Модель
образовательного пространства, обеспечивающего успешную интеграцию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, в условия
массового обучения.
Данная модель, на наш взгляд, является шагом в решении задач модернизации начального общего образования — формирование учебной самостоятельности младших школьников, сохранение их психического и физического здоровья[1] и проблемы краевой системы специального образования — отсутствие должного обеспечения и сопровождения интегрированного подхода к обучению детей в условиях массовой школы (кадры, учебно-методические комплексы, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение[2].
Задачи успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья по нашим представлениям будут решаться за счет построения образовательного пространства, обеспечивающего возрастное развитие детей с разными возможностями, что позволит учащимся осваивать стандарт начального общего образования, будет способствовать их социализации, реализации индивидуальных способностей.
Под образовательным пространством понимаем такое пространство, в котором содержатся возможности и ресурс (условия) для обеспечения ситуации развития детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Пространство ограничено рамками возраста, периодом обучения детей в начальной школе (4 года), классно-урочной системой.
Под образовательной средой понимаем условия, создаваемые педагогом, другими специалистами для развития ребенка. Содержанием такой среды является совместность взрослых и детей в различных видах деятельности и отношения между ними. Организуя образовательную среду, педагог создает условия для становления личностных, деятельностных, познавательных, коммуникативных компетентностей младших школьников.
Пространство пронизано различными видами образовательных сред и ими задается. В образовательном пространстве выделяются на основании базовых процессов среды: учения, обучения, социализации.
Концептуальные идеи, на которых строится образовательное пространство:
1. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
Личностный компонент в этом подходе предполагает, что в центре обучения находится сам ученик – его мотивы, цели, неповторимая индивидуальность, т.е. ученик как личность. Обучение строится с учетом прошлого опыта ребенка, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии.
Деятельностный компонент предполагает формирование субъектности ребенка, его самостоятельности, инициативности и ответственности. Развитие личности ребенка происходит за счет включения его в деятельность на основе партнерских отношений.
Личностно-деятельностный подход предполагает организацию процесса образования как организацию и управление учебной и другими видами деятельности учащихся, что означает ориентацию учебного-воспитательного процесса на постановку и решение детьми разного типа задач: учебно-познавательных, познавательных, исследовательских, преобразующих. Строится на основе отношения уважения, на принципах признания уникальности, принятия и понимания каждого ребенка, включённости в коллективно-распределённую деятельность.
2. Принципы построения образовательного пространства интеграции детей с разными возможностями:
· Обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов детей.
Разные дети, попадая в образовательное пространство, имеют возможность в соответствии с уровнем их психического развития двигаться индивидуальными маршрутами в познавательной, личностной, деятельностной сферах, осваивая образовательный стандарт начальной школы и способы социализации. При этом обеспечивается различный темп прохождения учебного материала детьми, различный уровень его усвоения, различные формы организации учебного процесса.
· Безотметочное оценивавние.
Образовательное пространство строится на принципах безотметочного оценивания на протяжении всех четырех лет обучения. Безотметочное обучение является средством обеспечения психологической безопасности и содержательного оценивания ребенком собственного движения в освоении содержания учебного предмета, социальных норм, поведения, творчества. Детские пробы оценивания себя в различных ситуациях жизни становятся средством социализации.
· Сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребенка.
Под зоной актуального развития понимаем уже сформированные способности ребенка, которые позволяют ему осуществлять те или иные действия самостоятельно, без помощи взрослого.
Образовательный процесс как развивающий строится в зоне ближайшего развития ребенка, т.е. педагогом создаются не те ситуации в которых школьник уже умеет что-то делать (это зона актуального развития), а те в которых он пока не может действовать самостоятельно, но способен решать задачи с помощью взрослых и сверстников.
Те способности, которые появляются у ребенка в ЗБР, закрепляются и доводятся до зоны его актуального развития, что позволяет школьнику действовать самостоятельно и за счет этого снова выходить в ЗБР.
Для детей с разными способностями зона ближайшего развития различна. Поэтому педагог для решения одной и той же познавательной задачи создает ситуацию возможности выбора детьми способа действия, темпа выполнения задания, уровня его сложности и т. д. и создает ситуацию предъявления ребенком себя.
· Взаимопроникновение сред в образовательном пространстве.
Образовательное пространство представлено средами, которые взаимосвязаны и задаются базовыми процессами, обеспечивающими развитие: процесс учения, обучения, социализации.
Кроме базового процесса каждая из сред создается на основе единых принципов, (перечисленных выше), ценностей, принятых в образовательном учреждении и является условием продвижения ребенка в его зоне ближайшего развития, имеет свойство сохранять его психическое и физическое здоровье за счет использования специальных средств и методик. Проживая полноценно ситуации развития в каждой среде, ребенок осваивает культурные нормы, переходя из одной среды в другую.
Соответствующая обустроенность сред помогает детям их различать, и формирует тем самым рефлексивность школьников. В каждой среде созданы места учения, тренировки, игры, отдыха, социализации, зоны сохранения здоровья и коррекции нарушений психического развития ребенка.
Среда учения.
Под средой учения понимаем систему организации деятельности педагога и учащихся, обеспечивающую развитие основ учебной самостоятельности, инициативности и ответственности , теоретического мышления младшего школьника.
Учение – это процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в ходе которого, ребенок приобретает собственные смыслы, способы действий с содержанием учебного предмета. Формой учения является учебная деятельность, результат которой — желание и умение ребенка учить себя (появляется способность ставить цель и добиваться ее реализации), формируется положительная Я-концепция и коммуникативные умения. Учение ребенка осуществляется не только на содержании учебных предметов, но и на содержании дополнительного образования, организуется как на уроке, так и на факультативе, кружке, внеклассном мероприятии..
Субъектами в этой среде являются: ребенок и педагог. Младший школьник осваивает учебную деятельность, когда он постепенно превращается в человека, изменяющего и совершенствующего самого себя: выделяет границу своего умения и неумения действовать в содержании учебного предмета, ставить учебную задачу, осуществлять поиск необходимых способов для ее решения, контролировать и оценивать собственное движение в предмете. Педагог организует детское целеполагание в изучении содержания учебного предмета, поиск недостающих предметных действий, детское действие контроля и оценки.
Взаимодействие между субъектами строится на основе организации учебного сотрудничества, которое предполагает критическое сопоставление разных позиций, действий, результатов и осуществляется в форме развернутого учебного диалога.
Таким образом, в качестве основных компонентов среды выступают:
· совместная деятельность педагога и учащихся;
· совместная деятельность сверстников;
· средства организации совместной деятельности.
Последовательность рождения предметного знания организуется за счет выполнения предметного действия (измерение, сложение чисел, разбор слова по составу и т. д.), его словесного описания, выделения его операционного состава и изображения выполненного действия в виде рисунка, схемы, формулы. Освоение найденного способа действия происходит в ходе выполнения различных заданий, которые дают возможность использовать этот способ в различных условиях. Затем организуется детское действие контроля и оценки освоения этого действия.
Коллективно-распределенная деятельность детей позволяет каждому ребенку чувствовать себя причастным к постановке учебной задачи, открытию предметного способа действия, быть значимым в совместном деле, так как каждая высказанная ребенком мысль является общей ценностью.
Для организации совместной деятельности используются следующие дидактические и психологические средства.
Дидактические:
· конструирование учителем таких учебных заданий, в содержании которых заключена возможность детских вариантов их решения;
· предоставление детям возможности самостоятельного выполнения заданий индивидуально или в группе;
· набор вариантов решения задания, поляризация этих вариантов;
· аргументация вариантов, понимание и фиксация оснований детского действия (почему действовал так);
· координация, коррекция вариантов решения через выражения отношения к ним;
· предоставление возможности свободного выбора позиции, принятие собственного решения.
Психологические средства:
· способы организации безопасного общения: понимание, принятие, признание каждого ребенка как человека;
· техники активного, эмпатийного, рефлексивного слушания, Я-высказывания, предоставления возможностей.
Среда учения способствует не только становлению учебной самостоятельности, но и личностному развитию ребенка и его социализации, так как вырабатываются и применяются нормы коммуникации, совместной деятельности, взаимоотношений за счет совместного проживания учебных ситуаций и группового взаимодействия.
Среда оформляется таким образом, чтобы у ребенка была возможность оценивать собственные достижения, самоопределяться по поводу выбора места подготовки, средств осуществления действия.
Среда обучения.
В этой среде базовым процессом является процесс обучения ребенка.
. В качестве основных компонентов среды выступают:
- Обучающие действия учителя, репродуктивные действия ребенка ;
- Отношения руководства-подчинения, исполнительство;
- Средства организации процесса обучения.
Среда способствует проявлению детского исполнительства, за счет которого происходит
достраивание внимания, памяти, воображения, эмпирического мышления, речи и коррекция нарушений в развитии познавательной сферы ребенка. Проживание в среде обучения позволяет детям учиться выполнению тех или иных функций в общественной жизни, осваивать стандарт начального образования.
Обучающими действиями учителя являются: постановка задачи перед ребенком, демонстрация, объяснение, контроль за выполнением заданий, организация действий наблюдения, исследования, участия детей в специальных тренингах, дополнительных тренировках по освоению содержания учебных предметов, организация выполнения школьниками мыслительных действий анализа, классификации, сравнения, эмпирического обобщения.
В этой среде используются такие формы обучения, как: индивидуальная, фронтальная, групповая. В основе технологии обучения лежит: алгоритм, подражание, демонстрация.
Коррекционно-развивающие занятия узких специалистов (дефектологов, психологов, логопедов) на основании медико-психолого-педагогической диагностики дают дополнительные возможности ребенку в формировании познавательной, сенсорной, двигательной сфер и т.д.
Ребенок в этой среде принимает задачу учителя, слушает объяснение, тренируется, выполняет действия по решению поставленной перед ним задачи, понимает оценку своих действий учителем.
В этой среде особое значение приобретает участие в художественных, спортивных, трудовых, общественно-полезных делах и играх, так как в них создаются дополнительные условия для социализации и коррекции нарушений в развитии ребенка.
Процесс обучения разворачивается на содержании как учебных предметов, так и внеурочных занятий (кружков, студий и т.д.) и внеклассных мероприятий.
Среда представлена в пространстве школы и класса предметно, т.е. имеются оборудованные места занятий, отдыха и игр (ковры, наборы для различных видов игр, живые уголки, наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, материалы и инструменты для художественной и трудовой деятельности и т. д.), специальное оборудование для слабослышащих, слабовидящих детей, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.
Среда социализации. Базовый процесс в этой среде — социализация. Он направлен на обеспечение помощи ребенку в освоении общественных норм поведения, способов коммуникации, на формирование психо-социальных компетентностей ребенка, позволяющих ему проявлять свою индивидуальность, осознавать свои возможности и действовать в социуме.
Эта среда социальных проб. Перед педагогами стоит задача – обустроить места самоопределения и проб, где ребенок может осуществить собственную идентификацию (понять свои возможности, осознать свои желания и соотнести их друг с другом, исходя из занимаемой позиции). Например, я как школьник: что я могу, какой я, что хочу, а что делает школьник? Что делать мне, чтобы быть школьником? Составляющими механизма социализации являются также подражание и имитация.
Обустраивается среда за счет организации мест активного действия каждого ребенка совместно с другими (сверстниками, взрослыми), в разных позициях (например, школьника, артиста, режиссера, спортсмена и т. д.). Социализация как базовый процесс реализуется в коллективных творческих играх и делах, детских проектах, что позволит на основе своих возможностей каждому ребенку включаться в процесс по выработке правил, их использованию и осознанию.
Взаимосвязь между средами в образовательном пространстве. Каждая среда решает задачи развития и коррекции нарушений в развитии. Организация трех сред обеспечивает зону актуального и ближайшего развития каждому ребенку. Чтобы удерживалось развитие ребенка, в каждой среде, кроме базового процесса, протекают в ней и другие процессы. Например, в среде учения сосуществуют процессы учения (базовый), обучения и социализации (дополнительные), которые обслуживают базовый процесс.
Среды обустроены таким образом (содержательно, предметно, организационно), чтобы они были явлены ребенку как разные.
Обязательным является курс «Введение в школьную жизнь », который интегрирует среды обучения и социализации и является условием вхождения детей в среду учения.
Среды могут быть организованы не только в пространстве школы, но и за ее пределами.
Управление реализацией модели образовательного пространства. Управление обеспечивает анализ имеющихся ресурсов, привлечение или создание недостающих ресурсов, соорганизацию субъектов образовательного процесса для обустройства мест образования и развития ребенка, мониторинг процесса интеграции, организацию режима занятий.
Основными формами управления образовательным пространством являются рефлексивно-аналитический, программирующий семинары.
Субъектами выстраивающими образовательное пространство, являются: руководители школы, педагоги, психологи, дефектологи, логопеды, медицинские работники. Основной орган, осуществляющий соорганизацию деятельности этих субъектов – психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК). ПМПК есть место взаимодействия разных специалистов по определению и организации адекватных условий для развития детей в соответствии с их специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями в зависимости от состояния их психического и физического здоровья.
Профессиональное образование специалистов, строящих образовательное пространство, сопровождает методическая служба, организованная как тьюторство.
Организация жизни детей осуществляется на основе расписания, в котором отражается уклад школьной жизни, а не только перечень уроков, специальных занятий, внеклассных мероприятий.