О формировании в паре умений, необходимых для подготовки пересказа

При организации таких занятий по литературе, цель которых взаимообучение пересказу, перед учителем стоит задача формирования специальных умений учащихся, необходимых для подготовки подробного пересказа и исправления ошибок и недочетов, допущенных в нем. Специфика таких умений заключается в том, что учащиеся не просто готовят пересказ художественного текста, а делают это во взаимообучении, которое предполагает передачу оценочной и контролирующей функций самим учащимся.

Чтобы правильно выделить и сформулировать эти умения (с позиции педагогизации деятельности учащихся при совместной работе в парах) мы поставили перед собой вопросы: 1. Какие требования педагог должен предъявлять к подробному    пересказу ученика? 2. Какие типичные ошибки допускают ученики при подробном пересказе,    поскольку именно эти ошибки обнаруживают отсутствие специальных

    умений выполнять пересказ?

Первое.

• Ученик должен уметь выбирать для подробного пересказа и сохранять  в нем такие события, факты и детали, которые важны для понимания  смыслового содержания текста. • Ученик должен уметь передавать в пересказе художественного текста

  авторский стиль.

Учителю необходимо отрабатывать с учащимися умения, важные в педагогической деятельности: • Умение выделять в тексте главное и второстепенные события,  выбирать необходимое для подробного пересказа. • Умение сохранять в пересказе детали, имеющие значение для  понимания смысла события. • Умение включать в язык пересказа авторские художественные  средства, которые позволяют выдерживать литературный стиль

  пересказа.

Второе.

• При подготовке подробного пересказа ученик допускает типичную  ошибку, суть которой заключается в том, что подробный пересказ он  превращает в заучивание текста наизусть. Значит, владение умением  выбирать главное, несмотря на то, что требуется подробное изложение,  позволит избегать этой ошибки. Ученику, выступающему в совместной  работе с партнером в роли учителя, предстоит оценивать пересказ.  Понятно, что он должен владеть умением видеть и исправлять данную  ошибку. • Существенную роль в пересказе для передачи смысла событий  играют детали. Ученик должен включать их в пересказ, а партнер,  выполняющий обучающую роль, – уметь отмечать отсутствие  необходимых в пересказе деталей и объяснять целесообразность их  использования. • Обучая пересказу с сохранением литературного стиля, педагог  формирует у учеников умение использовать авторские выразительные  средства языка. Оценивая ответ партнера по данному критерию,  ученик-обучающий должен уметь отмечать отсутствие таких средств,

  помогая в совершенствовании пересказа.

Поскольку педагогическая функция складывается из владения предметными умениями и из способности организовать обучение своих воспитанников этим умениям, то в процессе специально организованного тренажа предметных умений в парах сменного состава отрабатываются и педагогические умения.

Тренажные карточки, направленные на формирование конкретного умения, включают подробные правильные ответы, а также приемы, позволяющие помочь партнеру в случае затруднения. Таким образом, карточка-ключ, предназначенная для ученика, выполняющего роль учителя, является одним из средств педагогизации.

Приводим образец карточки, предназначенной для формирования умения включать в язык пересказа авторские художественные средства, которые позволяют выдерживать литературный стиль пересказа.

К – 5 Карточка-задание

На карточке дан невыразительный вариант пересказа отрывка из сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»:

• отметь авторские слова и выражения, которые необходимо включить  в пересказ; • ответь на вопрос: Как включенные в пересказ авторские слова и  выражения меняют его?

• проверь правильность выполнения задания по ключу.

Настя была как курочка. Волосы были золотые. На лице веснушки. Носик глядел вверх.

Митраша был моложе сестры. Ему было 10 лет. Он был маленького роста и очень упрямым. Его называли «мужичок в мешочке». У него тоже были веснушки и как у сестры курносый нос.

К – 5 Карточка-ключ

Ознакомься с содержанием карточки-ключа.

При работе с партнером в случае неполного ответа или, наоборот, чрезмерно точного восстановления текста, предложи ему подумать:

Какие авторские слова и выражения (в описании внешности Насти и Митраши) создают зрительный эффект и подчеркивают симпатии автора к детям?

В подробном пересказе партнера должны быть сохранены такие авторские слова и выражения:

Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые. Только носик был один чистенький и глядел вверх.

Митраше было только 10 лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. Его называли «мужичок в мешочке». Нос его был чистенький и смотрел вверх, как у Насти, а все лицо покрывали золотые веснушки.

В рассуждениях партнера должно найти отражение примерно следующее:

Выделенные в описании внешности Насти и Митраши слова помогают зримо представить героев и выражают симпатии автора к детям.