Образовательная программа блока «Понимание ситуаций, устных и письменных текстов»

Коллективное программирование – это процесс совместной выработки представлений о предстоящей общей деятельности. В основе коллективного программирования лежит коммуникация, сориентированная на выработку общих представлений. Чем качественнее коммуникация – тем качественнее осуществляется программирование. Качество же самой коммуникации зависит от умений и способностей субъектов понять тексты других участников коммуникации и обеспечить понимание своих текстов.

Целевое назначение блока – создать условия для становления у участников модуля умений и способностей к понимающей деятельности.

Задачи: • Актуализировать необходимость освоения данной темы и включение ее  в индивидуальную образовательную программу участника; • Стимулировать самоопределение обучающегося по данной образовательной  программе как активного ее участника; • Определить основные смыслы понятия «понимание»; • Обеспечить условия для формирования у обучающихся умений и  способностей к осуществлению понимающей деятельности; • Способствовать запуску процессов становления сетевого взаимодействия

  по данной теме.

Ожидаемые результаты освоения программного материала: • Понимание необходимости освоения темы: «Понимание ситуаций, устных  и письменных текстов» для участия и организации акций коллективного  программирования; • Присвоение различных смыслов понятия «понимание»; • Освоение способов организации собственного понимания; • Формирование умений и способностей к организации понимающей  деятельности участников акций коллективного программирования; • Выработка активной позиции участника по отношению к формированию  сетевой организованности по теме: «Понимание ситуаций, устных и  письменных текстов»; • Освоение способов построения собственной образовательной программы и

  методов ее реализации через использование сетевого взаимодействия.

Обоснования выбора форм учебной деятельности В соответствии с двумя ключевыми утверждениями: • Способности к осуществлению конкретной деятельности формируются  только в процессе осуществления этой деятельности (Б. Теплов); • Всякая форма человеческой психики первоначально складывается как  внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или  иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации, становится  компонентом психики отдельного индивида — выделим два главных условия формирования у участника способностей к осуществлению понимающей деятельности:   •• Постоянное осуществления подобной деятельности;   •• Первоначально эта деятельность должна осуществляться совместно с

     другими участниками.

Формы учебной деятельности: • Установочные доклады; • Рефлексия установочных докладов в малых группах; • Изучение письменных текстов в малых группах; • Индивидуальное изучение письменных текстов; • Рефлексия способов понимания письменных текстов; • Анализ ситуации реализации ИОП в постоянных группах; • Оформление собственного понимания ситуации реализации ИОП  в письменный текст; • Анализ письменных текстов; • Соотнесение собственного понимания с пониманием других участников; • Проектирование деятельности по поводу изменения собственной  образовательной среды в аспекте организации понимания (собственного

  и других).

Распределение часов образовательного модуля
по темам и видам работ

Наименование разделов модуля Всего часов Аудиторные занятия ДО
Лекции Практика Работа в сети
Блок. Понимание смысла ситуаций, устных и письменных текстов
1. Введение 6 2 4    
2. Философский смысл понимания 16 2 10 4  
3. Методологический смысл понимания 18 4 6 4 4
4. Психологический смысл понимания 16 2 6 4 4
5. Отличие понимания от других процессов и явлений 13 1 8   4
6. Этапы процесса понимания 11 1 6 2 2
  Итого 80 12 40 14 14

Введение

Актуальность освоения блока для становления способностей и умений организатора акций коллективного программирования. Выявление и формирование образовательных потребностей участников. Коррекция и уточнение индивидуальных образовательных программ.
Философский смысл понимания

Что означает категория понимания в философии. Понятие герменевтического круга. Желание понять как необходимое условие для понимания. Деятельность понимания, как построение целостности. Механизмы понимания и смыслообразования.
Способы понимания ситуации, устных и письменных текстов.
Методологический смысл понимания

Понимание как процесс связывающий пояса чистого мышления, мыслекоммуникации и мыследействования. Понимание как деятельность. Понимание в схеме акта коммуникации. Предопределенность понимание наличными знаниями. Различия понимания текста и ситуации.
Способы понимания ситуации, устных и письменных текстов.
Психологический смысл понимания

Взаимопонимание. Понимание на основе идентификации и рефлексии. Понимание на основе эмпатии. Установки, влияющие на понимание другого человека. Способы понимания ситуации, устных и письменных текстов. Отличие понимания от других процессов и явлений. Понимание и познание. Понимание и объяснение. Понимание и рассуждение. Понимание и интерпретация. Понимание и осмысление.

Способы понимания ситуации, устных и письменных текстов.

Этапы, стадии процесса понимания

Этапность процесса понимания. Характеристика этапов. Непонимание как побудитель осуществления понимающей деятельности.
Способы понимания ситуации, устных и письменных текстов.