|
Проекты уроков исследовательского жанра Вопросы содержания образования основной школы (или подростковой школы) актуальны по сей день для современных управленцев образования, педагогов, научных работников. Всем уже ясно, что современная социокультурная ситуация в мире и в России требует перестройки системы образования подростка с целью подготовки его к жизни в ситуации неопределенности, в постоянно меняющихся условиях. Воспроизводство готовых знаний подростком, получаемых от учителя, не позволит ему «быть на коне» в современном обществе, в котором знания постоянно утилизируются за счет появления новых технологий. Задачей основной школы должно стать «оказание помощи подростку в овладении культурными и выработанными им самим способами деятельности, позволяющими ему действовать с ориентацией на другую позицию: позицию другого человека, социума, предметной области». Педагог-практик основной школы должен для себя ответить на вопрос: каким способом он будет решать «поставленную для него жизнью» задачу современного образования подростков. Сама позиция педагога должна кардинально измениться: необходим переход от позиции педагога-транслятора к позиции педагога-исследователя и консультанта учащихся основной школы. Но для этого самому учителю необходимо приобрести опыт исследования, пройти путь овладения способом решения проблем в собственной педагогической деятельности. С этой целью в Лицее № 3 была организована проектно-исследовательская работа с учителями основной школы, руководителями которой стали профессор КрасГУ А. М. Аронов, учитель-консультант Лицея № 3 М. Г. Философ, научный сотрудник Института психологии и педагогики образования г. Красноярска Ю. Г. Юдина. Совместно с учителями на семинарах выявлялись проблемы их педагогической деятельности, обсуждались возможные средства решения данных проблем (методические, практические, теоретические в зависимости от вида затруднения), адекватные способы применения средств в педагогической практике и планируемые результаты реализации способа для учителя и учащихся. Таким образом, в процессе такой семинарской работы сами учителя прошли определенный цикл в собственной педагогической исследовательской деятельности, оформили для себя способ решения проблем, возникающих в педагогической практике. Это позволило им в дальнейшем проектировать подобные учебные ситуации на уроках, в ходе которых учащиеся имели возможность обнаруживать новый способ действия с объектом, определять границы этого способа и открывать его новые возможности. Первичным результатом данной работы с учителями можно считать появление определенной команды учителей основной школы, целью для которых является перестройка способа собственного преподавания в соответствии с задачами современной школы. В данном сборнике мы хотим представить первый совместный продукт работы данной команды учителей и руководителей: проекты уроков исследовательского жанра в 5 классах и описание наблюдений учителей о результатах проведения подобных уроков в соответствии с проектами. В проектировании и проведении уроков исследовательского жанра мы видим одно из возможных направлений реорганизации деятельности педагогов и учащихся основной школы. При этом форма проведения этих уроков не ограничивается жесткими рамками классно-урочной системы. Мы считаем, что более целесообразно их проводить в форме дополнительных к обычным урокам занятий: в форме предметно-исследовательских клубов или «предметных лент» (как в Лицее № 3), на которые учащиеся приходят в соответствии с собственным выбором, при этом выбор может касаться не только предметной области, но и расписания занятий. Мы думаем, что наш опыт будет интересен управленцам и педагогам основной школы и станет своеобразным «мостом» для проведения совместных семинаров и дискуссий. Если вас заинтересовал этот сборник, то вы можете обращаться по тел. (3912) 62-43-25 |
1.10.2003г. |