Обобщающий урок по теме млекопитающие

Цель:

 1.Повторить и систематизировать знания  о строении, жизнедеятельности и  

    многообразии млекопитающих, о взаимоотношении со средой обитания, о роли зверей 

    в жизни человека.

 2.Усовершенствовать умения распознавать изученных животных по признакам.

 3.Научиться анализировать ответы участников команды, работать коллективно

    (в группах) и делать выводы

Условия игры:

Урок  проводится по принципу  телевикторины  «Счастливый  случай». Игре предшествует  разминка, затем несколько геймов. ( 2 – 3 команды) по 5 участников в каждой, болельщики.

Задачи участников игры:

            1) 2 – 3 команды соревнуются в знаниях  в течении всех геймов.

            2)  Болельщики  и все присутствующие участвуют в разминке  и  отвечают на вопросы в случае, если команды затрудняются ответить.

            3)  Группа консультантов анализирует ответы всех участников, формулирует выводы.

            4)  Ассистенты  ведут подсчет баллов, оглашают результаты и помогают ведущему.

Разминка:

Назовите отряд или семейство (если знаете, к которому относится данное животное).

За каждый правильный ответ – 1 балл.

      1.      Горилла Отряд: Приматы

2.      Лошадь Отряд: Непарнокопытные

3.      Альбатрос Класс: Птицы

4.      Суслик Отряд: Грызуны

5.      Крот Отряд: Насекомоядные

6.      Ехидна Отряд: Яйцекладущие(первозвери)

7.      Заяц – беляк Отряд: Зайцеобразные

8.      Слон Отряд: Хоботные

9.      Кенгуру Отряд: Сумчатые

10. Бегемот Отряд: Непарнокопытные (нежвачные)

11. Лось Отряд: Парнокопытное (жвачное)

12. Лангуст Тип: Членистоногие

13. Еж Отряд: Насекомоядные

14. Крокодил Класс: Пресмыкающиеся

15. Медведь Отряд: Хищные, Семейство: Медвежьи

16. Носорог Отряд: Непарнокопытные (нежвачные)

17. Тигр Отряд: Хищные, Семейство: Кошачьи

18. Росомаха Отряд: Хищные, Семейство: Куньи

19. Дельфин Отряд: Ластоногие, Зубатый кит

20. Саламандра Класс: Земноводные, Отряд: Хвостатые

21. Верблюд Отряд: Мозоленогие

22. Морж Отряд: Ластоногие

23. Коала Отряд: Сумчатые

24. Зебра Отряд: Непарнокопытные (жвачные)

Геймы:
1 гейм : «Круг знаний».

Все вопросы обсуждаются одну минуту и лишь на блиц-вопросы одна минута равна трем вопросам (по 20 секунд на каждый)

Вопросы:

            1) Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащенно   

дышала, высунув язык. Что с ней случилось? (На теле собаки почти нет потовых желез, поэтому в жаркие дни охлаждение организма достигается испарением воды с поверхности языка и дыхательных путей)

            2) Какое значение для животных имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов, моржей? (Волосяной покров защищает млекопитающих от ушиба и холода, у китов и моржей развит толстый слой подкожного жира, который заменяет им волосяной покров)

            3) Отряд яйцекладущих иногда называют однопроходные или первозвери. Назовите представителей отряда и поясните, почему все 3 названия верны? (Представители: утконос, ехидна. Однопроходные, потому что имеют клоаку. Первозвери, т.к. примитивные. Яйцекладущие, т.к  размножаются откладыванием яиц)

            4) Чем питание кабана отличается от питания  лося? К какому отряду относятся эти звери? (Кабан – нежвачное парнокопытное, питается разнообразной пищей. Лось – жвачное парнокопытное, питается исключительно растительной пищей)

            5)  В название каких двух отрядов есть слово «первые». И почему они первые? (Первозвери – первые примитивные, приматы – первые высокоорганизованные)

      6) Местные жители Алтая утверждают, что животное сочетает в себе качества различных домашних животных; как корова дает молоко; с него стригут шерсть, как с овцы; хвост у него лошадиный, а хрюкает как свинья. О ком идет речь? (Як, из отряда парнокопытных)

      7) Многие  века короткое название этого животного звучало, как сигнал тревоги. Его называли – бирюк, серый помещик. С ним связывают мрачные народные поверья, его именем названы многие  ядовитые растения  и т.д.. О ком идет речь? (Волк)

Блиц – вопросы:

1) Молодые оленьи рога? (Панты)

            2) Почему у двухметровой кенгуру детеныши рождаются двухсантиметровые? (Не донашивается, т.к. нет плаценты)

            3) Самое маленькое млекопитающее в мире и России? (Малая бурозубка)

            4) Как называют процесс  внутриутробного развития зародыша у млекопитающих? (Беременность)

            5) Выбросы земли из подземных нор крота? (Кротовина)

            6) Летучая мышь, обитающая в нашей стране и занесена в Красную книгу? (Гигантская вечерница)

            7) Целебный напиток из кобыльего молока? (Кумыс)

            8) Детеныш тюленя? (Белек)

            9) Ископаемые предки млекопитающих? (Зверозубые ящеры)

2 гейм: «Поразмыслим не спеша»

(для болельщиков)

 1 вопрос – три варианта ответа, выбери один правильный и поясни его.

      За каждый правильный ответ балл соответствующей команде.

1. Почему суслику не спится?

а) боится замерзнуть;

б) о лете вспоминает;

в) стережет свои запасы.

2. У кого когти самые сильные?

а) медведя;

б) муравьеда;

в) льва.

3. Почему тюлененок растет «как на дрожжах»?

а) много спит;

б) хорошо ест;

в) мало двигается.

4. Зачем зайцу большие уши?

а) чтобы лучше слышать;

б) чтобы не перегреться;

в)  для торможения на поворотах.

5. Названия, каких животных состоят из 2 букв?

а) таких нет;

б) у многих животных;

в) они очень редки.

6. Зачем звери раны зализывают?

а) чтобы быстрее зажили;

б) просто от боли;

в) с гигиенической цели.

7. Кто самый большой и самый маленький из млекопитающих?

а) слон и мышь малютка;

б) кит и бурозубка;

в) жираф и летучая мышь.

8. Кто прыгает выше всех и дальше всех?

а) копытные;

б) кошачьи;

в) собачьи.

9. Кто из млекопитающих самый быстрый?

а) олень;

б) дельфин;

в) гепард.

10. Для чего дельфины плачут?

а) для нервной разрядки;

б) для защиты глаз от повреждений;

в) для удаления избытка влаги.

11. Что означает зевок гамадрила?

а) желание поспать;

б) желание поесть;

в) желание подраться.

12. За что обезьяну «носачём» дразнят?

а) за вынюхивание;

б) за подслушивание;

в) за большой нос.

Правильные ответы:

1.А; 2.Б; 3.Б; 4.Б; 5.В; 6.А; 7.Б; 8.А; 9.В; 10.Б; 11.В; 12.В.

 3 гейм: « Ты – мне, я – тебе.

Каждая команда задает, заранее подготовленные вопросы или загадки друг другу.

За правильный ответ – 2 балла.

4 гейм: « Устами младенца».

Каждой команде предстоит ответить на казалось бы, простые вопросы, но с точки зрения биологии (1 балл).

Вопросы:

1) В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так прозвали? (Глаза у зайца выпуклые и находятся по бокам головы, что дает ему обозрение на 360°. Благодаря этому зайцы спасаются от погони)

            2) Почему у сайгака горбатый нос? (Сайгак – степное животное, передвигающееся с большой скоростью. Когда бежит стадо сайгаков, то в воздухе стоят клубы пыли. Горбатый нос сайгака с длинными извилистыми проходами препятствует попадению пыли в легкие и охлаждает горячий воздух)

            3) В сказке «Конек – горбунок» есть фраза «Чудо – юдо, рыба – кит». Что не верно в этой фразе? (Кит не рыба, а млекопитающее)

            4) У моей бабушки в деревне есть корова. Она пасется на лугу и дает молоко. А правда, что есть морские коровы? (Морская или стеллерова корова, которая существовала до 1767 года, пока её не истребили из-за вкусного мяса)

            5) О ком говорят: «Трудится, не открывая глаз и не покладая рук»? (Крот. Длинной 10-15см и весом до 100 грамм за 1 год выносит на поверхность до 10 тонн земли)

            6) А как дорожку к дому барсука найти? (Страшный «чистоплюй» этот барсук. Мусора в доме не держит. А как проснется весной так порядок наводит, старые листь выносит подальше от дома, только от них остается дорожка)

             7) В чем это свинья спаниелю конкурент? (Долгое время спаниелю в поисках наркотиков не было конкурентов, но недавно на службе в полиции этому делу стали обучать свиней. Они делают это быстрее и устают меньше чем собаки)

5 гейм: «Дальше, дальше, дальше…» 

По очереди каждая команда отвечает на вопрос, если команда не знает ответа, то право ответить предоставляется другой команде, первой, поднявшей руку.

1.      Сумчатое яйцекладущее (Ехидна)

2.      Главный признак млекопитающих. (Вскармливание детенышей молоком)

3.      Другое название беззубых китов. (Усатые)

4.      Черный барс. (Пума)

5.      Кто относится к отряду мозоленогих. (Верблюды, ламы)

6.      Перечислите человекообразных обезьян. (Горилла, гиббон, орангутанг, шимпанзе)

7.      Домашнее зайцеобразное. (Кролик)

8.      Почему у грызунов резцы стираются от грубой растительной пищи, но не уменьшаются.(Они постоянно растут)

9.      Бактерицидное вещество, входящее в состав слюны собаки и заживляющее раны. (Лизоцим)

10.  Чем лев отличается от львицы. (Гривой)

11.  Самый многочисленный отряд млекопитающих. ( Грызуны)

12.  Группа волков, во главе которой стоит старый вожак. (Стая)

13.  Самое крупное млекопитающее. (Синий кит)

14.  Имя какого ученого носит дикая лошадь, которая сохранилась только в неволе. (Лошадь Пржевальского (Ученый Н. М. Пржевальский))

15.  Как иначе называют бегемота. (Гиппопотам)

16.  Сколько шейных позвонков у жирафа. (Семь)

17.  Самый высокоорганизованный отряд. (Приматы)

18.  Звуки, не воспринимаемые человеческим ухом. (Ультразвук)  

19.  Летучие мыши, питающиеся кровью теплокровных животных. (Вампиры)

20.  Мышевидный грызун, на кончике хвоста имеющий роговые чешуйки. (Крыса)

21.  Способ ориентации летучих мышей в пространстве. (Эхолокация)

22.  У кого длиннее кишечник: у овцы или собаки. (У овец(баран))

23.  Какой палец наиболее развит у лошадей. (Средний, третий)

24.  У хищных — когти, у копытных – копыта, а у приматов… (Ногти)

25.  Нежвачное дикое парнокопытное. (Кабан )

26.  Единственный дикий вид непарнокопытных жвачных в России. (Кулан)

27.  Мышечная перегородка, разделяющая грудную полость от брюшной, участвующая в дыхании. (Диафрагма)

28.  Самый высокоорганизованный примат. (Человек)

29.  Самый маленький хищник. (Ласка)

30.  Самый крупный хищник. (Белый медведь)

31.  Каких зубов нет у грызунов. (Клыков)

32.  Дикая полосатая лошадь. (Зебра)

33.  Сумчатый медведь. (Коала)

34.  Самое скоростное млекопитающее. (Гепард)

35.  Безволосое ластоногое млекопитающее с длинными клыками. (Моржи)

36.  Чем самцы оленей внешне отличаются от самок. (Рогами)

37.  Вымершие млекопитающие из отряда хоботных. (Мамонты)

6 гейм: «Живые синонимы».

Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, и дополните свой ответ справа от вопросов.

А) Черты характера и чувства человека.

1. смелый, как

2. трудолюбивый, как

3. беспечный, как

4. злой, как

5. коварная, как

6. верный, как

7. хитрый, как

8. упрямый, как

9. слабый, как

10. могучий, как

11. скользкий, как

12. тихий, как

13. одинокий, как

14. запасливый, как

15. глупый, как

16. мудрый, как

17. хищный, как

18. сильный, как

19. выносливый, как

20. холодный, как

21. привязчивый, как

22. спокойный, как

23. надутый, как

24. толстокожий, как

25. зубастый, как

26. легкомысленная, как

27. верность

28. любовь

Б) Внешний вид, облик человека.

1. гримасничающий, как

2. голодный, как

3. красивый, как

4. грязный, как

5. «мокрый», как

6. вонючий, как

7. колючий, как

8. бородатый, как

9. худая, как

10. толстый, как

11. стройная, как

12. толстощекий, как

13. косолапый, как

14. длинноногий, как

15. желторотый, как

16. пучеглазый, как

17. маленькие глазки, как у

18. взгляд зоркий, как

19. шея нежная(чья)

В) Особенности движения человека.

1. мчаться, как

2. быстрый, как

3. порхать, как

4. тащиться, как

5. топать, как

6. переваливаться, как

7. прыгать, как

8. ломиться, как

9. копошиться, как

10. упираться, как

11. идти плавно, как

12. плавать, как

13. копаться в земле, как

Г) Особенности разговора человека.

1. трещать, как

2. пищать, как

3. бормотать, как

4. щебетать, как

5. ворковать, как

6. реветь, как

7. шипеть, как

8. выть, как

9. накаркать, как

10. мычать, как

11. визжать, как

12. плевать, как

Д) И даже цвет и окраску предметов.

1. серый, как

2. зеленый, как

3. желтый, как

4. белая, как

5. полосатый, как

Ответы на вопросы 5 гейма «Живые синонимы»

А) Черты характера и чувства человека.

смелый, как                          лев

трудолюбивый, как               крот (муравей, пчела)

беспечный, как                     стрекоза

злой, как                               собака

коварная, злая, как                змея (кобра)

верный, преданный, как        собака

хитрый, как                           лиса

упрямый, как                        баран (осел, бык, козел)

кровожадный, как                 шакал (волк)

трусливый, как                     заяц

ничтожный, как                    вошь

слабый, беззащитный, как    мышонок

могучий, как                        орел

скользкий, как                      угорь (слизень)

тихий, как                            мышь

вольный, как                        птица

мягкотелый,

бесформенный,   как            амеба

одинокий, как                      рак-отшельник

запасливый,

хозяйственный,   как            белка

глупый, как                          утка

мудрый, как                         ворон

хищный, как                        акула  (акула, или перкализма)

вороватый, как                     сорока

изворотливый, как               червяк

сильный, как                        буйвол

выносливый, как                  лошадь

холодный, как                      лягушка

привязчивый, как                 пиявка

важный, спокойный, как      гусь

важный, надутый, как          индюк

влюбчивый(вая), как            кот (кошка)

 толстокожий

(«непробиваемый»), как       носорог

зубастый, как                       щука (крокодил)

легкомысленный, легкого

поведения,   «крутящий

хвостом», как                       трясогузка

верность                               лебединая

любовь и нежность               голубиная

Б) Внешний вид, облик человека.

гримасничающий, как          обезьяна

голодный, как                       волк

красивый (ярко,

вызывающе одетый), как      павлин

грязный, неряшливый, как   поросенок

«мокрый»

(беспомощный),   как           курица («мокрая курица»)

вонючий (дурно

пахнущий),  как                   хорь (скунс)

колючий (небритый), как     еж

бородатый, как                     козел

худая, как                             выдра

тощий, как                            глиста

толстая, добрая (мамаша)    гусыня

 толстый, добрый

(отец семейства)                  гусак

стройная, тонкая, как          стерлядка

гладкий (упитанный), как   налим

толстощекий, как                хомяк

косолапый, как                    медведь

длинноногий, как                цапля желторотый

(о подростке),  как               птенец  (цыпленок)

большеглазый, как              филин

пучеглазый (глаза

навыкате),  как                      рак

глазки маленькие, как у       свиньи

взгляд хищный, как у          ястреба

взгляд зоркий, как у            сокола

нос с горбинкой                   орлиный

нос приплюснутый              утиный

 шея крепкая (могучая,

неохватная), как у                борова (быка)

шея нежная, белая               лебединая

В) Особенности движения человека.

мчаться, как                          олень

быстрый, как                        олень

быстрая, как                          лань

порхать, как                          бабочка (мотылек)

тащиться, ползти, как           муха (черепаха)

топать, как                             слон

переваливаться, как             медведь

прыгать, скакать, как           блоха (кузечик)

 ломиться (идти

напролом),  как                      лось

скользить

(переступать),   как               змея

пятиться, как                          рак

упираться, как                       осел (козел)

 выступать (величаво), как   павлин («будто пава»)

плыть (идти плавно)             лебедушкой

плавать, как                           рыба (быть «как рыба в воде»)

копаться в земле, как            крот

Г) Особенности разговора человека.

трещать, болтать, как            сорока

пищать, как                            комар

бормотать, как                       тетерев

щебетать, весело

переговариваться, как           воробей (птичка)

ворковать, как                        голубь

реветь, как                              медведь (медведем)

шипеть, как                            змея

выть, как                                 волк (волком)

 накаркать (накликать

беду),  как                               ворона

мычать (говорить

невнятно),   как                      корова

долбить (говорить одно

и тоже),  как                           дятел

визжать (кричать

истерически),   как                поросенок (резаный)

плеваться (при

разговоре),  как                      верблюд

Д) И даже цвет и окраску предметов.

серый, как                              мышь

зеленый, как                         кузнечик

желтый, как                          цыпленок

белая, как                             чайка (лебедь)

полосатый, как                     зебра

Подведение итогов соревнования. Оглашение результатов жюри. Оценка за урок обсуждается в команде, её соответствие согласуется с учителем и выставляется. Если возможно, то команды награждаются. Наиболее активные болельщики тоже оцениваются.