При организации таких занятий по литературе, цель которых взаимообучение пересказу, перед учителем стоит задача формирования специальных умений учащихся, необходимых для подготовки подробного пересказа и исправления ошибок и недочетов, допущенных в нем. Специфика таких умений заключается в том, что учащиеся не просто готовят пересказ художественного текста, а делают это во взаимообучении, которое предполагает передачу оценочной и контролирующей функций самим учащимся.
Чтобы правильно выделить и сформулировать эти умения (с позиции педагогизации деятельности учащихся при совместной работе в парах) мы поставили перед собой вопросы: 1. Какие требования педагог должен предъявлять к подробному пересказу ученика? 2. Какие типичные ошибки допускают ученики при подробном пересказе, поскольку именно эти ошибки обнаруживают отсутствие специальных
умений выполнять пересказ?
Первое.
• Ученик должен уметь выбирать для подробного пересказа и сохранять в нем такие события, факты и детали, которые важны для понимания смыслового содержания текста. • Ученик должен уметь передавать в пересказе художественного текста
авторский стиль.
Учителю необходимо отрабатывать с учащимися умения, важные в педагогической деятельности: • Умение выделять в тексте главное и второстепенные события, выбирать необходимое для подробного пересказа. • Умение сохранять в пересказе детали, имеющие значение для понимания смысла события. • Умение включать в язык пересказа авторские художественные средства, которые позволяют выдерживать литературный стиль
пересказа.
Второе.
• При подготовке подробного пересказа ученик допускает типичную ошибку, суть которой заключается в том, что подробный пересказ он превращает в заучивание текста наизусть. Значит, владение умением выбирать главное, несмотря на то, что требуется подробное изложение, позволит избегать этой ошибки. Ученику, выступающему в совместной работе с партнером в роли учителя, предстоит оценивать пересказ. Понятно, что он должен владеть умением видеть и исправлять данную ошибку. • Существенную роль в пересказе для передачи смысла событий играют детали. Ученик должен включать их в пересказ, а партнер, выполняющий обучающую роль, – уметь отмечать отсутствие необходимых в пересказе деталей и объяснять целесообразность их использования. • Обучая пересказу с сохранением литературного стиля, педагог формирует у учеников умение использовать авторские выразительные средства языка. Оценивая ответ партнера по данному критерию, ученик-обучающий должен уметь отмечать отсутствие таких средств,
помогая в совершенствовании пересказа.
Поскольку педагогическая функция складывается из владения предметными умениями и из способности организовать обучение своих воспитанников этим умениям, то в процессе специально организованного тренажа предметных умений в парах сменного состава отрабатываются и педагогические умения.
Тренажные карточки, направленные на формирование конкретного умения, включают подробные правильные ответы, а также приемы, позволяющие помочь партнеру в случае затруднения. Таким образом, карточка-ключ, предназначенная для ученика, выполняющего роль учителя, является одним из средств педагогизации.
Приводим образец карточки, предназначенной для формирования умения включать в язык пересказа авторские художественные средства, которые позволяют выдерживать литературный стиль пересказа.
К – 5 Карточка-задание
На карточке дан невыразительный вариант пересказа отрывка из сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»:
• отметь авторские слова и выражения, которые необходимо включить в пересказ; • ответь на вопрос: Как включенные в пересказ авторские слова и выражения меняют его?
• проверь правильность выполнения задания по ключу. |
Настя была как курочка. Волосы были золотые. На лице веснушки. Носик глядел вверх.
Митраша был моложе сестры. Ему было 10 лет. Он был маленького роста и очень упрямым. Его называли «мужичок в мешочке». У него тоже были веснушки и как у сестры курносый нос.
К – 5 Карточка-ключ
Ознакомься с содержанием карточки-ключа.
При работе с партнером в случае неполного ответа или, наоборот, чрезмерно точного восстановления текста, предложи ему подумать:
Какие авторские слова и выражения (в описании внешности Насти и Митраши) создают зрительный эффект и подчеркивают симпатии автора к детям?
В подробном пересказе партнера должны быть сохранены такие авторские слова и выражения:
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые. Только носик был один чистенький и глядел вверх.
Митраше было только 10 лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. Его называли «мужичок в мешочке». Нос его был чистенький и смотрел вверх, как у Насти, а все лицо покрывали золотые веснушки.
В рассуждениях партнера должно найти отражение примерно следующее:
Выделенные в описании внешности Насти и Митраши слова помогают зримо представить героев и выражают симпатии автора к детям.