Новая разработка: методология и практика общественно-педагогических экспертиз

21–23 апреля 2003 г. в Красноярске прошла 3-х дневная организационно-деятельностная игра КСО-движения «Развитие образования: методологические и теоретические подходы к решению проблем практики». Руководил игрой Манук Ашотович Мкртчян.

Ее предназначение: • подведение и осмысление итогов теоретических и методологических исследований в команде; • подготовка к общественно-педагогической экспертизе, организуемой в виде конференции;

• исследование форм и способов организации общественно-педагогических экспертиз в виде конференций.

Структура каждого дня была примерно следующей:

9-00 – 9-30 Доклад 1
9-30 – 9-45 Вопросы на понимание и уточнение
9-50 – 10-20 Работа в группах: обсуждение доклада, подготовка выступлений на общее заседание
10-20 – 11-20 Общее заседание: выступления групп, дискуссия по теме доклада
11-20 – 11-45 Кофе-пауза, буфет
11-45 – 12-15 Доклад 2
12-15 – 12-30 Вопросы на понимание и уточнение
12-30 – 13-05 Работа в группах: обсуждение доклада, подготовка выступлений на общее заседание
13-05 – 14-10 Общее заседание: выступления групп, дискуссия по теме доклада
14-10 – 15-00 Обед
15-15 – 15-45 Доклад 3
15-45 – 16-00 Вопросы на понимание
16-00 – 16-30 Работа в группах
16-30 – 18-00 Общее заседание выступления групп
18-00 – 19-00 Ужин
с 19-00 Оргрефлексия

С докладами выступали участники движения, сотрудники лабораторий и центра Красноярского института повышения квалификации: Катыщук С.М., Запятая О.В., Горленко Н.М., Ильина Н.Ф., Минова М.В., Клепец Г.В., Илларионова Т.Ф., Лебединцев В.Б.

Темы докладов были весьма разнообразны. В них обсуждались: место принципов обучения в науке и практике, необходимость выделения в содержании образования нового компонента (общих умений коммуникации), вопросы реструктурирования учебных программ и проблемы создания учительской кооперации и многие другие. Большой интерес вызвал доклад Маргариты Миновой «Методологические основы педагогики понимания».

Однако, несмотря на то, что темы для многих были знакомы, существенную трудность у участников вызвала процедура группового анализа содержания и структуры докладов. На игре одновременно разворачивались и имитировались на самих участниках как процессы понимания содержания через конференциальную форму работы, так и процессы экспертизы достижений движения через встраивание результатов исследований в культурно-историческую рамку. Эта имитация позволяла рефлектировать выбранный способ работы, индивидуальные и групповые способы понимания и выделять образовательные дефициты. Так выделилась особая группа слушателей, которая начала исследовать процессы восприятия текстов и конструировать средства, обеспечивающие качественное «слышание». Очень интересной была работа группы докладчиков, которые, анализируя собственный доклад и доклады своих товарищей, вырабатывали средства и инструментарий выступления, оптимального для восприятия.

Ключевой в работе была группа внешней экспертизы. Ее участниками стали проректоры ИПК и заведующие лабораториями института Г.А. Гуртовенко, С.А. Андреева, И.Б. Зубковская, Г.Н. Блинов. Работа показала, что при проведении экспертизы наряду с внешней необходимо иметь и внутреннюю экспертизу.

Кроме того, была выявлена необходимость методологического сопровождения экспертных работ. Процедура внешней экспертизы не всегда признается и адекватно оценивается теми, кто подвергается экспертизе, если она не охватывается более широкой рефлексивной рамкой, позволяющей выделить методы работы экспертов и основания экспертной оценки.

Этот сбор был первым в нашей истории, где выступали не участники движения, а представители определенной педагогической школы.

Очень значимым для движения стало выступление Г.Н. Блинова. Его оценка состояния КСО-движения позволила осознать важный момент для всех нас. Он был связан с самим мероприятием.

Безусловно, интересной оказалась позиция Геннадия Николаевича и его тезис о том, что движение не развивается, если копирует одного человека. В движении каждый субъект должен иметь свою траекторию. Но вопрос о том, кто мы есть, какова наша история позволил понять, что сейчас приходит время, не скромничая, заявить о становлении новой научной, методологической школы. Любая научная школа, конечно, имеет корни и основоположника. Но принадлежность к школе не дается ни желанием быть вместе со всеми, ни готовностью слушаться наставника. Три фактора обеспечивают эту принадлежность: • знание философии, методологии, теории данной школы; • понимание какой вклад, место в культуре она занимает; в какой области, какими вопросами занимается; в чем ее достижения по отношению к существующему;

• какой внесен собственный вклад в развитие данной школы.

Появление в движении не просто когорты последователей, но учеников, ученых, методологов определенной школы, позволит и самому движению позиционировать себя более широко. Мне представляется, что теперь мы можем говорить о КСО-движении в самом широком смысле, допуская самые разные концептуальные трактовки и практические воплощения. Но, безусловно, выделяется группа людей, для которой важно работать в определенной школе — школе Манука Ашотовича Мкртчяна. Понимая, какую ответственность для них самих это означает.

Может быть, это простое понимание было самым значимым достижением прошедшего сбора КСОшников.