В 1999 году начата разработка и реализация проекта «Лаборатория раннего прогноза и предупреждения тяжёлых речевых расстройств», цель которого — профилактика речевых расстройств и восстановление нарушенных функций в раннем возрасте.
В 2003 году на базе лаборатории был открыт «Центр помощи молодой семье». Социальная направленность проекта дополнила образовательный компонент новыми направлениями по развитию ребёнка раннего возраста в соответствии с его индивидуальными особенностями и родительскими запросами. Подобное сотрудничество с семьёй позволило нам сформировать новые формы, новые смыслы взаимодействия, способствовало привлечению родителей в образовательный процесс.
В сочетании со спецификой проекта его основные задачи вытекли из двух направлений:
1. Раннее развитие.
2. Профилактика и предупреждение речевых дефектов в раннем возрасте.
Их реализация продолжается через:
-
занятия для детей в группах:
1). до года;
2). от года до двух лет.
-
праздники для неорганизованных детей (от года до трёх лет)
-
мероприятия по системе «Зелёного коридора» (система мер по адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению)
-
функционирование клуба «Заботливая мама»
Новые направления образовательного компонента:
-
занятия с детьми по авторской образовательной программе «Знакочитайка»
-
организация и проведение курсов повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
На последнем этапе проектирования разработаны новые способы моделирования деятельности, которые позволили оформить следующие модели:
-
инновационной деятельности
-
общественного управления
-
перехода в организацию
Направления экспериментальной деятельности мы представляем в следующих плоскостях:
Первая из них связана с привычными для нас инновациями в области разработок, апробации и распространения педагогического опыта, связанного со спецификой нашей деятельности (раннее развитие и профилактика нарушений речи).
Вторая — разработка моделей, вывела нас на новый уровень проектной деятельности, которая в содержательном плане потребовала формирования новых отношений, как с родителями, так и с другими образовательными и необразовательными учреждениями.