О человеческих основах новой педагогической технологии

Понятие «технология» в педагогической науке известно хоть и давно, но все же актуальным на сегодня остается вопрос: насколько совместимы такие понятия как «педагогика» и «технология»? Не слишком ли механизируется подход к живому человеку?

В подобной постановке вопроса, конечно, есть своя логика. И обусловлена она прежде всего тем, что слово «технология» обычно употребляется в отношении производства неживых продуктов. А тут — формирование живого человека…

Именно о человеческих, духовных основах технологии, которая в современной практике закрепилась как коллективный способ обучения и воспитания (КСО), хотелось бы сказать особо.

Знакомясь впервые с идеями КСО, изложенными в книгах В.К. Дьяченко, я с радостью обнаруживал самое главное — человечность. Именно человечность, на мой взгляд, делает данную педагогическую технологию для многих столь притягательной, а для всех — жизненно необходимой…

Когда кому-то говорят: «Будь человеком!» — чаще всего хотят, чтобы человек занял такую жизненную позицию, при которой он бы никому не навредил, а был бы дружелюбным, отзывчивым, готовым всегда прийти на помощь, честным, справедливым, терпимым. То есть человеческое в человеке измеряется его хорошими, дружескими взаимоотношениями с другими людьми.

Новая педагогическая технология (КСО) тем и отличается выгодно от традиционной (ГСО), что не только провозглашает своей целью воспитание нравственного человека, но и создает человеческие условия, при которых только и возможно нравственное воспитание человека. Весь учебно-воспитательный процесс организуется таким образом, что взаимодействия между всеми участниками учебных занятий формируют как человеческое в каждом человеке, так и здоровый человеческий коллектив.

Когда учебные занятия строятся на основе всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи — разве это не человечно? Ведь люди только потому и живут, что работают сообща, помогая друг другу.

«Если учащиеся в процессе обучения не сотрудничают друг с другом, не помогают друг другу, не приносят никому из соучеников пользы…, то в результате нельзя надеяться получить из выпускников школ людей высоконравственных, наделенных многими добродетелями. Напротив, длительное отсутствие сотрудничества и взаимопомощи чаще всего приводит к негативным последствиям, к нравственному и духовному опустошению». (В.К. Дьяченко «Современная дидактика» с. 63).

Когда в обязанности каждого школьника входит обучение другого тому, чего достиг сам, — разве это не человечно? Ведь только так он и приучается служить другим людям, общему благу, а значит, освобождается от эгоизма — самого страшного человеческого порока.

«…не иждивенческое и не потребительское состояние становится преобладающим у каждого, а, напротив, состояние постоянного и вечного, пожизненного служения людям, обучения и воспитания всех, кто в этом нуждается, активная педагогическая деятельность — вот стержень, вокруг которого формируется личность каждого школьника и студента» (там же, с. 76–77).

Когда каждому дана возможность продвигаться сообразно своим способностям, природным задаткам — разве это не человечно? Ведь только тогда каждый учащийся сможет достигать наивысших результатов в своем развитии, когда темп работы будет определяться его индивидуальными возможностями, а сроки перехода с одной ступени на другую — внутренней готовностью двигаться дальше, когда будет отсутствовать насилие над природой человека.

Когда у каждого появляется возможность общаться не только со своими сверстниками, но и с учащимися более младшими и более старшими — разве это не соответствует нормальному человеческому коллективу? Ведь только разновозрастный коллектив обладает наибольшими производственными, образовательными и воспитательными возможностями. Ученический класс искусственен по своей природе «и в силу однородного состава не может стать коллективом, так как среди сверстников, как правило, нет таких ребят, которые обладали бы авторитетом возраста, жизненного опыта и знаний» (там же, с. 71).

И, наконец, когда разобщенность людей друг с другом, с природой достигла ужасающих размеров и последствий, нет более гуманной цели, чем формирование человека-коллективиста, создание здорового человеческого коллектива. Ведь суть новой педагогической технологии заключается в самом ее названии: «коллективный способ обучения и воспитания». Ключевое слово — «коллективный».

А потому следует осознать это в первую очередь, ибо без осознания человеческих основ КСО все остальное делается просто ненужным. Будем же помнить о главном.