Школы гуманитарного образования с 15 по 18 ноября 2003 года
Гущина Ирина Анатольевна, руководитель краевого Менеджерского центра развития дополнительного образования детей.
телефон (8-3912) 27-07-27
Школа гуманитарного образования по теме «Геоэкономика и рынки современных профессий», состоявшаяся на базе оздоровительного комплекса «Гренада» 15-18 ноября 2003 г., является образовательным модулем программного направления «Технологии культурной политики» Программы развития системы дополнительного образования края. В составе команды педагоги ВУЗов, тьюторы, эксперты, педагоги – стажёры (16 человек из Мотыгинского, Балахтинского, Богучанского, Нижне-Ингашского, Бирилюсского, Казачинского, Новосёловского, Емельяновского районов, гг.Зеленогорск, Талнах). Всего в сессии приняли участие 110 старшеклассников из 15 районов края. Руководитель Школы – Попов Александр Анатольевич, кандидат философских наук, зав. лабораторией открытого образования и практической антропологии Института образования Сибири РАО.
Основные задачи Школы:
- формирование у старшеклассников современного аналитического (пространственно-процессуального) мышления и представления о гуманитарном устройстве России и её территорий,
- подготовка старшеклассников к свободному ориентированию относительно географических, экономических, управленческих, культурных и человеческих ресурсов России и её регионов,
- актуализация процессов самоопределения старшеклассников в выборе дальнейшей профессиональной карьеры.
Технология вхождения и изучения темы представляет собой образовательное движение старшеклассников от формирования базовых понятий темы (геоэкономика, технологический уклад, кадровая мобильность) к прогнозированию развития ситуации.
Методики Школы:
- Региональная аналитика
- Социально-экономическое прогнозирование
- Страновое картирование
- Социо-культурное сценирование
- Тематическое командообразование
- Проблемное самоопределение.
Программа Школы предполагала экспертные лекции по темам «Технологические уклады и логики пространственной организации страны», «Критерии и принципы организации людей страны», «Сравнение Российских регионов. Выделение исторических прототипов технологических укладов», «Пространственная организация страны: география базовых деятельностей», «Прогнозирование сфер занятости и конструирование принципиальных карт будущей мобильности». Для работы в группах старшеклассники объединились в Комитеты и Комиссии по Пространственному развитию. Детям была предоставлена возможность индивидуальной работы с материалами Интернета, видеотекой, библиотекой, консультационная помощь экспертов сессии. Тематика работы по дням: «Организация людей страны», «Организация территорий и возможности людей страны», «Люди на территории: новые регионы страны», «Индивидуальные стратегии и территории проживания». Ежедневно в Школе работал гуманитарный видеосалон.
Результатом работы сессии стало написание всеми участниками сессии рефлексивных эссе по теме «Современные технологические уклады и перспективная пространственная организация территории моего места проживания».
Из рефлексии участников: — «Школа даёт нам необходимые современные знания из сферы экономики, бизнеса, политики, массмедиа и культуры. Именно то знание, которое необходимо в реальной практической жизни. Занятия построены так, что ,во-первых, всем интересно, а, во-вторых, мы фактически тренируемся в выборе профессии, образа жизни, политических взглядов. После занятий мы освобождаемся от иллюзий и социальных страхов. Уже не страшно сдавать экзамены и поступать в любой ВУЗ, менять работу и место жительства, начинать своё дело».