Модель образовательного пространства, обеспечивающего успешную интеграцию младших школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья в условия

Модель

образовательного пространства, обеспечивающего успешную интеграцию младших школьников с  ограниченными  возможностями  здоровья,  в условия

массового обучения.

Данная модель, на наш взгляд, является шагом в решении задач модернизации начального общего образования — формирование учебной самостоятельности младших школьников, сохранение их психического и физического здоровья[1]   и проблемы краевой системы специального образования — отсутствие должного обеспечения и сопровождения интегрированного подхода к обучению детей в условиях массовой школы (кадры, учебно-методические комплексы, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение[2].  

Задачи успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья по нашим представлениям  будут решаться за счет построения образовательного пространства, обеспечивающего возрастное развитие детей с  разными возможностями, что позволит учащимся осваивать стандарт начального общего образования, будет способствовать их социализации, реализации   индивидуальных способностей.

Под образовательным пространством понимаем  такое пространство, в котором содержатся возможности и ресурс (условия) для обеспечения ситуации развития детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Пространство  ограничено рамками возраста, периодом обучения детей в начальной школе (4 года), классно-урочной системой.

Под образовательной средой понимаем условия, создаваемые педагогом, другими специалистами для развития ребенка. Содержанием такой среды является совместность взрослых и детей в различных  видах деятельности  и отношения между ними. Организуя образовательную  среду, педагог создает условия для становления личностных, деятельностных, познавательных, коммуникативных компетентностей младших школьников.

Пространство пронизано различными видами образовательных сред и ими задается. В образовательном пространстве выделяются на основании базовых процессов среды: учения, обучения, социализации.

Концептуальные идеи, на которых строится образовательное пространство:

1.      Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.

Личностный компонент в этом подходе предполагает, что в центре обучения находится сам ученик – его мотивы, цели, неповторимая индивидуальность, т.е. ученик как личность. Обучение строится с учетом прошлого опыта ребенка, его личностных особенностей в  субъектно-субъектном взаимодействии.

Деятельностный компонент предполагает формирование субъектности ребенка, его самостоятельности, инициативности и ответственности. Развитие личности ребенка происходит за счет включения  его в деятельность на основе партнерских отношений.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию процесса образования как организацию и управление учебной и другими видами деятельности  учащихся, что означает ориентацию учебного-воспитательного  процесса на постановку и решение  детьми разного типа задач: учебно-познавательных, познавательных, исследовательских, преобразующих. Строится на основе отношения уважения, на принципах признания уникальности, принятия и понимания каждого ребенка, включённости в коллективно-распределённую деятельность.

2. Принципы построения образовательного пространства интеграции детей с разными возможностями:

·        Обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов детей.

Разные дети, попадая в образовательное пространство, имеют возможность в соответствии с уровнем их психического развития двигаться индивидуальными маршрутами в познавательной, личностной, деятельностной сферах, осваивая образовательный стандарт начальной школы и способы  социализации. При этом обеспечивается различный темп прохождения учебного материала детьми, различный уровень его усвоения, различные формы организации учебного процесса.

·        Безотметочное оценивавние.

Образовательное пространство строится на принципах безотметочного оценивания  на протяжении всех четырех лет обучения. Безотметочное обучение является средством обеспечения психологической безопасности и содержательного оценивания ребенком собственного движения в освоении содержания   учебного предмета, социальных норм, поведения, творчества. Детские  пробы оценивания себя в различных ситуациях жизни становятся средством социализации.

·        Сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребенка.

Под зоной актуального развития понимаем уже сформированные способности ребенка, которые позволяют ему осуществлять те или иные действия самостоятельно, без помощи взрослого.

Образовательный процесс как развивающий  строится в зоне ближайшего развития ребенка, т.е. педагогом создаются не те ситуации в которых школьник уже  умеет что-то делать (это зона актуального развития),  а те в которых  он пока  не может действовать самостоятельно, но способен решать задачи с помощью взрослых и сверстников.

Те способности, которые появляются у ребенка в ЗБР, закрепляются и доводятся до зоны его актуального развития, что позволяет школьнику действовать самостоятельно и за счет этого снова выходить в ЗБР.

Для детей с разными способностями зона ближайшего развития различна. Поэтому педагог для решения одной и той же познавательной задачи создает ситуацию возможности выбора детьми способа действия, темпа выполнения задания, уровня его сложности и т. д. и  создает ситуацию предъявления ребенком  себя.

·        Взаимопроникновение сред в образовательном пространстве.

Образовательное пространство представлено средами, которые взаимосвязаны и задаются базовыми процессами, обеспечивающими развитие: процесс  учения,   обучения, социализации.

 Кроме базового процесса каждая из сред создается на основе единых принципов, (перечисленных выше), ценностей, принятых в образовательном учреждении и является условием продвижения ребенка в его зоне ближайшего развития, имеет свойство сохранять его психическое и физическое здоровье за счет использования специальных средств и методик. Проживая полноценно ситуации развития в каждой среде, ребенок осваивает культурные нормы, переходя из одной среды в другую.

Соответствующая обустроенность сред помогает детям их различать, и формирует тем самым рефлексивность школьников. В каждой среде созданы места учения, тренировки, игры, отдыха, социализации, зоны сохранения здоровья и коррекции нарушений психического развития ребенка.

Среда учения.

Под средой учения понимаем систему организации деятельности педагога и учащихся, обеспечивающую  развитие основ  учебной самостоятельности, инициативности и ответственности , теоретического мышления младшего школьника.

Учение – это процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в ходе которого,  ребенок приобретает собственные смыслы, способы действий с содержанием учебного предмета. Формой учения является учебная деятельность, результат которой  — желание и умение ребенка учить себя (появляется способность ставить цель и добиваться ее реализации), формируется положительная Я-концепция и коммуникативные умения.                                                                                                                                                                                                                                                                     Учение ребенка осуществляется не только на содержании учебных предметов, но и  на содержании дополнительного образования, организуется как на уроке, так и на факультативе, кружке, внеклассном мероприятии..

Субъектами в этой среде являются: ребенок и педагог. Младший школьник  осваивает учебную деятельность, когда он постепенно превращается в человека, изменяющего и совершенствующего самого себя: выделяет границу своего умения и неумения действовать в содержании учебного предмета, ставить учебную задачу, осуществлять поиск  необходимых способов для ее решения, контролировать и оценивать собственное движение в предмете. Педагог организует детское целеполагание в изучении содержания учебного предмета,  поиск недостающих предметных действий, детское действие контроля и оценки.

Взаимодействие между субъектами строится на основе организации учебного сотрудничества, которое предполагает критическое сопоставление разных позиций, действий, результатов и осуществляется в форме  развернутого учебного диалога.

Таким образом, в качестве основных компонентов среды выступают:

·        совместная деятельность педагога и учащихся;

·        совместная деятельность сверстников;

·        средства организации совместной деятельности.

Последовательность рождения предметного знания организуется за счет  выполнения предметного  действия (измерение, сложение чисел, разбор слова по составу и т. д.), его словесного описания, выделения  его операционного  состава и изображения выполненного  действия в виде рисунка, схемы, формулы. Освоение  найденного способа действия происходит в ходе выполнения различных заданий, которые дают возможность использовать этот способ в различных условиях. Затем организуется детское действие контроля и оценки освоения этого действия.

Коллективно-распределенная   деятельность детей позволяет каждому  ребенку чувствовать себя причастным к постановке учебной задачи, открытию предметного способа действия, быть значимым в совместном деле, так как каждая высказанная ребенком мысль является общей ценностью.

 Для  организации совместной деятельности используются следующие дидактические и психологические средства.

Дидактические:

·        конструирование учителем таких учебных заданий, в содержании которых заключена возможность детских  вариантов их решения;

·        предоставление детям возможности самостоятельного выполнения заданий индивидуально или в группе;

·        набор вариантов решения задания, поляризация этих вариантов;

·        аргументация вариантов, понимание и фиксация оснований детского действия (почему действовал так);

·        координация, коррекция вариантов решения через выражения отношения  к ним;

·        предоставление возможности свободного  выбора позиции, принятие собственного решения.

Психологические средства:

·        способы организации безопасного общения: понимание, принятие, признание каждого ребенка как человека; 

·        техники активного, эмпатийного, рефлексивного слушания, Я-высказывания, предоставления возможностей.

Среда учения способствует не только становлению учебной самостоятельности, но и личностному развитию ребенка и его социализации, так как вырабатываются и применяются нормы коммуникации, совместной деятельности, взаимоотношений за счет совместного проживания учебных ситуаций и группового взаимодействия.

Среда оформляется таким образом,  чтобы у ребенка была возможность оценивать собственные достижения, самоопределяться по поводу выбора места подготовки, средств осуществления действия.

Среда обучения.

В этой среде базовым процессом является процесс обучения ребенка.

. В качестве основных компонентов среды выступают:

  • Обучающие действия учителя, репродуктивные действия ребенка ;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
  • Отношения руководства-подчинения, исполнительство;
  • Средства организации процесса обучения.

Среда  способствует проявлению детского исполнительства, за счет которого происходит

достраивание внимания, памяти, воображения, эмпирического мышления, речи  и коррекция  нарушений в  развитии познавательной сферы ребенка. Проживание в среде обучения позволяет детям учиться   выполнению тех или иных функций в общественной жизни, осваивать стандарт начального образования.

Обучающими  действиями  учителя являются: постановка задачи перед ребенком, демонстрация, объяснение, контроль за выполнением заданий, организация действий наблюдения, исследования, участия детей в специальных тренингах, дополнительных тренировках по освоению содержания учебных предметов, организация выполнения школьниками мыслительных действий анализа, классификации, сравнения, эмпирического обобщения.

            В этой среде используются такие формы обучения, как: индивидуальная, фронтальная, групповая. В основе технологии обучения лежит: алгоритм, подражание, демонстрация. 

 Коррекционно-развивающие занятия узких специалистов (дефектологов, психологов, логопедов) на основании медико-психолого-педагогической диагностики дают дополнительные возможности ребенку в формировании познавательной, сенсорной, двигательной сфер и т.д.

 Ребенок в этой среде принимает задачу учителя, слушает объяснение, тренируется, выполняет действия по решению поставленной перед ним задачи, понимает оценку своих действий учителем.

            В этой среде особое значение приобретает участие в художественных, спортивных, трудовых, общественно-полезных делах и играх, так как  в них создаются дополнительные условия для социализации и коррекции нарушений в развитии ребенка.

Процесс обучения разворачивается  на содержании   как учебных предметов, так и  внеурочных занятий (кружков, студий и т.д.) и внеклассных мероприятий.

            Среда представлена в пространстве школы и класса предметно, т.е. имеются оборудованные места занятий, отдыха и  игр (ковры, наборы для различных видов игр, живые уголки, наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал, материалы и инструменты для художественной и трудовой деятельности и т. д.), специальное оборудование для слабослышащих, слабовидящих детей, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д.

Среда социализации. Базовый процесс в этой среде  — социализация. Он направлен на обеспечение помощи ребенку в освоении общественных норм поведения, способов коммуникации, на формирование психо-социальных компетентностей ребенка, позволяющих ему проявлять свою индивидуальность, осознавать свои возможности и действовать в социуме.

Эта среда социальных проб. Перед педагогами стоит задача – обустроить места самоопределения и проб,   где ребенок может  осуществить собственную идентификацию (понять свои возможности, осознать свои желания и соотнести их друг с другом, исходя из занимаемой позиции). Например, я как школьник: что я могу, какой я, что хочу, а что делает школьник? Что делать мне, чтобы быть школьником? Составляющими механизма социализации являются также подражание и имитация.

Обустраивается среда за счет организации мест активного действия каждого ребенка совместно с другими (сверстниками, взрослыми),  в разных позициях (например, школьника, артиста, режиссера, спортсмена и т. д.). Социализация как базовый процесс реализуется в коллективных творческих играх и делах, детских проектах, что позволит на основе своих возможностей каждому ребенку включаться в процесс по выработке правил, их использованию и осознанию.

Взаимосвязь между средами  в образовательном пространстве. Каждая среда решает задачи развития и коррекции нарушений в развитии. Организация трех сред обеспечивает зону актуального и ближайшего развития каждому ребенку. Чтобы удерживалось развитие ребенка, в каждой среде, кроме базового процесса, протекают в ней и другие процессы. Например, в среде учения сосуществуют процессы учения (базовый), обучения и социализации (дополнительные), которые обслуживают базовый процесс.

Среды обустроены таким образом (содержательно, предметно, организационно), чтобы они были явлены ребенку как разные.

Обязательным является курс «Введение в школьную жизнь », который  интегрирует  среды обучения и социализации и является условием  вхождения детей в среду учения.

Среды могут быть организованы не только в пространстве школы, но и за ее пределами.

Управление реализацией модели образовательного пространства. Управление обеспечивает анализ имеющихся ресурсов,  привлечение или создание недостающих ресурсов, соорганизацию субъектов образовательного процесса для обустройства мест образования и развития ребенка, мониторинг процесса интеграции, организацию режима занятий.

Основными формами управления образовательным пространством являются рефлексивно-аналитический, программирующий семинары.      

Субъектами выстраивающими образовательное пространство, являются: руководители школы, педагоги, психологи, дефектологи, логопеды, медицинские работники.  Основной  орган, осуществляющий соорганизацию деятельности этих субъектов – психолого-медико-педагогический  консилиум (ПМПК). ПМПК есть место взаимодействия разных специалистов по определению и организации адекватных условий для развития детей в соответствии с их  специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями  в зависимости от состояния их психического и физического здоровья.  

Профессиональное образование специалистов, строящих образовательное пространство, сопровождает  методическая служба, организованная как тьюторство. 

Организация жизни детей осуществляется на основе расписания, в котором  отражается  уклад школьной жизни, а не только перечень  уроков, специальных занятий, внеклассных мероприятий.