Многоуровневое обучение подростков

| Назад | На главную |

Многоуровневое обучение подростков

Наименование и местонахождение образовательного учреждения: лицей № 3 Ленинского управления образования г. Красноярска. Руководители проекта: Философ Марина Геннадьевна, учитель математики лицея № 3; Юдина Юлия Геннадьевна, учитель — консультант лицея № 3, аспирантка КрасГУ кафедры педагогики высшей школы. Научный руководитель проекта: Аронов Александр Моисеевич, заведующий кафедрой ПВШ КрасГУ, профессор, кандидат физико-математических наук. Координатор проекта: Новичкова Евгения Валерьевна, завуч лицея № 3.

Исполнители проекта: учителя лицея № 3 второй ступени.

 Резюме назначения и смысла преобразований ( в чем необходимость предстоящей деятельности и в чем ее содержание )

Исходя из рекомендаций по организации опытно — экспериментальной работы в школах [ 1, с. 124], основная школа — ступень, требующая кардинальной реорганизации. Главной задачей основной школы должно стать » не вкладывание в голову ученика определенной суммы знаний, а оказание ему помощи в овладении культурными и выработанными им самим способами деятельности, позволяющими ему действовать с ориентацией на другую позицию ( позицию другого человека, социума, предметной области )» [ 1, с. 123]. Без овладения этими способами деятельности ( отличающими основную школу от начальной и старшей ) достижение успеха на последующем этапе выбранного человеком пути будет невозможно ).

Образовательная практика большинства школ вступает в противоречие с данной задачей основной школы:

  • образование подростков продолжает оставаться возрастно неадекватным, содержание и формы обучения подростков остаются такими же, как в начальной школе, что приводит к потере у подростков интереса к учению и «уходу из школы в улицу»;

  • отсутствие подготовленных учителей второй ступени, способных создавать в ходе своей деятельности условия для организации возрастно адекватной деятельности подростков как на уроке, так и во внеурочной сфере;

  • учащиеся начальной школы, обучавшиеся по программам РО, продолжают обучение по традиционным программам в основной школе, которые по своему содержанию и формам не являются адекватными логике учебной деятельности учащихся начальной школы, что приводит к отсутствию возможности для подростков применить сформированные способы учебной деятельности в учебном процессе второй ступени.

С целью разрешения данных противоречий нами намечены следующие направления реорганизации основной школы:

  1. Индивидуализация образовательных маршрутов подростков на уроках через определенную смену деятельности подростков: переход подростка в процессе движения по теме от собственной деятельности по освоению предмета к «педагогической» деятельности по организации консультирования других учащихся, испытывающих трудности в освоении предмета.

  2. Изменение целевых установок педагогического коллектива лицея: переход от позиции педагога — транслятора к позиции педагога — консультанта учащихся. С этой целью в процессе методической работы с учителями предполагается запуск и развитие их педагогической исследовательской деятельности — проведение анализа собственного педагогического опыта, проведение аналогий между своим опытом и опытом учащихся, проектирование учебных ситуаций по консультированию учащимися друг друга и учителем, апробация спроектированных ситуаций на уроках, анализ и оценка проведенной апробации совместно с руководителями проекта и научным руководителем, оформление учителями в методику удачно спроектированные учебные ситуации организации взаимопомощи на уроках, написание текстов методик.

  3. Разработка концепции многоуровневого обучения подростков. Исследование возможностей для организации деятельностного содержания образования во второй ступени с точки зрения концепции многоуровневого обучения.

Описание ситуации, сложившейся к лету 2002 года, по истечении первого года эксперимента

К 2000 году в лицее сложилась следующая ситуация: существовали классы в начальной школе, обучавшиеся по программам РО ( система Д. Б. Эльконина — В, В, Давыдова ), существовали классы в старшей школе, в которой разворачивается проект деятельностного содержания образования, а в средней ступени по- прежнему практиковалось традиционное обучение. Учителя второй ступени, благодаря наличию различных экспериментальных практик в начальной и старшей школах, столкнулись с проблемой разработки деятельностного содержания образования во второй ступени. Проблем заключалась в следующем: учителя начальной школы, работающие по программам РО, в ходе проведенного ими анализа обучения их учеников во второй ступени обнаружили, что умения учащихся, приобретенные ими в процессе освоения учебной деятельности, никак не используются в учебном процессе, кроме единичных педагогических инициатив учителей второй ступени по созданию совместно с подростками предметных проектов; в свою очередь, учителя второй ступени, осознав специфику учебной деятельности начальной школы, поняли, что возможна более эффективная педагогическая деятельность при работе с подростками во второй ступени; на встрече желаний двух групп учителей появилась цель создания единой школы в рамках деятельностного подхода, возможной конкретизацией деятельностного подхода во второй ступени стала идея организации многоуровневого обучения подростков.

Первый этап эксперимента ( подготовительный ) — 2001-2002 год

Данный этап эксперимента назван подготовительным, поскольку на данном этапе достижение образовательных эффектов не являлось приоритетным. Первая и основная задачей данного этапа — знакомство учителей с идеей проекта: «Многоуровневое обучение подростков» и построение учителями собственных пробных педагогических микропроектов в соответствии с основной идеей, что было необходимо для присвоения ими данной идеи. Вторая задача — оформление учителями своих микропроектов через написание текстов о проведенной пробной апробации микропроектов, что необходимо для запуска полной исследовательской деятельности учителей.

Третья задача — запуск и проведение проектного семинара с учителями второй ступени, а также семинара с научным руководителем проекта по анализу педагогической деятельности учителей второй ступени.

Основные результаты первого года эксперимента

1. Появление эмпирического материала для анализа педагогической деятельности учителей в рамках проекта: тексты учителей по апробации пробных педагогических микропроектов. 2. Расслоение педагогического коллектива: · учителя, заинтересованные в реализации идеи проекта и апробирующие свои пробные экспериментальные разработки; · учителя, проявляющие интерес к проекту, посещающие семинары, но продолжающие работать по традиционным программам второй ступени; · учителя, продолжающие работать по традиционным программам второй ступени. 3. Регулярное проведение проектного семинара с учителями и семинара с научным руководителем проекта.

Описание желаемого положения дел к лету 2003 года.

К лету 2003 года предполагается сформировать первую устойчивую команду педагогов, которые с сентября 2003 года приступят к целенаправленной экспериментальной деятельности в рамках данного проекта. Для этого с педагогами второй ступени будет проделана следующая работа: 1. В ходе проведения регулярных проектных семинаров и индивидуальной методической работы с педагогами выявление, исходя из педагогического опыта учителей и совместного анализа данного опыта, типов учебных ситуаций для организации взаимопомощи учащихся на уроках. 2. Разработка методик проведения уроков многоуровневого обучения во второй ступени в соответствии с введенной типологией (см. 1). 3. Апробация методик на уроках, анализ проведенной апробации. 4. Коррекция методик, повторная апробация. 5. Оформление педагогами определенной логики проведения уроков многоуровневого обучения по своему предмету в 6 классе, написание текстов.

4. Перечисление линий предстоящей деятельности:

  • создание общей образовательной программы второй ступени в лицее № 3;

  • обеспечение описания хода и результатов экспериментальной работы руководителями проекта и педагогами второй ступени;

  • написание и подготовка к публикации научных статей о концепции многоуровневого обучения во второй ступени.

5. По вышеперечисленным линиям предлагается следующий проектный ход.
Темы для исследования:

  • выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов подростков в условиях многоуровневого обучения;

  • условия организации в основной школе перехода педагогов от позиции педагога — транслятора к позиции педагога — консультанта в их собственной педагогической деятельности;

  • условия организации взаимопомощи подростков на уроках.

Цели проекта:

1. Развитие педагогической деятельности педагогов второй ступени в соответствии с современными требованиями к образованию подростков основной школы.
2. Создание концепции многоуровневого обучения подростков.

Гипотеза проекта:

1. Построение возрастно адекватной подростковой школы (основной), деятельностного содержания образования подростков возможно через определенное преобразование педагогической практики самими учителями в процессе развития их педагогической деятельности.

2. » Педагогизация» учебного процесса подростков создает возможности, с одной стороны, для применения освоенных учащимися способов учебной деятельности в новой ситуации — подростковой школе ( переход от позиции «умею и желаю учиться сам» к позиции «учусь сам и помогаю учиться другому» ), с другой стороны, формирует у подростка способность ответственно делать свой выбор в ходе осуществления деятельности, различать виды ответственности внутри собственной учебной работы ( я как «ученик», я как «помощник», я как «консультант»), проектировать достижение своих учебных целей и оценивать полученные результаты.

Задачи проекта:

1. Организация методической работы руководителями проекта с учителями второй ступени: анализ педагогического опыта с целью обнаружения в деятельности ситуаций обращения за помощью и возникновения желания помогать другому, перенос результатов анализа на опыт учащихся, разработка и апробация методик организации взаимопомощи учащихся на уроках, коррекция и оформление окончательных методик, создание собственного предметного курса 6 класса в рамках концепции проекта, написание текстов учителями.

2. Оформление полученных результатов проекта в виде научных статей и методических пособий по организации взаимопомощи подростков на уроках.

План мероприятий.

1. Проведение руководителями проекта проектного семинара не реже 1 раза в 2 недели. 2. Проведение семинара с научным руководителем проекта 2 раза в месяц. 3. Проведение руководителями проекта индивидуальных встреч с учителями второй ступени по разработке методик и планированию открытых уроков в промежутках между проектными семинарами.

4. Посещение учителями и руководителями проекта открытых уроков и их последующий анализ.

Заявка на необходимое количество учебных и методических часов для реализации проекта подростковой школы в 6 М классе: «Деятельностное содержание воспитания подростков» ( автор проекта: Юдина Ю.Г., научный руководитель: Аронов А.М., учитель и классный наставник 6 М: Анишина Н.Н.)
Учебно-методический комплект, обеспечивающий проект: » Деятельностное содержание воспитания подростков» будет представлен в апреле 2003 года.

В 6М классе будут проводиться проектные классные мероприятия (классный наставник, ведущий клуба, ученый), в ходе проведения проектных классных мероприятий сами учащиеся при участии взрослых занимаются проектированием: В шестом классе это проектирование пространства классной комнаты для воплощения определенного образа отношений в классе, созданного учащимися в ходе специальных запусковых мероприятий, в седьмом классе исследование и проектирование отношений в школе (и как следствие в классе) для появления и воплощения собственных проектов отношений, в восьмом классе выход учащихся на создание собственной теории отношений и индивидуальное проектирование дальнейшего образования.

План проектных классных мероприятий на 2003 — 2004 год и количество часов. 6 класс. 1. Игра-запуск: «Образ средней школы». Игра проводится в День Знаний. Количество часов на проведение в классе: 3 часа. Юдиной Ю. Г. — на подготовку и проведение мероприятия 4 часа. Анишиной Н.Н. — на подготовку мероприятия 2 часа. Юдиной и Анишиной на работу с группами класса в течение первой четверти — 1 час в неделю. 2. Игра: «Проект оформления класса». Игра проводится во второй четверти. Количество часов на проведение: 3 часа. Юдиной — на подготовку и проведение мероприятия 4 часа. Анишиной Н.Н. — на подготовку мероприятия 2 часа. Юдиной и Анишиной на работу с группами класса в течение второй четверти — 1 час в неделю. 3. Мероприятие: «Праздник окончания года». Количество часов на проведение: 2 часа. Юдиной Ю.Г. — на подготовку и проведение мероприятия 3 часа. Анишиной Н.Н. — на подготовку мероприятия 1 час. В 6 М классе будет задаваться особая учебно-образовательная структура: факультатив по математике, математический клуб, уроки математики по авторской программе ИППР г. Красноярска(с целью формирования учебно-исследовательской деятельности подростков и созданию условий для появления образовательного запроса подростков к концу 7 класса). Также будет организована специальная работа по запуску и написанию творческих работ учащихся как по предметам, так и на материале отношений класса, представлению творческих работ на научно-практической конференции учащихся Лицея №3 и Гимназии №1. Для обеспечения успешного функционирования учебно-образовательной структуры в 6 М классе необходимо: Юдиной на проведение математического клуба 1 раз в неделю: 2 часа. Анишиной на проведение факультатива: 1 час в неделю.

Юдиной и Анишиной на подготовку творческих работ учащихся: 2 часа в неделю с января 2004 года.

| Назад | На главную |