19 декабря в Красноярском государственном техническом университете начал свою работу межрегиональный семинар-совещание «Организация и задачи эксперимента по введению единого государственного экзамена 2003 года». Семинар-совещание проводит Министерство образования РФ совместно с Главным управлением образования администрации Красноярского края. В нем принимает участие более 300 представителей сибирских и дальневосточных регионов от Омска до Камчатки. В составах делегаций работники управлений образования, вузов, институтов повышения квалификации, центров тестирования и др.
Совещание открыла Татьяна Давыденко, заместитель губернатора края, которая приветствовала участников совещания.
В работе совещания принимает участие Виктор Болотов, первый заместитель министра образования РФ. Сегодня он выступил с докладом о задачах эксперимента по введению ЕГЭ в 2003 году. Он акцентировал внимание на том, что «единый государственный экзамен – независимая оценка качества образования выпускников, которая проходит единообразно по всей России». В 2003 году география регионов-участников эксперимента утроится с 16 до 48, число выпускников увеличится с 300 до 715 тысяч, количество участвующих вузов возросло до 245. 37 регионов проводят ЕГЭ по всем предметам, а остальные выборочно по ряду предметов.
Докладчик затронул тему итогов ЕГЭ 2002 года. Полученные результаты по ЕГЭ более низкие, чем школьные отметки, что и прогнозировалось специалистами. Чуть более 7% результатов соответствовало «двойке», но по Положению об эксперименте дети получили удовлетворительные отметки в аттестат. В группе «риска» оказались и отличники, но, как оказалось, число медалистов стало незначительно меньше. В то же время 17% «троечников» получили по математике хорошие и отличные оценки, а 7% «хорошистов» выполнили работу на отлично. Состоялись «открытия» школ, городов и районов, показавших сильные результаты.
Первый заместитель министра образования РФ сформулировал перед собравшимися задачи 2003 года. Уже в декабре этого года вузы должны определить специальности и направления, на которые будут приниматься свидетельства по ЕГЭ и экзамены будут проводиться по технологии ЕГЭ. Эту информацию с нетерпением ждут выпускники и их родители. Советы ректоров вузов должны договориться об общих сроках зачисления. Серьезная проблема, над которой придется поработать и высшей школе, и Министерству образования – это создание единого информационного пространства. Оно должно объединить все ВУЗы, принимающие результаты ЕГЭ. Ведь абитуриент может отослать копии документов в приемные комиссии нескольких учебных заведений, а баллы, набранные им на единых экзаменах, также окажутся проходными в нескольких ВУЗах. Так что у поступающего должна быть возможность ознакомиться с условиями зачисления институтов и университетов, проследить за тем, какие из них готовые его принять, окончательно выбрать ВУЗ, в котором он хочет учиться, выслать туда оригинал своего свидетельства о сдаче ЕГЭ и другие необходимые документы. Удобнее всего решить эту проблему в рамках создания единой интернет-базы результатов зачисления абитуриентов. Благодаря такому механизму будущие первокурсники смогут следить за результатами зачисления практически в режиме реального времени.
С января следующего года необходимо организовать работу предметных комиссий. Очень важной составной является работа со СМИ, родителями и общественностью. Надо успокоить учительство, которое надуманно боится карательных санкций за неудачу, связывает ЕГЭ с аттестацией образовательных учреждений. Надо подбодрить сельские школы: прирост студентов из сельской местности даже вырос на 2-3%. Не будут забыты и дети-звездочки. По Закону «Об образовании» победителям международных и всероссийских олимпиад победа по предмету оценивается высшим баллом, который принимается вузами вместо экзамена. В настоящее время обсуждается вопрос о победителях региональных олимпиад, которые смогли бы воспользоваться этим положением в вузах своего региона, а вузы других регионов имели бы на это право. Докладчик заметил, что должна быть прекращена практика «приписанных» к вузам школ, а центры довузовской подготовки должны помогать раскрытию юных дарований.
В ходе своего выступления Виктор Болотов, первый заместитель министра образования России, отметил Красноярский край как один из регионов, который наиболее эффективно провел работу по проведению ЕГЭ. Он вручил грамоты министерства и благодарственные письма министра группе работников вузов и органов управления образованием.
На пленарном заседании выступили представители Красноярского края: Владимир Шишмарев, начальник Главного управления образования администрации края, Эдуард Бука, председатель совета ректоров вузов края, ректор СибГТУ, Владимир Батурин, председатель совета директоров учреждений среднего специального образования края, директор Красноярского технологического колледжа и др. Они рассказали об опыте, перспективах и проблемах введения ЕГЭ в Красноярском крае.
Работа семинара-совещания продолжится еще три дня.