Образовательная программа блока «Схематизация содержания»

Пояснительная записка

Управленческая деятельность неразрывно связана с организацией понимания произносимых, читаемых, оформляемых (устно и письменно) текстов. Организуя собственное понимание или понимание другого человека (и многих сразу), возникает особая необходимость в умении схематизировать смысл, текст, ситуацию. Учителя школ, преподаватели учебных учреждений, дизайнеры, менеджеры, руководители разных уровней в своей деятельности используют изображение излагаемого для более доходчивого доведения до слушателя необходимого содержания. Очень часто изображения носят чисто иллюстративный характер. Иногда графически отражается суть и смысл. Бывает приходиться специально тратить время для организации понимания нарисованного, так как графическое изображение организует мышление для удержания смыслов, фиксации в памяти, дальнейшего продвижения в понимании, обеспечивает мыслекоммуникацию, организует рефлексию.

Умение схематизировать, необходимое любому образованному человеку, должно «выращиваться» непосредственно в деятельности: в индивидуальной работе над текстом, в обеспечении понимания смысла произносимого или излагаемого письменно, при публичном выступлении, при понимании возникших и предполагаемых ситуаций, определении позиций и отношений в коммуникации, при организации коммуникации. Необходимость в схематизации возникает и играет особую роль, как только человек оказывается в управленческой позиции. Будь-то руководитель, учитель или дворовый непоседа. Как правило, схемы действительно обеспечивают понимание. А схема, позволившая организовать рефлексию в сложной, проблемной ситуации, производит не только достаточно сильное эмоциональное впечатление, но «провоцирует» внутренние изменения в мышлении, в деятельности, в коммуникации.

Схемы и, соответственно, техники схематизации исторически сложились как особое техническое устройство и набор инструментов для рационального принятия решения в ситуациях и системах, не имеющих аналогов в опыте и недоступных, тем самым, чувственному восприятию.

Целевое назначение модуля

Формирование участниками модуля «Коллективное программирование» умений и навыка схематизации содержания смыслов, текстов, ситуаций в индивидуальной работе и в деятельности рабочих групп постоянного и сменного состава.

Задачи модуля «Схематизация содержания» 1. Сформировать представления о роли схем и технике схематизации. 2. Дать историко-культурный анализ прецедентов схематизации. 3. Построить для участников модуля проблемное поле, определяющее    специфику управленческой деятельности, связанную с использованием    схем и необходимостью их построения. 4. Моделирование «жизненных» ситуаций и событий коллективного    программирования для актуализации, проявления, «выращивания» и    предъявления комплекса умений и навыка работы со схемами, а также    техник схематизации. 5. Организовать «проживание» схемами. 6. Способствовать формированию многообразных сетевых взаимодействий    и сетевых организованностей участников модуля в области исследований    создания и применения схем и техник схематизации в их непосредственной

    деятельности и в событиях коллективного программирования.

Ожидаемые результаты освоения программного материала 1. Проявляемая субъектно-личностная позиция в индивидуальной и групповой    работе к необходимости, месту и качеству графических изображений и    схем. 2. Умение иллюстрировать и схематизировать смысл, текст, ситуацию. 3. Умение действовать по схеме, «проживать в схеме». 4. Ценностно-смысловое самоопределение участника модуля в области    схематизации содержания: применение схем и схемотехники в

    непосредственной деятельности.

Обоснование форм учебной деятельности

Всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате интериоризации, становится компонентом психики отдельного индивида. Таким образом, на первоначальном этапе актуализация и понимание необходимости освоения техник схематизации должна осуществляться совместно с другими участниками модуля «Коллективное программирование». Само «выращивание» «культуры» применения схем и техник схематизации проводится за счёт постоянного осуществления целенаправленных и целесообразных работ участника этого образовательного модуля со схемами, над схемами, «в схемах».

Формы учебной деятельности 1. Индивидуально-организованные формы (установочные доклады; изучение    и собственная подготовка сообщений, материалов образовательного    модуля; личностная рефлексия). 2. Работа в парах сменного состава (работа над текстами, схемами;    интерпретация смыслов, содержания, ситуаций) 3. Коллективная работа (самоопределение и рефлексия в группах постоянного    состава, моделирование событий коллективного программирования,

    «проживание в схемах» группами сменного состава).

Предметность учебной деятельности • Рисунок, иллюстрация, схема. • Интерпретация рисунков, схем. • Азы (азбука) схематизации. • Типология схем. • Основы схематизации и знакотехническая работа. • Элементы схем. • Организация схем: пространства, границы, переходы, действия. • Схематизация смыслов. • Схематизация текстов. • Схематизация ситуаций. • «Проживание» в схеме. • Антропотехника.

• Схемотехника «порождения мысли».

Лекции 1. Предназначение схем, схематизации в жизни человека и в управленческой    позиции. 2. Характерные особенности схем: позиционность, «оборачиваемость»    функций, автонимность, монадность, разнородность материала,    «представительство» объектов, «проживание». 3. Схематизация как метод. 4. Схемотехника («инженерия схем») – происхождение и состав. 5. Схематизация как тип практики. 6. Антропотехника.

7. Схематизация в событиях коллективного программирования.

Распределение часов образовательного модуля
по темам и видам работ

* не включена в общее количество сессионного времени

Наименование разделов модуля Всего часов Лекции Практика Работа в сети ДО*
1. Введение в модуль 4 1 3 2
2. Рисунок, иллюстрация, схема 6 2 2 2 > 4
3. Основы схематизации 16 6 6 4 > 8
4. Схемотехника и знакотехническая работа 26 6 12 8 > 8
5. Схематизация в событиях КП 20 4 16 > 8
    72 19 39 14 > 30

Рекомендуемая и используемая литература

1. Декарт Р. «Regulae ad directionem ingenii (Правила для руководства ума)». Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1989.
2. Монтень М. «Опыты», Кн I-II., М., Издательство АН СССР, 1960
3. Коменский Я.А. «Orbis sensualium picti» (Картины чувственного мира)» Избранные педагогические сочинения. М. Учпедгиз, 1955.
4. Щедровицкий Г.П. «Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций. Т.4., М., 2000
5. Щедровицкий Г.П. «Система педагогических исследований (методологический анализ)». Сборник «Педагогика и логика» — «Касталь», М., 1992
6. Розин В.М. «Логико-семиотический анализ знаковых средств геометрии». Сборник «Педагогика и логика» — «Касталь», М., 1992
7. Алексеев Н.Г. «Формирование осознанного решения учебной задачи» Сборник «Педагогика и логика» — «Касталь», М., 1992
8. Жегалин В.А., Нечипоренко А.В. Концепция философско-методологического и психолого-педагогического обеспечения человеко-машинных систем (ЧМС) , Вопросы методологии 4 — «Касталь», 1991
9. Мкртчян М.А. О самоуправлении (размышления). Философия, методология, игротехника. Красноярск, 1998
10. Мкртчян М.А. Цели образования. Сборник статей «Организационно-деятельностные игры в образовании», Красноярск, 2001
11. Мкртчян М.А. Организационно-деятельностные игры как средство формирования и развития субъектов (индивидуальных и коллективных) деятельности. Сборник статей «Организационно-деятельностные игры в образовании», Красноярск, 2001
12. Карпович Д.И. Подготовка и проведение интенсивных организационно-деятельностных семинаров. Сборник статей «Организационно-деятельностные игры в образовании», Красноярск, 2001
13. Зинченко А.П. «Игровая педагогика (система педагогических работ Школы Г.П. Щедровицкого)», Тольятти, 2000
14. Попов С. Методология организации общественных изменений. Кентавр №26, 2001
15. Розин В. Условия мыслимости современного познания и социальности. Кентавр №26, 2001
16. Мрдуляш П. Техника рисования схем. Кентавр №25-26, 2001
17. Морозов Ф. Что такое схематизация – языковая техника или деятельностная практика? Кентавр №26, 2001
18. Марача В.Г. «Методологический роман-схематизация: Вадим Розин в ипостаси Марка Вадимова», Вопросы методологии 1-2 — «Касталь», 1999