Образовательная программа блока «Осуществление процесса программирования в малых группах»»

Пояснительная записка

Основная форма работы при осуществлении коллективного программирования – групповая. Возникновение и существование программирующей группы определяется порядком реализации функции коллективного программирования. Группа играет роль либо самостоятельного субъекта деятельности программирования (в том случае, если группа состоит из управленцев высшего звена учреждения, организации или специалистов, занимающих управленческую позицию по отношению к какой-либо системе деятельности), либо субъекта – участника большого управленческого события (в том случае, если в процесс программирования втянут весь коллектив, либо достаточно большая по числу участников группа).

Эффективность работы малой группы существенно зависит от того, насколько качественно осуществляются в ней процессы мыследеятельности – мыслительная работа, коммуникация, понимание, рефлексия, насколько эффективны действия участников группы. Это, в свою очередь, зависит от способа организации работы группы, понимания схемы (тактов, этапов) работы группы, закрепления функций за участниками работы.

Красноярское педагогическое сообщество – его оргуправленческий слой, коллективы и группы, участники общественно-педагогических инновационных движений – в течение последних 10 лет являются и организаторами, и участниками больших управленческих событий, программирующих деятельность красноярского образования. Практика ОДИ-образных мероприятий стала привычной, выделился слой специалистов в этой области.

Разворачивание же практики управленческой (в том числе и программирующей) деятельности в малых группах, состоящих из администраторов учреждений образования, управлений образования разных уровней на сегодняшний день остается проблемой. Это связано, в частности, с тем, что деятельности такого рода не обучают специально ни в вузах, ни в учреждениях повышения квалификации.

Вследствие недостаточной разработанности темы, образовательный блок «Осуществление процесса программирования в малых группах» предполагает не только учебную, но и поисково-разработческую деятельность участников.

Целевое назначение блока:

Формирование навыков организатора и участника управленческого события в малой группе: • знакомство с существующими организационными схемами; • поиск и разработка собственных организационных схем;

• освоение основных функций.

Задачи блока: • Дать представление о группе как субъекте управленческой (в т.ч.  и программирующей) деятельности. • Предъявить опыт деятельности различных групп, существующий в культуре  коллективного программирования (с использованием литературных  источников и реальной практики). • Моделирование «жизненных» ситуаций и событий коллективного  программирования для актуализации, проявления, «выращивания»  и предъявления умений и навыков функционального самоопределения,  организационного проектирования работы группы. • Создание и обеспечение функционирования сетевого взаимодействия  участников образовательного блока. • Описание результатов поисково-разработческой деятельности участников

  сети блока.

Ожидаемые результаты освоения программного материала: • Умение инициировать появление малой группы, занимающей  управленческую позицию по отношению к какой-либо деятельности (в том  числе и в ситуации дистанционного взаимодействия). • Умение организовать коллективную деятельность в малой группе, используя  организационные схемы. • Умение определить ситуацию, сложившуюся в групповой работе, занять  необходимую позицию и выполнить соответствующую функцию. • Программы предстоящей деятельности групп – участников блока. • Понимание участниками механизма появления программы деятельности. • Представление собственных действий участника в предстоящей  деятельности. • Построение системы ожиданий действий других участников события

  коллективного программирования.

Ожидаемые результаты поисково-разработческой деятельности участников блока:

Создание тематических WEB-страниц сайта модуля «Коллективное программирование», содержащих описание опыта участников блока по организации процесса программирования в малых группах.

Формы учебной деятельности 1. Коллективная — работа в малых тренажных группах (в качестве инициатора    и участника события).

2. Индивидуальная.

Распределение часов образовательного модуля
по темам и видам работ

Пункты плана, отмеченные (*) не являются обязательными на данном этапе становления образовательного блока,
Часы дистанционной работы (**) не включены в число сессионных часов

Наименование разделов модуля Всего часов Лекции Практика Работа в сети ДО**
1. Понятие субъекта управленческой деятельности. Группа как субъект управленческой деятельности: образование, функционирование, участники. 10 4 6   10
2. Организация деятельности малой группы. 16 4 12   10
3. Выполнение различных функций участниками групповой работы. 20 6 14   10
4. Стажировка на одной из базовых площадок модуля. 20   20    
5. Индивидуальная работа участников блока по анализу и описанию опыта деятельности, полученного в результате участия в образовательном блоке. 6   6   20
6*. Деятельность малой группы в режиме удаленного асинхронного программирования.       20  
7*. Самоопределение к позиции консультанта блока. Выбор и разработка программы консультирования. Публикация информации на WEB-сайте модуля.       10  
    72 14 58 40 50

Рекомендуемая и используемая литература

1. Щедровицкий Г.П. Онтологические основания исследований мыслительной деятельности по решению проблем и задач. Вопросы методологии, №3-4, М,1996.
2. Генисаретский О.И.. Фигуры идентичности методолога. Вопросы методологии, М, №3-4, 1997.
3. Минов В.А. Вариант организации постоянно действующего семинара управляющих школой. Коллективный способ обучения, №1, Красноярск, 1995.
4. Минов В.А. Смысл и предназначение, история и перспективы Красноярского сетевого университета: управленческий аспект. В сборнике «Нововведениея в упралении».
5. Мкртчян М.А. О самоуправлении (размышления). Философия, методология, игротехника. Красноярск, 1998.
6. Мкртчян М.А. Актуальные вопросы игротехнической деятельности. В сборнике Организационно-деятельностные игры в образовании. Красноярск, 2001.
7. Мкртчян М.А. ОДИ как средство формирования и развития субъектов (индивидуальных и коллективных деятельности. В сборнике Организационно-деятельностные игры в образовании. Красноярск, 2001.
8. Минов В.А. Коллективные управленческие события. В сборнике Организационно-деятельностные игры в образовании. Красноярск, 2001.
9. Ильина Н.Ф. Из опыта освоения игротехнической позиции. В сборнике Организационно-деятельностные игры в образовании. Красноярск, 2001.
10. Лефевр В.А. О самоорганизующихся и саморефлексивных системах и их исследовании.
11. Карпович Д.И. Подготовка и проведение интенсивных организационно-деятельностных семинаров. В сборнике Организационно-деятельностные игры в образовании. Красноярск, 2001.
12. Паринов С. Истоки интернет-цивилизации. Интернет-публикация.
13. Зинченко А. Ремесло методолога. Журнал «Кентавр», №13, 1995 год.
14. Зинченко А. Игровая педагогика. (Система педагогических работ Школы Г.П.Щедровицкого).
15. Попов С. Организационно-деятельностные игры: мышление в «зоне риска». Журнал «Кентавр», №12, 1994 год.
16. Б.Джойс, Б.Шоуверс «Использование приобретенных знаний и навыков в практической работе: тренировка под руководством инструкторов» В кн. «Альтернативные перспективы улучшения работы школ», Фармер Пресс, 1984 год.