Матвеева А.Ф. <Воздействие коллективных учебных занятий на личностное развитие учащихся>

В прошедшем 1997-1998 учебном году для изучения мнения учителей и детей об ИОСО психолого-коррекционной службой был проведен опрос учащихся и преподавателей.

За основу был взят «Опросник по ИОСО», составленный психологом Гусевой Н. М.

В качестве респондентов выступили 152 учащихся школы с 5 по 11 класс. На вопросы ответы давались письменно. Ответ можно было выбрать или написать свой. Всего предполагалось 11 вопросов.

На первый вопрос: «На какой уровень обычно претендуешь, выбирая задания по предметам?», ответили:

  • высокий — 34% (57 чел.);

  • средний — 58% (99 чел.);

  • низкий — 8% (13 чел.).

Что, на наш взгляд, свидетельствует, что внедрение технологии не привело к занижению самооценки у детей и свидетельствует о высоком уровне притязаний у учащихся.

В ответах на второй вопрос: «Чем руководствуешься при выборе уровня усвоения знаний?», ответы были следующие:

  • хорошо разбираются в предмете — 34% (71 чел.);

  • ориентируются на будущую профессию — 27% (57 чел.);

  • нравится предмет — 25% (53 чел.);

  • выбирают оценку из уважения к учителю — 14% (30 чел.).

Как видно из полученных результатов, у большинства учащихся учебная деятельность носит направленный характер, имеет личностный смысл. При этом у 25% респондентов наблюдается наличие осознанного мотива, а у большинства отмечается наличие мотивов — стимулов в виде уважения к учителю, отношения к учебному предмету.

На вопрос: «Какими ты считаешь задания выбранного тобой уровня?» ответы распределились следующим образом:

  • нормальными по уровню трудности — 72%;

  • очень трудными — 6%;

  • очень легкими — 3%;

  • не определились — 19%,

что позволяет сделать вывод, что содержание заданий по уровням не является препятствием для оптимальной учебной деятельности школьников.

С некоторым волнением подсчитывались результаты шестого вопроса. Но напрасно мы опасались. За то, что необходимо продолжать ИОСО, высказались 55% учащихся.

Анализируя состав учащихся, отказывающихся продолжать обучение в ИОСО, выявлены следующие причины недовольства:

  • угнетенное настроение, если не успеешь сдать тему вовремя — 49%;

  • большая нагрузка во время разновозрастных недель — 43%;

  • быстро утомляюсь — 40,5%.

В то же время на вопрос о том, когда предпочитаете сдавать темы, учащиеся ответили:

  • как получается — 64%;

  • тяну до последнего — 6%;

  • как только прошли материал — 30%,

что свидетельствует о том, что у категории детей, не желающих продолжать обучение по ИОСО, не сформированы навыки и умения равномерно планировать свою учебную деятельность.

На задание дописать предложение «Считаю, что учитель…», получены следующие ответы:

  • справедлив в оценивании знаний — 82%;

  • занижает оценки — 16%;

  • завышает оценки — 2%,

что свидетельствует о степени влияния ИОСО на психологическую атмосферу коллектива и наличие удовлетворенности большинства детей результатами оценивания их труда.

На вопрос о преимуществах ИОСО ребята ответили:

  • система помогает получать необходимые знания — 47%;

  • система помогает приобретать навыки самостоятельной работы — 41%;

  • система дает свободу выбора — 38%;

  • развивает речь — 30%.

Эти данные подтверждают, что ИОСО в некоторой степени достигла своих результатов, так как именно эти пункты являются целью внедрения ИОСО в нашей школе. Об этом же свидетельствуют психологические показатели:

  • 21% ребят отмечали, что чувствуют себя более раскованно на уроке при ответе;

  • 26% — что при ИОСО удается устанавливать контакт с учителем.

Среди стимулов, которые подталкивают их сдавать тему вовремя, являются:

  • досрочные каникулы — 40%;

  • не люблю отставать — 36%;

  • получение и углубление знаний —18%.

На вопрос о том, каково учиться по ИОСО, ответили:

  • легче — 58%;

  • труднее — 42%.

Среди трудностей выделяют:

  • необходимость отвечать на все темы — 46%;

  • завышенные требования по большинству предметов — 35%.

Легче же учиться потому что:

  • постоянно есть выбор — 41%;

  • можно готовиться на уроке — 38%;

  • нет домашних заданий на каждый день — 36%;

  • можно готовиться не каждый день, а по желанию — 28%.

Анализируя данные ответы, можно сделать выводы, что ИОСО обладает адаптационными возможностями, предоставляя учащимся возможности учиться в собственном темпе. Что же касается трудностей, то их наличие предусмотрено технологией ИОСО.