Пояснительная записка
Управленческая деятельность неразрывно связана с организацией понимания произносимых, читаемых, оформляемых (устно и письменно) текстов. Организуя собственное понимание или понимание другого человека (и многих сразу), возникает особая необходимость в умении схематизировать смысл, текст, ситуацию. Учителя школ, преподаватели учебных учреждений, дизайнеры, менеджеры, руководители разных уровней в своей деятельности используют изображение излагаемого для более доходчивого доведения до слушателя необходимого содержания. Очень часто изображения носят чисто иллюстративный характер. Иногда графически отражается суть и смысл. Бывает приходиться специально тратить время для организации понимания нарисованного, так как графическое изображение организует мышление для удержания смыслов, фиксации в памяти, дальнейшего продвижения в понимании, обеспечивает мыслекоммуникацию, организует рефлексию.
Умение схематизировать, необходимое любому образованному человеку, должно «выращиваться» непосредственно в деятельности: в индивидуальной работе над текстом, в обеспечении понимания смысла произносимого или излагаемого письменно, при публичном выступлении, при понимании возникших и предполагаемых ситуаций, определении позиций и отношений в коммуникации, при организации коммуникации. Необходимость в схематизации возникает и играет особую роль, как только человек оказывается в управленческой позиции. Будь-то руководитель, учитель или дворовый непоседа. Как правило, схемы действительно обеспечивают понимание. А схема, позволившая организовать рефлексию в сложной, проблемной ситуации, производит не только достаточно сильное эмоциональное впечатление, но «провоцирует» внутренние изменения в мышлении, в деятельности, в коммуникации.
Схемы и, соответственно, техники схематизации исторически сложились как особое техническое устройство и набор инструментов для рационального принятия решения в ситуациях и системах, не имеющих аналогов в опыте и недоступных, тем самым, чувственному восприятию.
Целевое назначение модуля
Формирование участниками модуля «Коллективное программирование» умений и навыка схематизации содержания смыслов, текстов, ситуаций в индивидуальной работе и в деятельности рабочих групп постоянного и сменного состава.
Задачи модуля «Схематизация содержания» 1. Сформировать представления о роли схем и технике схематизации. 2. Дать историко-культурный анализ прецедентов схематизации. 3. Построить для участников модуля проблемное поле, определяющее специфику управленческой деятельности, связанную с использованием схем и необходимостью их построения. 4. Моделирование «жизненных» ситуаций и событий коллективного программирования для актуализации, проявления, «выращивания» и предъявления комплекса умений и навыка работы со схемами, а также техник схематизации. 5. Организовать «проживание» схемами. 6. Способствовать формированию многообразных сетевых взаимодействий и сетевых организованностей участников модуля в области исследований создания и применения схем и техник схематизации в их непосредственной
деятельности и в событиях коллективного программирования.
Ожидаемые результаты освоения программного материала 1. Проявляемая субъектно-личностная позиция в индивидуальной и групповой работе к необходимости, месту и качеству графических изображений и схем. 2. Умение иллюстрировать и схематизировать смысл, текст, ситуацию. 3. Умение действовать по схеме, «проживать в схеме». 4. Ценностно-смысловое самоопределение участника модуля в области схематизации содержания: применение схем и схемотехники в
непосредственной деятельности.
Обоснование форм учебной деятельности
Всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации, становится компонентом психики отдельного индивида. Таким образом, на первоначальном этапе актуализация и понимание необходимости освоения техник схематизации должна осуществляться совместно с другими участниками модуля «Коллективное программирование». Само «выращивание» «культуры» применения схем и техник схематизации проводится за счёт постоянного осуществления целенаправленных и целесообразных работ участника этого образовательного модуля со схемами, над схемами, «в схемах».
Формы учебной деятельности 1. Индивидуально-организованные формы (установочные доклады; изучение и собственная подготовка сообщений, материалов образовательного модуля; личностная рефлексия). 2. Работа в парах сменного состава (работа над текстами, схемами; интерпретация смыслов, содержания, ситуаций) 3. Коллективная работа (самоопределение и рефлексия в группах постоянного состава, моделирование событий коллективного программирования,
«проживание в схемах» группами сменного состава).
Предметность учебной деятельности • Рисунок, иллюстрация, схема. • Интерпретация рисунков, схем. • Азы (азбука) схематизации. • Типология схем. • Основы схематизации и знакотехническая работа. • Элементы схем. • Организация схем: пространства, границы, переходы, действия. • Схематизация смыслов. • Схематизация текстов. • Схематизация ситуаций. • «Проживание» в схеме. • Антропотехника.
• Схемотехника «порождения мысли».
Лекции 1. Предназначение схем, схематизации в жизни человека и в управленческой позиции. 2. Характерные особенности схем: позиционность, «оборачиваемость» функций, автонимность, монадность, разнородность материала, «представительство» объектов, «проживание». 3. Схематизация как метод. 4. Схемотехника («инженерия схем») – происхождение и состав. 5. Схематизация как тип практики. 6. Антропотехника.
7. Схематизация в событиях коллективного программирования.
Распределение часов образовательного модуля
по темам и видам работ
* не включена в общее количество сессионного времени
№ | Наименование разделов модуля | Всего часов | Лекции | Практика | Работа в сети | ДО* |
1. | Введение в модуль | 4 | 1 | 3 | — | 2 |
2. | Рисунок, иллюстрация, схема | 6 | 2 | 2 | 2 | > 4 |
3. | Основы схематизации | 16 | 6 | 6 | 4 | > 8 |
4. | Схемотехника и знакотехническая работа | 26 | 6 | 12 | 8 | > 8 |
5. | Схематизация в событиях КП | 20 | 4 | 16 | — | > 8 |
72 | 19 | 39 | 14 | > 30 |
Рекомендуемая и используемая литература
1. | Декарт Р. «Regulae ad directionem ingenii (Правила для руководства ума)». Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1989. |
2. | Монтень М. «Опыты», Кн I-II., М., Издательство АН СССР, 1960 |
3. | Коменский Я.А. «Orbis sensualium picti» (Картины чувственного мира)» Избранные педагогические сочинения. М. Учпедгиз, 1955. |
4. | Щедровицкий Г.П. «Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций. Т.4., М., 2000 |
5. | Щедровицкий Г.П. «Система педагогических исследований (методологический анализ)». Сборник «Педагогика и логика» — «Касталь», М., 1992 |
6. | Розин В.М. «Логико-семиотический анализ знаковых средств геометрии». Сборник «Педагогика и логика» — «Касталь», М., 1992 |
7. | Алексеев Н.Г. «Формирование осознанного решения учебной задачи» Сборник «Педагогика и логика» — «Касталь», М., 1992 |
8. | Жегалин В.А., Нечипоренко А.В. Концепция философско-методологического и психолого-педагогического обеспечения человеко-машинных систем (ЧМС) , Вопросы методологии 4 — «Касталь», 1991 |
9. | Мкртчян М.А. О самоуправлении (размышления). Философия, методология, игротехника. Красноярск, 1998 |
10. | Мкртчян М.А. Цели образования. Сборник статей «Организационно-деятельностные игры в образовании», Красноярск, 2001 |
11. | Мкртчян М.А. Организационно-деятельностные игры как средство формирования и развития субъектов (индивидуальных и коллективных) деятельности. Сборник статей «Организационно-деятельностные игры в образовании», Красноярск, 2001 |
12. | Карпович Д.И. Подготовка и проведение интенсивных организационно-деятельностных семинаров. Сборник статей «Организационно-деятельностные игры в образовании», Красноярск, 2001 |
13. | Зинченко А.П. «Игровая педагогика (система педагогических работ Школы Г.П. Щедровицкого)», Тольятти, 2000 |
14. | Попов С. Методология организации общественных изменений. Кентавр №26, 2001 |
15. | Розин В. Условия мыслимости современного познания и социальности. Кентавр №26, 2001 |
16. | Мрдуляш П. Техника рисования схем. Кентавр №25-26, 2001 |
17. | Морозов Ф. Что такое схематизация – языковая техника или деятельностная практика? Кентавр №26, 2001 |
18. | Марача В.Г. «Методологический роман-схематизация: Вадим Розин в ипостаси Марка Вадимова», Вопросы методологии 1-2 — «Касталь», 1999 |