Организуя работу в парах по различным методикам, мы обратили внимание на то, что при изучении нового и повторении ранее изученного теоретического материала совместная работа носит формальный характер. Формализм проявляется в том, что: • партнеры, осуществляя взаимопроверку по усвоению изученного, не замечают ошибок в ответах друг друга. • партнеры не умеют объяснять друг другу ошибки, когда могут отметить их в ответе собеседника.
• учащиеся не умеют рассуждать, доказывать свое мнение.
Анализируя причину неудовлетворительного уровня взаимообучения, мы пришли к выводу, что необходимо формировать у учеников специальные умения и навыки, которые лежат в области пересечения с педагогическими способностями.
Такие предназначения парной работы, как изучение, обучение и контроль могут быть успешно реализованы, на наш взгляд, если педагог осознанно ставит перед собой задачу формирования у учащихся следующих умений: • умение видеть и исправлять ошибку в формулировке правила; • умение правильно подбирать примеры к правилу;
• умение объяснять ошибку в ответе партнера.
Развитие данных умений способствует более прочному усвоению знаний учащимися и ликвидации пробелов. Формирование перечисленных умений возможно осуществлять с использованием методики тренажа в парах постоянного и сменного состава, для проведения которого необходимы специальные карточки. Структура этих карточек такова: • задание в формулировке правила: исправь ошибку; подбери примеры, соответствующие правилу; исправь и объясни ошибку в ответе; • текст, над которым предстоит работать;
• проверочная карточка-ключ, в которой дается правильный ответ и указывается номер параграфа, где содержится справочный материал.
Образцы карточек:
К – 5 Найди ошибку в ответе. Докажи, почему нельзя так сказать. |
В словах здесь, здание, здоровье пишется приставка з, так как она изменяется на письме и стоит перед звонким согласным д. |
К – 5 Карточка-ключ Подумай над содержанием проверочной карточки и подготовься к работе с партнером. |
Во-первых, в словах здесь, здание, здоровье буква з не приставка, а часть корня. Докажем это, подбирая однокоренные слова: Во-вторых, приставка с пишется независимо от произношения. Например: сбежать. (Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. – § 53, с. 64) |
Для тренажных карточек отобраны наиболее типичные ошибки учащихся. Карточки сгруппированы по разделам программы и используются во время изучения соответствующего раздела.
Методики коллективных занятий предполагают, что партнер, выступающий в роли учителя, должен выслушать ответ партнера-ученика, оценить его и помочь разобраться в допущенных ошибках. Без умения проверить понимание темы партнером, объяснить ему изучаемый материал – алгоритм совместной работы будет выполняться учащимися формально. Формируя и развивая эти умения, мы тем самым наполняем реальным содержанием принцип педагогизации, без реализации которого не стоит рассчитывать на эффективный результат взаимообучения во время коллективных учебных занятий.