(анонс на 2002 год)
Назначение программы:
-
Формирование у школьников основ современных технологий мышления в сфере экранных и знаковых практик.
-
Формирование культурной нормы творческого (продуктивного) действия; развитие творческих способностей школьников старших классов и педагогов.
-
Формирование у педагогов моделей, схем, норм рефлексии творческого (продуктивного) действия, оформление педагогических задач.
Участники: школьники 8-11 классов, педагоги основного и дополнительного образования (в режиме стажировки).
Основные концептуальные положения:
-
Текст, независимо от формы своего представления (текст в собственном смысле, визуальный образ, образ движения), представляет собой знак (карту) события. Адресность текста предполагает, что адресат, «прочитывая» его, воспроизводит (моделирует) то событие, знаком которого является текст.
-
«Технологический» подход к тексту предполагает, что содержание текста рационально моделируется, конструируется его создателем; сам текст является результатом рационального синтеза. В случае, если создатель текста реально не прожил его содержание, такой подход легко вырождается в манипулирование адресатом (навязывание ему каких-то смыслов).
-
Авторство текста означает, что содержанием становится событие, реально или метафорически прожитое самим автором. В предельном случае текст создаётся как знак непосредственно проживаемого события и служит самому автору инструментом понимания собственных изменений. Акт чтения тогда в предельном случае становится совместным с автором переживанием (проживанием) События.
В этом (и только в этом) случае создание текста представляет собой действительно творческое (продуктивное) действие.
-
Образовательный модуль «Всё про текст» Содержание: построение понятия текста; работа с различными типами текстов (создание, интерпретация). Мета-содержание: создание текста, являющегося образом события. Количество участников: до 100 школьников, до 15 педагогов-стажёров.
Время проведения: 8-13 января 2002 г.
-
Образовательный модуль «Мир на экране, экран в мире» Содержание: изучение места визуальных технологий в современной цивилизации; практика визуализации; анализ и границ визуального представления. Мета-содержание: создание «пограничных» визуальных объектов. Количество участников: до 120 школьников, до 20 педагогов-стажёров.
Время проведения: апрель 2002 г., 6 дней.
-
Межрегиональная Летняя Гуманитарная Школа Содержание: построение понятий События; освоение техник проектирования и моделирования Событий; изучение культурной типологии моделей События. Мета-содержание: Моделирование организуемого и проживаемого События как основного содержания гуманитарных практик. Количество участников: до 120 школьников, до 20 педагогов-стажёров.
Время проведения: июль-август 2002 г., 15 дней.
-
Конференция творческих проектов Содержание: представление личных и проектных замыслов, произведений, артефактов. Мета-содержание: Событие чтения и понимания.
Время проведения: сентябрь 2002 г., 3 дня.
-
Образовательный модуль «Образ себя» Содержание: построение понятия авторства. Освоение техник реконструкции авторской позиции; изучение типологии авторских позиций. Мета-содержание: Событие авторства. Количество участников: до 100 школьников, до 15 педагогов-стажёров.
Время проведения: ноябрь 2002 г., 6 дней.