Экологический кризис, воздействие на генофонд человека таких болезней, как рак, СПИД и другие создают реальную опасность ослабления жизнестойкости человечества, опасность его вырождения. Для предотвращения этой опасности необходимо изменение способа мышления, без чего не будет эффективным само практическое действие, поскольку образ мыслей определяет образ жизни людей.
Валеологическое образование призвано сформировать целостность мировоззрения как феномена духовной жизни человека, предопределенную в конечном счете единственностью жизни и обреченностью человека прожить ее и только ее.
Отношение, сложившееся в нашем обществе, к своему физическому и духовному здоровью следует рассматривать как следствие презрительного отношения к познанию сущности разума.
Сознательное, осмысленное усвоение знаний обеспечивается реализацией принципа целесообразности через диалектику идей, через обагащение содержания валеологического образования законами диалектики.
Сущность всякой науки составляет система понятий, а, по Гегелю, существенным моментом понятия является мышленрие противоречия. Противоречием очерчивается вся сфера любой предметной деятельности. Поэтому важно в преподавании любого предмета выявить его основное противоречие, фиксируя тем самым не только границы его качественной определенности, но и внутреннюю природу этого качества. Сущность вещей и отражение ее в мыслях есть область диалектических противоречий. Выразить определенную сущность вещей – значит постигнуть вещи в их внутренних противоречиях, ибо противоречия – источник развития вещей.
Диалектическое рассмотрение учебного материала естественным образом порождает интерес учащихся, и как следствие возникает единство целеполагания ученика и учителя, которое выступает веским гарантом осмысленного усвоения материала.
На основе выявления и разрешения противоречий синапса и гемоглобина учащиеся сами выводят вред наркотиков и галлюциногенов; осознание противоречий, с одной стороны, структуры капилляров, а, с другой, — холестерина приводит учащихся к убеждению умеренного употребления жирной пищи; через противоречия гомеостаза выводится знание о систематическом характере физических упражнений; выявление противоречий физиологической и психологической сущности двух полов людей служит основой формирования нравственного характера межличностных отношений и т.д.
Преобразованное сознание способно охватить феномен жизни и причастность человека к бытию, познанию этого феномена и достигнуть гармонии с собой, с обществом, с природой.