Коллективное программирование – это процесс совместной выработки представлений о предстоящей общей деятельности. В основе коллективного программирования лежит коммуникация, сориентированная на выработку общих представлений. Чем качественнее коммуникация – тем качественнее осуществляется программирование. Качество же самой коммуникации зависит от умений и способностей субъектов понять тексты других участников коммуникации и обеспечить понимание своих текстов.
Целевое назначение блока – создать условия для становления у участников модуля умений и способностей к понимающей деятельности.
Задачи: • Актуализировать необходимость освоения данной темы и включение ее в индивидуальную образовательную программу участника; • Стимулировать самоопределение обучающегося по данной образовательной программе как активного ее участника; • Определить основные смыслы понятия «понимание»; • Обеспечить условия для формирования у обучающихся умений и способностей к осуществлению понимающей деятельности; • Способствовать запуску процессов становления сетевого взаимодействия
по данной теме.
Ожидаемые результаты освоения программного материала: • Понимание необходимости освоения темы: «Понимание ситуаций, устных и письменных текстов» для участия и организации акций коллективного программирования; • Присвоение различных смыслов понятия «понимание»; • Освоение способов организации собственного понимания; • Формирование умений и способностей к организации понимающей деятельности участников акций коллективного программирования; • Выработка активной позиции участника по отношению к формированию сетевой организованности по теме: «Понимание ситуаций, устных и письменных текстов»; • Освоение способов построения собственной образовательной программы и
методов ее реализации через использование сетевого взаимодействия.
Обоснования выбора форм учебной деятельности В соответствии с двумя ключевыми утверждениями: • Способности к осуществлению конкретной деятельности формируются только в процессе осуществления этой деятельности (Б. Теплов); • Всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации, становится компонентом психики отдельного индивида — выделим два главных условия формирования у участника способностей к осуществлению понимающей деятельности: •• Постоянное осуществления подобной деятельности; •• Первоначально эта деятельность должна осуществляться совместно с
другими участниками.
Формы учебной деятельности: • Установочные доклады; • Рефлексия установочных докладов в малых группах; • Изучение письменных текстов в малых группах; • Индивидуальное изучение письменных текстов; • Рефлексия способов понимания письменных текстов; • Анализ ситуации реализации ИОП в постоянных группах; • Оформление собственного понимания ситуации реализации ИОП в письменный текст; • Анализ письменных текстов; • Соотнесение собственного понимания с пониманием других участников; • Проектирование деятельности по поводу изменения собственной образовательной среды в аспекте организации понимания (собственного
и других).
Распределение часов образовательного модуля
по темам и видам работ
№ | Наименование разделов модуля | Всего часов | Аудиторные занятия | ДО | ||
Лекции | Практика | Работа в сети | ||||
Блок. Понимание смысла ситуаций, устных и письменных текстов | ||||||
1. | Введение | 6 | 2 | 4 | ||
2. | Философский смысл понимания | 16 | 2 | 10 | 4 | |
3. | Методологический смысл понимания | 18 | 4 | 6 | 4 | 4 |
4. | Психологический смысл понимания | 16 | 2 | 6 | 4 | 4 |
5. | Отличие понимания от других процессов и явлений | 13 | 1 | 8 | 4 | |
6. | Этапы процесса понимания | 11 | 1 | 6 | 2 | 2 |
Итого | 80 | 12 | 40 | 14 | 14 |
Введение
Актуальность освоения блока для становления способностей и умений организатора акций коллективного программирования. Выявление и формирование образовательных потребностей участников. Коррекция и уточнение индивидуальных образовательных программ.
Философский смысл понимания
Что означает категория понимания в философии. Понятие герменевтического круга. Желание понять как необходимое условие для понимания. Деятельность понимания, как построение целостности. Механизмы понимания и смыслообразования.
Способы понимания ситуации, устных и письменных текстов.
Методологический смысл понимания
Понимание как процесс связывающий пояса чистого мышления, мыслекоммуникации и мыследействования. Понимание как деятельность. Понимание в схеме акта коммуникации. Предопределенность понимание наличными знаниями. Различия понимания текста и ситуации.
Способы понимания ситуации, устных и письменных текстов.
Психологический смысл понимания
Взаимопонимание. Понимание на основе идентификации и рефлексии. Понимание на основе эмпатии. Установки, влияющие на понимание другого человека. Способы понимания ситуации, устных и письменных текстов. Отличие понимания от других процессов и явлений. Понимание и познание. Понимание и объяснение. Понимание и рассуждение. Понимание и интерпретация. Понимание и осмысление.
Способы понимания ситуации, устных и письменных текстов.
Этапы, стадии процесса понимания
Этапность процесса понимания. Характеристика этапов. Непонимание как побудитель осуществления понимающей деятельности.
Способы понимания ситуации, устных и письменных текстов.