Обеспечение доступности дошкольного образования в Красноярском крае

Социально-экономические преобразования в Российской Федерации оказали существенное влияние на систему дошкольного образования, в том числе и в нашем регионе. С начала 90-х годов в системе дошкольного образования преобладали следующие тенденции: закрытие и передача ведомственных дошкольных учреждений в муниципалитеты, вследствие этого сокращение сети дошкольных учреждений, повышение родительской платы за содержание ребенка в ДОУ. Все это привело к снижению количества детей охваченных дошкольным образованием.

Динамика изменения сети ДОУ края

  1991 год 2003 год
Всего ДОУ 1958 922
Из них: муниципальных ДОУ 712 888
Ведомственных ДОУ 1246 34
Всего количество детей посещающих ДОУ 192140 80525
Из них: количество детей, посещающих муниципальные ДОУ 59555 75220
Количество детей, посещающих ведомственные ДОУ 132585 5305
Охват детей дошкольным образованием % 75% 59.7%

Таким образом возникла ситуация неравных стартовых условий при поступлении детей в школу из детского сада и семьи. Эта проблема в крае стала решаться путем открытия групп кратковременного пребывания.

  2000 год 2002 год
Количество групп кратковременного пребывания 300 606
Количество детей посещающих группы кратковременного пребывания 3347 6503

Группы функционируют на базе имеющихся в территориях образовательных учреждений, учреждений социальной защиты, культуры.

2002 год
На базе ДОУ На базе школы На базе учр.доп. образ.
Кол-во групп Кол-во детей Кол-во групп Кол-во детей Кол-во групп Кол-во детей
78 674 439 4744 89 1035

Разнообразен профиль групп кратковременного пребывания: адаптационные для детей раннего возраста, физкультурно-оздоровительные, реабилитационные для детей-инвалидов, развития и подготовки детей к школе.

Развитие новых форм дошкольного образования осуществляется в соответствии с нормативно-инструктивными документами: • Письмо МО РФ «О подготовке детей к школе» №990\14-15 от 22.07.97г. • Письмо МО РФ «Об организации в ДОУ групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» №129/23-16 от 29.06.99г. • Приказ Главного управления образования администрации края «Об организации подготовки к школе детей, не посещающих дошкольные учреждения» №233 от 11.10.99г.

• Примерное положение, разработанное Главным управлением образования администрации края «О группах кратковременного пребывания, создаваемых на базе ДОУ, школ, учреждений дополнительного образования» №374 от21.02.01г.

Для организации и функционирования групп кратковременного пребывания создается нормативно-правовая база и на муниципальном уровне, например: постановление администрации Краснотуранского района «Об организации групп кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольные учреждения» №339-п от 28.02.02г.; приказ Главного управления образования г.Красноярска «О группах кратковременного пребывания детей в муниципальных ДОУ» №174\п от 18.05.01г.; должностные обязанности воспитателя разновозрастной группы кратковременного пребывания Арийской школы, Емельяновского района и др.

При внедрении новых форм дошкольного образования в крае возникло много проблем, поиск решений проходил в проектной деятельности. Красноярским педагогическим колледжом №2 при поддержке Главного управления образования администрации края был реализован проект «Обеспечение доступности дошкольного образования в Красноярском крае» ( на примере Назаровского района и г Заозерного)

Основными эффектами в реализации проекта можно считать следующие:

За период реализации проекта (июнь2002-апрель2003г.г.) прирост количества детей, получающих дошкольное образование, составил от 20 до 26%

Внедрены вариативные формы организации дошкольного образования: • группы подготовки к школе при малокомплектных школах, домах культуры и клубах; • группа подготовки к обучению в школе детей-инвалидов (на базе социально-реабилита-  ционного центра в г. Заозерном); • адаптационные группы для детей раннего возраста;

Открыта новая для практики дошкольного образования форма организации дошкольного образования: филиалы муниципальных ДОУ в сельской местности (Назаровский район)

Расширена сеть дополнительного образования для детей дошкольного возраста: • за счет клуба семейного чтения; • группы «Радуга» при Центре детского творчества; • отделения дошкольного образования Народного университета.

Сформированы фокус-группы на основе социального партнерства для продвижения проекта по обеспечению доступности дошкольного образования на территориях Назаровского района и г. Заозерного.

Положительная динамика в обеспечении доступности получена за счет активизации деятельности субъектов, прямо или косвенно заинтересованных в решении проблемы: администрации муниципалитетов, сельсоветов, управления образования, социальной службы, отдела культуры, комиссии по делам несовершеннолетних, представителей системы дошкольного и школьного образования, здравоохранения, депутатской комиссии по проблемам образования, родительской общественности, предпринимателей.

Фактором, определяющим изменения в деятельности субъектов, стало их участие в аналитико-проектировочных семинарах, организованных разработчиками проекта.

Новые формы работы ДОУ требуют и новых подходов к подготовке и повышению квалификации педагогических кадров. Для решения кадровой проблемы в Красноярском педагогическом колледже№2 для студентов организованна педагогическая мастерская, а для практических работников модуль повышения квалификации «Вариативные формы дошкольного образования». В Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования проводятся курсы повышения квалификации для учителей начальной школы и педагогов ДОУ, работающих в группах кратковременного пребывания.

Для дальнейшего становления вариативных форм дошкольного образования в крае продолжается разработка пакета нормативно-правовых документов (примерные штаты групп кратковременного пребывания, методика расчета родительской платы за содержание ребенка в группе кратковременного пребывания и др.). В апреле 2004г. планируется проведение краевых слушаний «Развитие экономически целесообразных форм дошкольного образования».