
не люблю отставать — 36%;
-
получение и углубление знаний —18%.
На вопрос о том, каково учиться по ИОСО, ответили:
-
легче — 58%;
-
труднее — 42%.
Среди трудностей выделяют:
-
необходимость отвечать на все темы — 46%;
-
завышенные требования по большинству предметов — 35%.
Легче же учиться потому что:
-
постоянно есть выбор — 41%;
-
можно готовиться на уроке — 38%;
-
нет домашних заданий на каждый день — 36%;
-
можно готовиться не каждый день, а по желанию — 28%.
Анализируя данные ответы, можно сделать выводы, что ИОСО обладает адаптационными возможностями, предоставляя учащимся возможности учиться в собственном темпе. Что же касается трудностей, то их наличие предусмотрено технологией ИОСО.