Обоснование выбора конкурсной номинации

Обоснование выбора конкурсной номинации

dolg-4011526учитель истории и обществознания

гимназии № 1 г. Красноярска

Главными определяющими критериями данных номинаций (для работы учителя), по моему мнению, является

  1. Приобщение школьников к инновационной, исследовательской работе.
  2. Передача школьникам особых умений, связанных с исследовательскими операциями.
  3. Создание условий для понимания школьниками особенностей гуманитарного, исторического исследования.
  4. Использование в педагогической практике инновационных технологий, связанных с развитием у учащихся исследовательских умений.
  5. Наличие собственного исследовательского интереса.

Для выполнения первых трех критериев необходимо четко представлять цели собственной работы. Я преподаю историю и обществознание в подростковой и старшей школе.

Главной целью своей работы в школе я вижу не передачу знаний, а создание условий для становления у учащихся культуры исторического мышления.

Что такое историческое мышление? Какие составляющие включены в историческое мышление? Каковы особенности исторического познания и исследования?

Без ответа на эти вопросы невозможно и понять технологии передачи способов исторического исследования.

Культура исторического мышления включает в себя представление об особенностях исторического знания и исторического описания.

Культура исторического мышления предполагает и освоения особых исследовательских операций, которые свойственны истории как одной из областей гуманитарного знания.

Гуманитарные науки – это особый тип знания, где фундаментальным демаркирующим аспектом выступает только присущая гуманитарным наукам процедура понимания. Понимание противопоставляется объяснению, которое относится к наукам о природе.

Историческое исследование как гуманитарная процедура, связана с вычленением, пониманием и описанием исторических событий. Содержанием исторической науки является событие. Понимание события, осмысление события и самоопределение по поводу того или иного исторического события составляет ткань исторического мышления.

В чем заключаются особенности исторического познания исторических событий?

Для ответа на этот вопрос необходимо обозначить основные качественные характеристики исторического события.

  1. Историческое событие — случайно, непредсказуемо в системе линейного времени; при совершении события возникает ситуация жизненного выбора; создается рефлексивное поле для действия субъекта;
  2. Историческое событие — непроницаемо, смысл не всегда адекватен самому событию; при описании события всегда происходит искажение события.
  3. Историк имеет дело с определенными историями рассказывания событий. Событие пропущено через историка, обращено в текст. Событие не является событием без сообщения, вести о нем.

Исходя из этих качественных характеристик определяются этапы и смыслы исторического исследования. Они заключаются в следующем.

  1. Историк изучает не «само историческое прошлое (событие) какое оно было», а изучает тот образ прошлого, который возникает пред его умственным взором, когда историк-исследователь формулирует свои вопросы к дошедшим до нас посланий. Чтобы послание прошлого стало историческим источником необходимо поставить к нему свои вопросы, активизировать его, понять культурное наполнение и внутреннее содержание.
  2. Историк преобразует текст (исторический источник) исследовательскими операциями (анализирует, расчленяет на фрагменты, выделяет элементы, которые ему кажутся важными). Историк ожидает от источника информации, но всегда сталкивается с личностью создателя, содержанием и структурой его сознания, миром его представлений, который был свойственен той современности. Историк дешифрует источник.
  3. Результаты исследования организуются историком в связное и законченное повествование. Собранные и обработанные им данные группируются таким образом, что возникает то, что можно назвать «интригой». Историк ведет себя как писатель, он создает сюжет, которому подчиняются данные. Историк из потока выделяет значимые для него события, придавая им завершенность. На содержание истории оказывает влияние его форма – язык, стиль изложения, риторические фигуры.
  4. Историк в своем исследовании обязательно вступает в отношения со своими предшественниками, он не может игнорировать историческую традицию. Он либо примыкает к ней, либо пытается пересмотреть ее, но в любом случае он от нее зависит. Он наследует и научную проблематику, и методы исследования. Историка от исследуемого события отделяет время, поколения исследователей и важно знать те трансформации, которое прожило толкование этого события в трудах представителей разных школ и направлений.

Таким образом, историк расшифровывает язык, на котором говорит прошлое. Историк изобретает прошлое. Всякая историческая реконструкция, т.е. попытка восстановления прошлого, есть, несомненно, по своей природе историческая конструкция. Мы строим новую картину, которая, в конечном счете, соответствует ожиданиям, уманастроениям, коренным мыслительным установкам нашей эпохи. Но мы строим мир прошлого, исходя из тех посланий и указаний, которые мы черпаем в источниках. Написанная, изложенная наша история становится тут же еще одним источником, еще одной интерпретацией.

Передача способов работы историков, описанных выше, создание условий для освоение школьниками особенностей исторического познания – является главным в моей педагогической практике.

Какими способами и через какие формы работы происходит приобщение школьников к особенностям исторического исследования?

  1. Через систему представленного исторического материала на уроках (учебник не является доминирующим на уроках, а одним из исторических источников, имеющих автора) (см. Концепцию преподавания истории)
  2. Через систему творческих познавательных заданий.(см. концепцию преподавания истории, приложение № 1 «Примеры заданий для старшей школы», приложение № 2 «Программа, тексты и задания к учебному модулю «Город»)
  3. Через подготовку самими школьниками мини-исторических исследований.
  4. Через организацию практической работы на уроках, связанную с источниковедческим и историографическим анализом текста (см. приложение № 3 конспект урока «Русские князья после Батыева нашествия: выбор политический и религиозный»).
  5. Через организацию зачетных работ, где определяющими являются задания на историческую реконструкцию события через тексты, задания, связанные с интерпретацией текстов историков и современников.
  6. Через руководство написанием школьниками исследовательских работ по истории (для старшеклассников), которые требуют самостоятельных мыслительных усилий школьников по реконструкции культурного контекста изучаемой эпохи. (Например, «Коммуналка как символ советской эпохи», «Русский город», «Портрет русской бюрократии в произведениях современников и историков», «Один день из жизни русского купечества», «Николаевская Россия глазами иностранцев» и т.д. и т.п.).
  7. Через использование на уроках истории и обществознания, а также в исследовательских работах школьников современных информационных технологий. (Например, дипломная работа старшеклассников «Компьютерное учебное пособие «Россия и «движение» ее территории. Карта российской империи», компьютерные презентации на уроке, подготовленные самими школьниками).
  8. Через создание и работу школьной лаборатории социальных наук. Через и организацию в рамках этой лаборатории работы клуба «Дебаты». Через организацию и работу «мастер-класса» в ходе работы которого происходит обсуждение, предзащита дипломных работ старшеклассников.
  9. Через проведение активных форм работы на учебных занятиях по истории, таких как:
    • лабораторная работа (работа с историческим источником);
    • семинарское занятие (вопросы к семинарам – миниисследования школьников);
    • дискуссия, диспут;
    • Написание исторического эссе по проблемным историческим вопросам (требует выработки собственной системы аргументации, определения собственных выводов).

Участие в конкурсе в данной номинации, по моему мнению, предполагает не только приобщение школьников к исследованию и становлению у них исследовательской культуры, но и активную исследовательскую позицию у самого учителя.

Учитель-исследователь, это не только тот человек, который готовит учащихся к исследованию, но и сам активно занимается исследованием.

Исходя из вышеназванного замечания хочется обозначить собственные исследовательские интересы.

  1. Принципы источниковедческого анализа и особенности работы с историческими текстами.
  2. Контрольно-оценочные процедуры, связанные со становлением способностей, определяющих историческое мышление.
  3. Формат исследовательских работ по истории (историческое эссе)
  4. Лабораторные формы работы по истории и обществознанию: содержание, формы, возрастные особенности.
  5. Разработка инновационного курса по обществознанию.