Образование как природосообразный процесс и как самоорганизующаяся деятельность

Памяти Грегора Жирарда…

В статье обозначены тенденции, которые имеют место в обучении, и трудности, к которым эти тенденции приводят. Даётся набросок парного обучающего процесса в его основных чертах и делается попытка связать свойства этого процесса с решением имеющихся в обучении трудностей.

ImpressumVerlag Reinhard Thon zusammen mit dem Vereins «Neue Zeiten»ISBN 3-928820-98-2

1998

Оглавление:

Свободы всем нужно поровну, но разной
(одна из идей феминизма)

То, что Вы, возможно, прочитаете ниже, более чем на 95% основано на практическом опыте работы многих людей и менее чем на 5 % на догадках авторов.

В нашем изложении мы придерживались природосообразности, то есть мы старались действовать подобно тому инженеру, который, наблюдая жизнь пчёл, создал сотовый утеплитель. Мы также учитывали, что ученику, — независимо от того, это взрослый или ученик первого класса, — ученику необходимо несколько видов свободы: а) свобода в выборе учебного материала в соответствии со своими интересами; b) свобода в выборе темпа работы; c) свобода в перемещении по учебным помещениям и

d) свобода в выборе подходящего партнера для диалога.

Через такой набор свобод реализуется, на наш взгляд, природосообразность в обучении.

Общий план нашего изложения таков:

Сначала мы бегло обозначим тенденции, которые имеют место в обучении, и трудности, к которым эти тенденции приводят. Затем мы дадим набросок парного обучающего процесса в его основных чертах. И далее мы постараемся связать свойства представленного обучающего процесса с теми трудностями, которые обозначим в начале.

Итак, какие тенденции можно обнаружить в обучении?

Первая тенденция

За последние 150 лет средняя численность класса снизилась с 70-ти до 18 учеников, но это не привело к повышению качества образования [1, стр. 403]. Трудность, создаваемая этой тенденцией, состоит в том, что при ее продолжении можно ожидать, что соотношение количества учеников к количеству учителей достигнет значения 1:1, что вряд ли возможно.

Вторая тенденция

По экспертным оценкам учителей брак учебного процесса составляет около 10%, то есть каждый десятый ученик есть некачественная продукция. Трудность, создаваемая этой тенденцией, состоит в том, что эта некачественная продукция ложится тяжелым бременем на социальные плечи, например, в криминальном виде, и постепенно накапливается.

Третья тенденция

Постепенно увеличивается время на поиск рабочего места для молодых людей. Несмотря на развитую систему доучивания и переучивания специалист всё меньше соответствует требованиям, которые предъявляет к нему вакантное рабочее место. Трудность, создаваемая этой тенденцией, состоит в том, что дорогостоящие меры по уменьшению безработицы не дают видимого эффекта.

Четвертая тенденция

По различным оценкам от 50 до 80% выпускников школ имеют существенные недостатки здоровья. В некоторых странах эта тенденция реально затрудняет набор в армию. Эта тенденция стимулирует медицину и ложится еще одним бременем на плечи общества.

Мы оставляем пока вне нашего рассмотрения тенденции, имеющиеся в сферах отношений полов, поколений и наций, которые для общества существенны не менее, если не более.

Исходя из трудностей, порождаемых этими тенденциями, можно сформулировать идеальную задачу для образовательного процесса: его нужно изменить так, чтобы 100% выпускников к возрасту поступления на работу были совершенно здоровы и профессионально готовы занять имеющиеся в это время рабочие места. По этому параметру, — а именно по реальной занятости, — мы будем иметь возможность сделать количественную оценку измененной образовательной деятельности.

Разрешима ли такая задача в принципе? Можно ли её решить только за счет возможностей образовательного процесса?

Сколько на это может понадобиться времени? В каком количественном масштабе её возможно решать? Мы выскажем всего лишь наше мнение по этим вопросам и постараемся далее привести некоторые основания для наших ответов.

Мы думаем, что такая задача разрешима как в принципе, так и конкретно за счёт возможностей образовательного процесса. Во времени это выглядит как постепенная планомерная работа в течении примерно 25 лет, по прошествии которых можно будет получить упомянутые выше измеримые результаты. В количественном масштабе можно начинать с небольшой школы с числом учащихся 200-300 человек или даже менее, а затем постепенно, по мере налаживания процесса обучения, увеличивать круг участвующих людей — учеников и учителей.

Как мы уже говорили, наши дальнейшие соображения почти полностью основываются на анализе практического опыта образовательной работы и лишь в ничтожно малой части содержат авторские идеи. Для нас это особенно важно, так как мы придерживаемся того мнения, что в образовательной работе возможно делать лишь постепенные изменения на основе преемственности опыта, накопленного поколениями учителей. Мы думаем, что крупные реформы образования не могут дать заметного эффекта. В то же время кропотливая работа «шаг за шагом» в течении более длительного времени обеспечивает надежные результаты. Именно о такой работе и пойдёт речь в дальнейшем.

Нашим первоисточником является отец G. Girard, который в 1804 году открыл свою школу при францисканском монастыре в Швейцарии. В школе отца G. Girard»а ученики обучали друг друга попарно. За несколько лет способ обучения распространился, и такие школы стали называть «жирардовы школы». В 1818 году школу отца G. Girard»а посетил Песталоцци, который был отрицательно настроен против «жирардовых школ». После посещения он сказал: «Ваш Girard знает, как дерьмо в золото превращать» [2, стр. 19].

Отец G. Girard ничего не придумал сам, просто жизнь заставила его с немногими учителями обучать многих: «Это был вопрос выживания, а не вопрос методики» [там же]. G. Girard не только использовал Бёль-Ланкастерскую систему, но он применил парную работу учеников, — «парные занятия при смене партнеров в парах» [там же], — в которой они использовали диалог, о котором так много говорил еще Сократ.