Новый формат

k1-5624129
k2-8121940
k3-5742370

k5-7246631
k6-8834037 
k7-3637829  

Проекты уроков исследовательского жанра

Вопросы содержания образования основной школы (или подростковой школы) актуальны по сей день для современных управленцев образования, педагогов, научных работников. Всем уже ясно, что современная социокультурная ситуация в мире и в России требует перестройки системы образования подростка с целью подготовки его к жизни в ситуации неопределенности, в постоянно меняющихся условиях. Воспроизводство готовых знаний подростком, получаемых от учителя, не позволит ему «быть на коне» в современном обществе, в котором знания постоянно утилизируются за счет появления новых технологий. Задачей основной школы должно стать «оказание помощи подростку в овладении культурными и выработанными им самим способами деятельности, позволяющими ему действовать с ориентацией на другую позицию: позицию другого человека, социума, предметной области». Педагог-практик основной школы должен для себя ответить на вопрос: каким способом он будет решать «поставленную для него жизнью» задачу современного образования подростков. Сама позиция педагога должна кардинально измениться: необходим переход от позиции педагога-транслятора к позиции педагога-исследователя и консультанта учащихся основной школы. Но для этого самому учителю необходимо приобрести опыт исследования, пройти путь овладения способом решения проблем в собственной педагогической деятельности. С этой целью в Лицее № 3 была организована проектно-исследовательская работа с учителями основной школы, руководителями которой стали профессор КрасГУ А. М. Аронов, учитель-консультант Лицея № 3 М. Г. Философ, научный сотрудник Института психологии и педагогики образования г. Красноярска Ю. Г. Юдина. Совместно с учителями на семинарах выявлялись проблемы их педагогической деятельности, обсуждались возможные средства решения данных проблем (методические, практические, теоретические в зависимости от вида затруднения), адекватные способы применения средств в педагогической практике и планируемые результаты реализации способа для учителя и учащихся. Таким образом, в процессе такой семинарской работы сами учителя прошли определенный цикл в собственной педагогической исследовательской деятельности, оформили для себя способ решения проблем, возникающих в педагогической практике. Это позволило им в дальнейшем проектировать подобные учебные ситуации на уроках, в ходе которых учащиеся имели возможность обнаруживать новый способ действия с объектом, определять границы этого способа и открывать его новые возможности. Первичным результатом данной работы с учителями можно считать появление определенной команды учителей основной школы, целью для которых является перестройка способа собственного преподавания в соответствии с задачами современной школы. В данном сборнике мы хотим представить первый совместный продукт работы данной команды учителей и руководителей: проекты уроков исследовательского жанра в 5 классах и описание наблюдений учителей о результатах проведения подобных уроков в соответствии с проектами. В проектировании и проведении уроков исследовательского жанра мы видим одно из возможных направлений реорганизации деятельности педагогов и учащихся основной школы. При этом форма проведения этих уроков не ограничивается жесткими рамками классно-урочной системы. Мы считаем, что более целесообразно их проводить в форме дополнительных к обычным урокам занятий: в форме предметно-исследовательских клубов или «предметных лент» (как в Лицее № 3), на которые учащиеся приходят в соответствии с собственным выбором, при этом выбор может касаться не только предметной области, но и расписания занятий.

Мы думаем, что наш опыт будет интересен управленцам и педагогам основной школы и станет своеобразным «мостом» для проведения совместных семинаров и дискуссий.

Если вас заинтересовал этот сборник, то вы можете обращаться по тел. (3912) 62-43-25

1.10.2003г.