Социально-экономические преобразования в Российской Федерации оказали существенное влияние на систему дошкольного образования, в том числе и в нашем регионе. С начала 90-х годов в системе дошкольного образования преобладали следующие тенденции: закрытие и передача ведомственных дошкольных учреждений в муниципалитеты, вследствие этого сокращение сети дошкольных учреждений, повышение родительской платы за содержание ребенка в ДОУ. Все это привело к снижению количества детей охваченных дошкольным образованием.
Динамика изменения сети ДОУ края
1991 год | 2003 год | |
Всего ДОУ | 1958 | 922 |
Из них: муниципальных ДОУ | 712 | 888 |
Ведомственных ДОУ | 1246 | 34 |
Всего количество детей посещающих ДОУ | 192140 | 80525 |
Из них: количество детей, посещающих муниципальные ДОУ | 59555 | 75220 |
Количество детей, посещающих ведомственные ДОУ | 132585 | 5305 |
Охват детей дошкольным образованием % | 75% | 59.7% |
Таким образом возникла ситуация неравных стартовых условий при поступлении детей в школу из детского сада и семьи. Эта проблема в крае стала решаться путем открытия групп кратковременного пребывания.
2000 год | 2002 год | |
Количество групп кратковременного пребывания | 300 | 606 |
Количество детей посещающих группы кратковременного пребывания | 3347 | 6503 |
Группы функционируют на базе имеющихся в территориях образовательных учреждений, учреждений социальной защиты, культуры.
2002 год | |||||
На базе ДОУ | На базе школы | На базе учр.доп. образ. | |||
Кол-во групп | Кол-во детей | Кол-во групп | Кол-во детей | Кол-во групп | Кол-во детей |
78 | 674 | 439 | 4744 | 89 | 1035 |
Разнообразен профиль групп кратковременного пребывания: адаптационные для детей раннего возраста, физкультурно-оздоровительные, реабилитационные для детей-инвалидов, развития и подготовки детей к школе.
Развитие новых форм дошкольного образования осуществляется в соответствии с нормативно-инструктивными документами: • Письмо МО РФ «О подготовке детей к школе» №990\14-15 от 22.07.97г. • Письмо МО РФ «Об организации в ДОУ групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» №129/23-16 от 29.06.99г. • Приказ Главного управления образования администрации края «Об организации подготовки к школе детей, не посещающих дошкольные учреждения» №233 от 11.10.99г.
• Примерное положение, разработанное Главным управлением образования администрации края «О группах кратковременного пребывания, создаваемых на базе ДОУ, школ, учреждений дополнительного образования» №374 от21.02.01г.
Для организации и функционирования групп кратковременного пребывания создается нормативно-правовая база и на муниципальном уровне, например: постановление администрации Краснотуранского района «Об организации групп кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольные учреждения» №339-п от 28.02.02г.; приказ Главного управления образования г.Красноярска «О группах кратковременного пребывания детей в муниципальных ДОУ» №174\п от 18.05.01г.; должностные обязанности воспитателя разновозрастной группы кратковременного пребывания Арийской школы, Емельяновского района и др.
При внедрении новых форм дошкольного образования в крае возникло много проблем, поиск решений проходил в проектной деятельности. Красноярским педагогическим колледжом №2 при поддержке Главного управления образования администрации края был реализован проект «Обеспечение доступности дошкольного образования в Красноярском крае» ( на примере Назаровского района и г Заозерного)
Основными эффектами в реализации проекта можно считать следующие:
За период реализации проекта (июнь2002-апрель2003г.г.) прирост количества детей, получающих дошкольное образование, составил от 20 до 26%
Внедрены вариативные формы организации дошкольного образования: • группы подготовки к школе при малокомплектных школах, домах культуры и клубах; • группа подготовки к обучению в школе детей-инвалидов (на базе социально-реабилита- ционного центра в г. Заозерном); • адаптационные группы для детей раннего возраста;
Открыта новая для практики дошкольного образования форма организации дошкольного образования: филиалы муниципальных ДОУ в сельской местности (Назаровский район)
Расширена сеть дополнительного образования для детей дошкольного возраста: • за счет клуба семейного чтения; • группы «Радуга» при Центре детского творчества; • отделения дошкольного образования Народного университета.
Сформированы фокус-группы на основе социального партнерства для продвижения проекта по обеспечению доступности дошкольного образования на территориях Назаровского района и г. Заозерного.
Положительная динамика в обеспечении доступности получена за счет активизации деятельности субъектов, прямо или косвенно заинтересованных в решении проблемы: администрации муниципалитетов, сельсоветов, управления образования, социальной службы, отдела культуры, комиссии по делам несовершеннолетних, представителей системы дошкольного и школьного образования, здравоохранения, депутатской комиссии по проблемам образования, родительской общественности, предпринимателей.
Фактором, определяющим изменения в деятельности субъектов, стало их участие в аналитико-проектировочных семинарах, организованных разработчиками проекта.
Новые формы работы ДОУ требуют и новых подходов к подготовке и повышению квалификации педагогических кадров. Для решения кадровой проблемы в Красноярском педагогическом колледже№2 для студентов организованна педагогическая мастерская, а для практических работников модуль повышения квалификации «Вариативные формы дошкольного образования». В Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования проводятся курсы повышения квалификации для учителей начальной школы и педагогов ДОУ, работающих в группах кратковременного пребывания.
Для дальнейшего становления вариативных форм дошкольного образования в крае продолжается разработка пакета нормативно-правовых документов (примерные штаты групп кратковременного пребывания, методика расчета родительской платы за содержание ребенка в группе кратковременного пребывания и др.). В апреле 2004г. планируется проведение краевых слушаний «Развитие экономически целесообразных форм дошкольного образования».