О сетевом сообществе управленцев общего образования края

Основания

А это смотря как помыслить, с какой точки зрения посмотреть, как масштабировать происходящее, как глубоко понимать, какое будущее строить, на кого из людей опираться, в какого бога верить …

Все (или почти все) знают, что есть управленческо-организационная деятельность, но штука эта не натуральная, «в ощущении (5 органам чувств) не данная» и потому единого понимания, что это такое — нет.

Многие (или почти многие) убеждены, что качество этой деятельности в значительной степени определяет то, как живется и работается «управляемым» людям и то, каково состояние и перспективы «управляемой деятельности» (извините, за «методологизм»).

Вторым фактором, определяющим благосостояние управляемой системы (с включенными «внутрь» людьми) является то, как внешняя социальная среда относится к ней. Но и в этом вопросе многое зависит от того, как управляющая деятельность системы выстраивает внешнюю политику с этой самой средой и как «умеет» ее условия превращать в ресурс управляемой системы.

Есть еще третий фактор благополучия – способность и склонность людей к самоорганизации и соорганизации и те неожиданные синергетические эффекты, возникающие на основе этой способности.

Следовательно (исходя из вышесказанных оснований), ресурс благосостояния и развития деятельности отдельного человека или группы людей (независимо от объемов и масштаба группы) или системы деятельности (выделяемой по какому-либо признаку, например – по территориальному) зависит от качества управленческо-организационной деятельности и различных факторов, провоцирующих синергию в системе.

Это утверждение применимо и по отношению к «общему образованию края». Но если принять это утверждение как соответствующее «порядку вещей», то логично ставить задачу совершенствования управленческо-организационной деятельности.

Заделы

  1. Так уж получилось, что в общем образовании края давно и достаточно последователь-но занимаются вопросом совершенствования управленческо-организационной деятель-ности и изобретением факторов, увеличивающих синергетические возможности систе-мы.

    К числу ключевых достижений в этой части я бы отнес идеи и практики:

    • Программной организации деятельности; • Включенности всех субъектов конкретной деятельности в управление ею; • Сетевых форм взаимодействия и управления; • Пожизненного образования; • Проектного подхода;

    • Общественной составляющей в управлении.

  2. Поступательное и упорное способствование развитию информационно-коммуникатив-ных технологий в общем образовании на основе компьютерных систем.

    На мой взгляд, здесь наиболее значимыми достижениями являются:

    • Идея и практика «сети ресурсных центров»;
    • Сайт «Образование Красноярья».

  3. Опыт разработки и реализации совместных международных проектов, направленных на совершенствование управленческо-организационной деятельности и формирования общественного облика управления образованием: серия проектов под эгидой Британского совета, красноярская часть Мегапроекта фонда Сороса «Развитие образования в России».

  4. «Сетевой университет управления», который рождается как уникальная, инновационная форма соорганизации людей и структур, заинтересованных в управленческом знании и его развитии.

  5. Сложившиеся традиция и механизм общих программирующих сборов управленческого корпуса.

  6. Есть тенденция складывания локальных сетевых сообществ управленцев: в рамках общекраевых проектов, зональные и дружественно-профессиональные объединения.
    Существует естественный процесс соорганизации в целях информирования и политической поддержки друг друга, клубных отношений, взаимообучения.

Откаты

  1. Накапливается «усталость» системы общего образования края и включенных в нее людей, обусловленная долговременным «доневкладыванием» в ее воспроизводство и развитие, пустотой многолетнего бесперспективного федерального реформирования.

  2. В области производства и трансляции «управленческого знания» активно распространяется рыночная идеология, со всеми вытекающими последствиями: упрощение подходов, увеличение доли расходов на «упаковку», сворачивание кооперации в пользу конкуренции и борьбы, потеря самого «управленческого содержания» (поскольку, основным регулятором отношений и фактором благосостояния становится идея «рынка»).

  3. Постепенное возвращение к идеям (тону, духу) централизации и администрирования. Это неотвратимо снижает потенциал образования и ухудшает качество жизни людей в нем, но не приводит к его краху, в отличие от бизнеса. Потому и «проходит».
    Наиболее опасными следствиями (в аспекте нашей темы) этого процесса являются: резкое падение акций идеи «управления», усиление бессодержательной активности, ухудшение качества руководящих кадров, ослабление потребности в управленческом знании, снижение рефлексивности и сворачивание коммуникативных связей на всех уровнях организации общего образования.

Идея предстоящего периода (новый разворот) — формирование сетевого сообщества управленцев общего образования края (самоуправляющейся сети равноправных участников)

Всякое изложение идеи начинается с ответа на вопрос предназначения задуманного и основательного обоснования (культурного, ценностного…) его. Того, что в традиции русской философской мысли замечательно называлось – «оправдание».

Кое-какое оправдание сделано в разделах «Основания», «Заделы» и «Откаты».

К этому можно добавить, что становление «сетевого сообщества управленцев», на мой взгляд, позволит:

  • включиться управленческому корпусу в современную информационно-коммуникатив-
    ную цивилизацию;

  • осознать необходимость освоения и производства управленческих знаний в целях собственного благополучия и благополучия школьных сообществ (это тема «образование – как ключевой фактор изменений к лучшему»);

  • наращивать само-стоятельность (свою и школьного сообщества);

  • активно искать и находить «братьев по разуму» (своих и школьного сообщества) и осуществлять совместные проекты. (Интересным разворотом в части содержания совместных проектов управленцев является идея Д.В.Захаржевского о создании временных «профессиональных управленческих антикризисных групп». Для меня этот ход продолжает идею, которую мы обсуждали осенью 2000 года с М.А.Мкртчяном и С.М.Катыщук. Суть ее в том, что краевому образованию нужно иметь механизм формирования и работы сводных групп, которые могли бы выехать в конкретное место и там «своими руками» сделать то, что нужно было бы, но местные «умельцы от управления» сделать этого не умеют);

  • формировать общее смысловое поле краевого образования. А также общие программные представления и язык. (То, что Чарльз Сэведж описываеи так: «Надо сделать явным для всех (участников сети) блок проспективного видения, который задает контекст (рамку) для всего предприятия»;

  • получить один из механизмов развития управленческого знания, средство его накопления и предоставления потребителям;

  • открыть новые возможности для любого человека (в первую очередь – жителя края) и организации влиять на происходящее в общем образовании края.