О системе работы лаборатории

Инновационная система ТРИЗ-педагогика основана на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданной российским ученым Г.С. Альтшуллером и его научной школой.

ТРИЗ-педагогика решает проблему формирования творчески мыслящих людей, остро стоящую во всем мире.

ТРИЗ-педагогика формирует у учащихся:

  • целостное мировоззрение, основанное на системном и диалектическом мышлении, восприятие мира как совокупности развивающихся систем и себя как активного участника этого развития.
  • активную жизненную позицию, умение видеть в различных объектах, процессах, явлениях противоречия и устранять их.
  • потребность и способность к саморазвитию.
  • Большую Достойную Цель в жизни и качества, необходимые для ее достижения.

ТРИЗ-педагогика существенно повышает мотивацию к учебе и успешность в обучении, помогает формированию экономического и экологического мышления, гражданской позиции. Она делает уроки и внеклассные занятия увлекательным творческим процессом.

ТРИЗ-педагогика — это не только и не столько содержание обучения. Это в первую очередь метод обучения, позволяющий на обычном, стандартном учебном материале показывать диалектические закономерности развития нашего мира, ставить учеников в режим переоткрытия знаний, заменять стандартные задачи на творческие, требующие применения знаний из различных тем и даже различных предметов и этим способствовать их интеграции. Это новый подход к работе внеклассных студий научного, технического, художественного творчества, состоящий в создании новый идей и их реализации. Это основа для новой организации работы ученического самоуправления, когда на основе ТРИЗ решаются проблемы школьной жизни. ТРИЗ-педагогика приводит к созданию учащимися непосредственно на уроках и внеклассных занятиях интеллектуальной собственности, что может стать дополнительным источником средств в школьной экономике.

ТРИЗ-педагогика — не альтернатива, а союзник других инновационных педагогических систем. Она может успешно применяться вместе с развивающим обучением, коллективным способом обучения, системой «Экология и диалектика» и др. Более того, ТРИЗ как универсальный инструмент для решения задач развития различных систем, помогает развивать, совершенствовать эти педагогические инновации.

ТРИЗ-педагогика — это система, применяемая в работе со всеми детьми. Но одновременно она внести существенный вклад в работу с одаренными детьми, позволяя актуализировать одаренность, т.е. переводить молодых людей из состояния потенциальной одаренности в состояние актуальной одаренности.

ТРИЗ-педагогика успешно показала себя в ведущей национальной программе в области молодежной науки и творчества — программе «Шаг в будущее». Она помогает учащимся из Красноярского края ежегодно, начиная с первой Российской конференции «Шаг в будущее» (1994 г.) занимать на них призовые, а часто и первые места, поступать без экзаменов в МГТУ им. Н.Э. Баумана, получать рекомендации к участию в крупнейших международных молодежных научных форумах. К настоящему времени учащимися края подано более 40 заявок на изобретения, сделанные на основе ТРИЗ, получено 8 патентов.

Лаборатория ТРИЗ-педагогики работает в сотрудничестве с Международной Ассоциацией ТРИЗ и Системой «ТРИЗ-ШАНС». получает редкую литературу ведущих педагогов-разработчиков, книги для учителей и учащихся, всю новейшую информацию, издает свои публикации

Лаборатория предназначена для научного и методического обеспечения занятий по инновационной системе ТРИЗ-педагогика в средних общеобразовательных учебных заведениях, учреждениях дополнительного и дошкольного образования, в системе молодежного научного творчества Красноярского края, обучения педагогических кадров по системе ТРИЗ-педагогика.

На договорной основе лаборатория также осуществляет работы по подготовке кадров и применению системы ТРИЗ-педагогика для других регионов, для образовательных учреждений систем начального и среднего профессионального образования, для системы непрерывного образования школа-ВУЗ, проводит занятия с учащимися, выполняющими научные работы, для повышения их творческого уровня.

Лаборатория исследует и разрабатывает методы применения системы ТРИЗ-педагогика на уроках, ведущихся по программам Федерального, регионального и школьного компонентов базисного учебного плана, в специализированных (лицейских, гимназических и др.) классах, на занятиях в учреждениях дополнительного и дошкольного образования, в работе с одаренными детьми (актуализация одаренности), в научных обществах учащихся, в управлении школой и ученическом самоуправлении, в разработке и реализации концепций образовательных учреждений, во создании в образовательных учреждениях интеллектуальной собственности и защите прав на нее.

Лаборатория выполняет следующие виды работ:

  1. Обучение педагогических кадров по двухгодичной программе очно-заочного обучения, включающей изучение основ теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), методов развития творческого воображения (РТВ) и их применений в педагогике, включая классический материал и разработки, выполненные в лаборатории, а также специалистами по ТРИЗ-педагогике в других организациях, с которыми лаборатория сотрудничает.

  2. Обучение педагогических кадров по специализированным программам, согласованным с заказчиками, в том числе в группах педагогов, преподающих одинаковые или близкие предметы.

  3. Руководство выполнением педагогами творческих научных работ, посвященных применению ТРИЗ-педагогики в своей деятельности, прием защит этих работ и итоговая аттестация на их основе, составление отзывов на творческие научные работы, помощь в организации аттестации на более высокие разряды и квалификационные категории на основе этих работ.

  4. Организация открытых уроков на основе системы ТРИЗ-педагогика, создание видеофильмов.

  5. Разработка учебных пособий и методических материалов по применению системы ТРИЗ-педагогика на бумажных и машинных носителях, в том числе для дистанционного обучения.

  6. Помощь образовательным учреждениям в создании и реализации концепций развития, создании и использовании интеллектуальной собственности, участии в краевых, региональных, Российских и международных образовательных программах, создании обучающей среды.

  7. Организация конференций, семинаров и других научных мероприятий по системе ТРИЗ-педагогика, помощь педагогам в подготовке докладов на эти конференции, научных статей для публикации.

  8. Организация краткосрочных учебных мероприятий для школьников (политехнических школ, летних лагерей-школ и др.).

  9. Помощь одаренным учащимся и их научным руководителям в подготовке на высоком творческом уровне научных работ на региональные, Российские и международные конференции, выставки и конкурсы.

  10. Помощь руководителям образовательных учреждений в решении управленческих проблем и организации ученического самоуправления.