реализации Программы развития дополнительного образования»
Гущина Ирина Анатольевна, руководитель краевого Менеджерского центра развития дополнительного образования детей.
телефон (8-3912) 27-07-27
5 ноября 2003 года в краевом Дворце пионеров и школьников прошло совещание руководителей учреждений дополнительного образования.
Основная задача совещания – определить организационно-управленческие механизмы взаимодействия муниципальных учреждений дополнительного образования с краевыми учреждениями и краевым Менеджерским центром по реализации Программы развития «Поколение ХХI: развитие человеческого потенциала». В работе совещания приняли участие специалисты Главного управления образования, краевых учреждений дополнительного образования, краевого Менеджерского центра, члены Экспертного совета Программы, директора учреждений дополнительного образования из 52 территорий края за исключением Новосёловского, Северо-Енисейского, Абанского районов, городов Боготол и Игарка.
Выступление Г.А.Вычужаниной, первого заместителя начальника Главного управления образования администрации края, было выстроено в контексте основных стратегий краевой Программы развития образования до 2006 года и российской Программы модернизации общего образования. Большое внимание Галина Александровна уделила качеству современных трудовых ресурсов. Во всём мире началась интеллектуальная революция, поэтому особенно ценным стало знание нового порядка. По прогнозам экспертов к 2020 году на рынках труда только одна треть будет занята производством, остальной сегмент рынка будет отдан интеллектуальной работе. Современная стратегия конкуренции уступает место стратегии сотрудничества, идеологии корпораций. Это неизменно ведёт к изменению форм организации дополнительного образования и обновлению его содержания. Исходя из таких представлений, в краевой системе образования появляются такие экспериментальные точки как авангардные территориальные образовательные системы, модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования по профилизации старшей школы. Современный мир невозможно представить без информационных технологий, поэтому усилия ГУО направлены на создание образовательной инфраструктуры, обеспечение муниципальных образовательных систем мультимедиа продуктами, создание краевого информационно-аналитического Центра мониторинга управления и результатов образования . Так же Галина Александровна прокомментировала переход учреждений на нормативное финансирование, создание новой системы объективного оценивания ребёнка и отметила большой дефицит всей системы образования края в управленческих кадрах.
Выступление Н.В.Анохиной, начальника отдела развития воспитания и дополнительного образования Главного управления образования администрации края, содержало анализ ситуации в дополнительном образовании края, основные стратегии в рамках Программы развития системы дополнительного образования, результаты реализации Программы «Поколение ХХI: развитие человеческого потенциала». Помимо этого Наталья Викторовна предложила к обсуждению возможные сценарии развития учреждений дополнительного образования в контексте перехода к открытой сфере дополнительного образования.
На совещании руководителями краевых учреждений дополнительного образования была представлена электронная презентация моделей Ресурсных центров краевой системы дополнительного образования. В выступлении руководителя краевого Менеджерского центра, Гущиной Ирины Анатольевны, были озвучены основные направления работы Центра и результаты реализации Программы «Поколение ХХI: развитие человеческого потенциала» за 2002 –2003 учебный год.
В итоге работы членов Экспертного совета и групп программных направлений на общем заседании были выделены четыре уровня позиционеров Программы развития в территориях:
- инициативные педагогические группы
- учреждения дополнительного образования
- соорганизация образовательных учреждений на уровне территориальной системы образования
- более широкая соорганизация всех субъектов дополнительного образования территории с бизнесом, властью и т.д.
В связи с этим можно сделать вывод, что в территориях Программа развития на разных стадиях реализации – от первого знакомства с текстом Программы до создания региональных Менеджерских центров и отработки базовых проектов программы модульным способом. В качестве анализа ситуации принято решение инициировать в ГУО проведение гуманитарной экспедиции в территории края.
Помимо этого экспертами были выделены три типа проблем:
- Как возможно в структуре дополнительного образования с жёстким функционалом запускать проектные вектора.
- Как учреждениям, которые наряду с функционированием занимаются проектной деятельностью, заявлять себя по отношению к другим структурам дополнительного образования. Возможно, ответом на этот вопрос станет развитие сетевых взаимодействий, когда в узлах сети станут Менеджерские центры.
- Необходимо определить в какие программы, помимо Программы развития дополнительного образования могут быть встроены проекты для получения дополнительного финансирования.
В качестве предложения можно рассматривать инициативу по созданию рабочей группы руководителей учреждений дополнительного образования в рамках научно-практической конференции 2004 года.